Оптимизация программы лояльности за счет кластеризации клиентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Повод, Д. В. Оптимизация программы лояльности за счет кластеризации клиентов / Д. В. Повод. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 540-543. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81342/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из подходов к совершенствованию управления клиентской базой компании является кластеризация клиентов, в основе которой лежат показатели транзакционного поведения и социально-демографических характеристик. В представленной статье рассмотрены возможные типы покупательской активности клиентов программы лояльности розничной сети АЗС.

Ключевые слова: кластерный анализ, клиентская база, программа лояльности, оценка эффективности, анализ, клиент, рынок, конкуренция, рекламная кампания, ремаркетинг.

Введение

В современном потребительском мире существует такое понятие, как конкуренция. Оно значительно влияет на выручку и устойчивое положение компании на рынке.

В данной работе я, являясь аналитиком данных, принимал участие в реализации повышения лояльности клиентов, за счет анализа их поведения и покупательских способностей. Это позволяет увеличить клиентоориентированность, повышение узнаваемости организации на рынке, вследствие чего увеличение выручки.

Основной раздел

Кластеризация базы проводилась по всем клиентам компании, которые были включены в программу лояльности. Для более точного результата анализ клиентов, входящих в Центральный регион России (Москва, Московская область, Ярославль, Юго-Запад, Нижний-Новгород), проводился отдельно от остальных.

Для кластеризации клиентской базы использовался следующий набор переменных:

1. Частота покупок клиента (за весь период);

2. Средний чек клиента (за весь период);

3. Период бездействия клиента (сколько месяцев прошло с момента совершения последней транзакции)

4. Период жизни клиента (сколько месяцев прошло с момента первой транзакции)

Наиболее значимыми переменными для кластеризации клиентской базы стали «частота покупок», «период жизни клиента» и «период бездействия клиента»

В результате анализа кластеризации было выбрано следующее разбиение:

Для анализа поведения клиентской базы был выбран период за последние 13 месяцев (январь 2020 г.-февраль 2021 г.) для сравнения текущих и прошлогодних показателей. За учет брали показатели на конец каждого расчетного месяца.

Каждый сегмент имеет свою особенность: частота покупок, количество уникальных клиентов, общий оборот клиентов и средний чек распределены равномерно, но видна зависимость увеличения/уменьшения показателей в зависимости от региона.

Алтайский регион, в сравнении с другими, имеет меньшие значения частоты покупок и суммы трат на клиента.

У клиентов, входящих в группу лояльности «Серебро», значительно выше показатели частоты покупок и суммы, чем у участников с другими уровнями. Это связано с тем, что основной поток клиентов находится в группе «Серебро», так как клиенты из него никогда не выходят, даже при отсутствии транзакций. Для перехода в следующую группу лояльности клиенту необходимо набрать определенное количество баллов.

Рассмотрим цепь Маркова по перемещению клиентов, принимающих участие в программе лояльности, между кластерами. Под воздействие некоторых факторов (изменение транзакционной активности, смена региона), клиенты могут перемещаться между кластерами.

Модель перемещений, представленная в виде марковской цепи, основывается на 4 кластерах клиентов, представленными ранее — новые, стабильные, отток, заблокированные, также дополнительный «Внешний мир», состоящим из потенциальных клиентов (Рисунок 1).

Марковская цепь перемещения участников между кластерами

Рис. 1. Марковская цепь перемещения участников между кластерами

При использовании детализированных кластеров, модель будет иметь следующий вид: 9 вершин из ранее описанных подкластеров и «Внешний мир» (Рисунок 2). Каждая вершина — это состояние клиента, характеризующееся частотой покупок, суммой покупок, периодом жизни клиента и периодом бездействия клиента (время, прошедшее с последней покупки). Каждый показатель имеет свой интервал допустимых значений.

Детализированная Марковская цепь перемещения участников между кластерами

Рис. 2. Детализированная Марковская цепь перемещения участников между кластерами

Клиент, впервые совершивший транзакцию с использованием программы лояльности, становится участником и попадает в кластер «Новые». Затем, исходя из транзакционного поведения участника, кластер может измениться на «Новые: Условно-стабильные» или «Новые: Стабильные». Из блока «Новые», участник может перейти в другие группы кластеров.

Если участник имеет t показатель транзакционной активности на отчетный месяц T и показатель t находится в пределах допустимого кластера i , то клиент остается в данном кластере.

Интервал допустимых значений был подобран опытным путем так, что 95 % участников гарантированно выполнят условия в пределах нижних и верхних границ интервала, отнесенного к ним кластера.

Для качественного анализа кластеров был выбран дополнительный показатель m , который используется для отсечения «плохих» участников (у которых с момента последней транзакции прошло более 6 месяцев). Если участник не имеет активности за период m , то он исключается из программы лояльности и дальнейшего анализа.

Выводы

На выходе данной работы мы получили полезные знания о клиентах. Эти данные помогут компании выявить слабые стороны при формировании программы лояльности. Необходимость заключается в том, что сейчас потребитель становится все более финансово-грамотным, поэтому если его не удержать, то он уйдет к конкурентам. Все эти действия помогут снизить издержки на удержание и привлечение новых клиентов, что в дальнейшей перспективе играет важную роль в существовании организации.

Литература:

  1. Гупта С., Хансенс Д., Харди Б., Кан У., Ку-мар В., Лиин Н., Равишанкер Н., Шрирам С., «Моделирование ценности жизненного цикла клиента. Российский журнал менеджмента», 2011г.
  2. Третьяк О. А., Слоев Фредерик Райхельд, Томас Тил, «Эффект лояльности: движущие силы роста, прибыли и непреходящей ценности», 2005г.
  3. Третьяк О. А., Слоев И. А., «Оценка маркетинговой деятельности по состоянию клиентского потока. Российский журнал менеджмента», № 10, 2012г.
  4. «Состояния клиентской базы данных», Электронный научный журнал «Исследовано в России», 2006г.
  5. Андреева А. В. Оптимальное управление клиентской базой на основе показателя долгосрочной стоимости клиента// Бизнес-информатика, № 4(22), 2012г
  6. Sherrel D., Collier J., «Managing appreciating and depreciating customer assets», Marketing Management Journal 18 (1), 2008г.
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, программа лояльности, кластер, клиентская база, группа лояльности, период бездействия клиента, период жизни клиента, последняя транзакция, транзакционная активность, частота покупок.


Похожие статьи

Покупательская лояльность потребителей розничной торговой сети

В статье представлены подходы к понятию «покупательская лояльность», выявлены виды и показатели эффективности лояльности, изучен процесс и механизм формирования покупательской лояльности посетителей торговой сети, исследованы программы лояльности, пр...

Влияние эмоциональной составляющей бренда на лояльность покупателей

В центре внимания исследовательской работы лежит маркетинговый анализ влияния эмоциональной составляющей бренда на лояльность покупателей. В работе представлена связь эмоционального восприятия бренда с лояльностью потребителей, раскрыта сущность эмоц...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Особенности цифровизации фитнес-отрасли

Разработка надёжных систем управления цифровыми услугами в условиях цифровизации деятельности приобретает в настоящее время особую актуальность для всех организаций вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе, и для современных фитнес-к...

Направления развития компании для перехода на клиентоцентричную бизнес-модель

В статье автор пытается выделить шаги, которые компаниям необходимо предпринять с целью перехода на клиентоведомый этап развития, и определить трудности при переходе

Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации

В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Похожие статьи

Покупательская лояльность потребителей розничной торговой сети

В статье представлены подходы к понятию «покупательская лояльность», выявлены виды и показатели эффективности лояльности, изучен процесс и механизм формирования покупательской лояльности посетителей торговой сети, исследованы программы лояльности, пр...

Влияние эмоциональной составляющей бренда на лояльность покупателей

В центре внимания исследовательской работы лежит маркетинговый анализ влияния эмоциональной составляющей бренда на лояльность покупателей. В работе представлена связь эмоционального восприятия бренда с лояльностью потребителей, раскрыта сущность эмоц...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Особенности цифровизации фитнес-отрасли

Разработка надёжных систем управления цифровыми услугами в условиях цифровизации деятельности приобретает в настоящее время особую актуальность для всех организаций вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе, и для современных фитнес-к...

Направления развития компании для перехода на клиентоцентричную бизнес-модель

В статье автор пытается выделить шаги, которые компаниям необходимо предпринять с целью перехода на клиентоведомый этап развития, и определить трудности при переходе

Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации

В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Задать вопрос