Институт экстрадиции: проблемы правоприменения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Ибраев, И. Б. Институт экстрадиции: проблемы правоприменения / И. Б. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81330/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этом году исполняется 30 лет, как произошло разделение Союза Советских Социалистических Республик на независимые государства, и у каждой из самостоятельных стран возникли глобальные проблемы, как в социально-экономических сферах, так и сферах государственно-правового регулирования отношений внутри страны. В тот же период времени Республика Казахстан, также столкнулась с такими же проблемными вопросами. Вопросы борьбы в сфере организованной преступности, на протяжении тридцатилетнего периода не разрешаются в должной мере. Как в начале 1990 годов произошел резкий всплеск преступности, особенно это было связано с созданием устойчивых криминальных группировок с межрегиональными, транснациональными и международными связями, так эта мировая проблема остается и по сей день. Лица, входящие в состав преступных организаций и сообществ, оказывали влияние на все важные отрасли экономики, помимо этого проникали в финансовые и банковские структуры, создавали огромные теневые капиталы. Такие преступные сообщества внедрялись в государственные органы, тем самым лоббировали свои интересы в исполнительных и управленческих сферах, и этим обеспечивали принятие положительных для себя решений, принимали участие в создании конфликтов в политических и национальных интересах. Этот фактор повлиял на необходимость расширения международных связей в борьбе с международной организованной преступностью. В данный момент, в предупреждении, профилактике и борьбе с преступностью актуальный вопрос приобретает институт — экстрадиция (выдача преступников). Данный институт находится в международной сфере сотрудничества (как правило, основными документами взаимодействия между странами — являются международные договоры и международные конвенции), и также вытекает из национальных прав самих государств (закрепленных в законах внутри стран — Конституции, Уголовный Кодекс, Уголовно-Процессуальный Кодекс, и других нормативных правовых актах). Здесь же необходимо отметить, что в действующем законодательстве Казахстана, также как и в законодательстве стран СНГ, в самой Минской Конвенции, а также договорах заключенными Казахстаном с другими государствами и определяющих процедуру самой экстрадиции, нет самого определения понятия.

Необходимо отметить понятие «экстрадиция» (выдача преступников) — это основанная на договоре, взаимности, международной вежливости или национальном праве передача обвиняемого в совершении преступления либо осужденное за его совершение лица государством, на территории которого это лицо находиться, другому государству в целях его уголовного преследования по законам запрашивающего выдачи государства или по нормам международного уголовного права либо для приведения в исполнение приговора, вынесенного судом запрашивающего государства [1]. В описанном понятии не указывается, что институт экстрадиции состоит лишь в требовании о выдаче, здесь отражены два признака: выдача для суда и выдача в целях исполнения вынесенного приговора.

Подытожив описанное следует отметить, что сущность самого понятия института «экстрадиции» выражается в следующем — подозреваемое лицо, совершившее уголовное правонарушение, по законам страны в котором совершило преступление, должно понести соответствующее наказание, либо в государстве, в котором было задержано, или в стране, пострадавшей в наибольшей степени от совершенного преступления. Необходимо заметить, что в Республике Казахстан такого специального закона нет, в отличие от других государств как США, Великобритания, Германия и другие, в законодательных актах Казахстана имеются только отдельные нормы, регулирующие данный вопрос. Наше государство поддерживает практику заключения международных двухсторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам основанным на Минской Конвенции. Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние международные соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например, Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества, подписанного в 1968 году; Гаагская конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов, заключенного в 1970 году; Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 года и многие другие), региональные и двухсторонние соглашения о правовой помощи (например, Конвенция ЕС о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1959 года, Минская Конвенция, заключенная 1993 году, Кишиневская Конвенция, заключенная в 2003 году) [2]. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, а именно статьи 11 Конституции Республики Казахстан и части первой статьи 8 Уголовного Кодекса Республики Казахстан — граждане Республики Казахстан, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству. Гражданин Казахстана не может быть выдан другому государству, если иное не предусмотрено международными договорами [3, 4]. Здесь также необходимо отметить общее правило заключенное между государствами — страна, подтвердившее требование о выдаче уголовного преступника, извещается по каннам связи, чаще всего дипломатическим, от которого исходила инициатива, и затем определяют между собой место и время выдачи уголовного преступника. Помимо самого уголовного преступника, с ним передаются предметы и вещи, которые могли быть добыты преступным путем, и документы и предметы, которые могут явиться доказательствами по материалам досудебного расследования. Данный порядок признается принятым практически во всех заключенных между государствами правовых документах, касающихся вопросов экстрадиции. В настоящее время в современном государстве Республике Казахстан преобладает значимое место международных организаций, в основе своей деятельности, преобладающее значение которых является отслеживание, координация и борьба с транснациональной и международной преступностью. В этой связи 4 ноября 1992 года Республика Казахстан вошла в качестве еще одного участника международной организации — Интерпол. В тот же период Министерству Внутренних Дел Республики Казахстан дано поручение о создании Национального центрального бюро (НЦБ) международной организации уголовной полиции — Интерпола. Этот шаг представлял собой широкомасштабное взаимодействие и сотрудничество Казахстана с другими мировыми государствами, касательно сферы борьбы с международной преступностью и правовой помощи в части экстрадиции. Опять же повторяясь, в современном государстве Казахстан нет разработанного и принятого специального законопроекта по институту экстрадиции, на основе которого возможно было устранение спорных вопросов, как в теории, так и практике выдачи уголовных преступников. Но, наше государство идет по пути подписания международных двухсторонних и трехсторонних соглашений с иностранными государствами, о правовой помощи в сфере гражданских, семейных и уголовных дел, что и способствует регулировании вопросов экстрадиции. И в продолжении данной проблемы, стоит отметить, эффективным правовым рычагом, применяемым в практике Республики Казахстан и иностранных государств в вопросах уголовно-процессуального законодательства является институт экстрадиции. Посредством его применения и использования в международно-правовой сфере, обеспечивается один из основных принципов уголовного процесса — неотвратимость уголовной ответственности и уголовного наказания, в отношении лиц, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные уголовным законом различных государств.

В нынешнее время институт экстрадиции применяется в следующих видах: это выдача подозреваемого и выдача осужденного лица. Вопросы регулирующие выдачу подозреваемого лица, осуществляются в целях дальнейшего уголовного преследования, которое представляет собой вид процессуальной деятельности, осуществляемый стороной обвинения, в целях изобличения и привлечения лица совершившего преступление к предусмотренной законом ответственности. Выдача же осужденного лица, предполагает собой исполнение назначенного судом наказания, представляющее собой определенный нормами уголовно-процессуального права порядок применения мер государственного принуждения, выражающееся в комплексе применения ограничений прав и свобод осужденного лица. При этом инициативой о выдаче подозреваемого используется любой страной, законно и правомерно настаивающее на осуждении и наказании, а касательно вопросов выдаче осужденного, здесь правомерно ставить вопрос только той страной, которая применила в отношении конкретного лица государственное принуждение — в виде вынесения приговора подтверждающее его виновность. В первом виде экстрадиции, ставится задача осуждения и наказания преступника, что в условиях правовых основ юрисдикции могут претендовать одновременно несколько государств, что же касается второго варианта — здесь используется принцип исполнение назначенного наказания, и правом пользуется то государство, которое уже вынесло приговор о виновности.

Исходя из видов экстрадиции при решении вопроса о направлении запроса о выдаче уголовных преступников, целесообразно соблюдать отдельные требования и основания. В части касающихся оснований для направления требования о выдачи подозреваемого — необходимо подтверждение регистрации материалов досудебного расследования или стадия возбуждения уголовного дела касательно определенного лица или факта, либо вступление в законную силу приговора суда в отношении конкретного лица, но здесь же важно заметить, что данные обстоятельства подлежат удовлетворению на определенных требованиях, в случае отсутствия которых любым государством правомерен иметь место отказ в выдаче подозреваемого или осужденного.

К проблемам, в ходе осуществления экстрадиции, возможно отнести следующее коллизии возникающие в практической деятельности, при наличии которых возможны отказы в выдаче:

  1. Инкриминируемое деяние должно считаться преступным в соответствии с законодательством той страны, где скрывается уголовный преступник, так и того государства, которое является инициатором требования о его выдаче (в теории так называемое — правило двойной преступности);
  2. Выдача уголовного преступника должна основываться на принципе «минимального срока наказания», что подразумевает собой обязанность выдавать преступников за те общественно-опасные деяния, где предусмотрено наказание в виде — лишения свободы, не ниже определенного срока (для Республики Казахстан в соответствии со статьей 579 ч.1 УПК РК — не менее одного года лишения свободы или не менее шести месяцев неотбытый срок) [5];
  3. Подозреваемое или осужденное лицо, выданное другому государству должно быть привлечено к ответственности только за те общественно-опасные деяния, которые были оговорены в требовании о выдаче (правило специализации);
  4. Возникновение коллизий в вопросах требований о выдаче преступников — принцип не выдачи собственных граждан; принцип невыдачи лиц, преследуемых по дискриминационным признакам; недопустимость выдачи во исполнение принципа — двойного привлечения к уголовной ответственности за одно и тоже общественно-опасное деяние; отказ в выдаче, в связи с амнистией; отказ в выдаче, в связи с истечением сроков давности; отказ в выдаче лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом; отказ в выдаче по вопросам негуманности наказания; отказ в выдаче, в связи с возрастом или состоянием здоровья.

Также одной из проблем настоящего времени, с которым столкнулось мировое сообщество, а также Республика Казахстан в вопросах экстрадиции уголовных преступников, в целях обеспечения неотвратимости уголовной ответственности и наказания, в борьбе с международной преступностью — это пандемия «Covid-19». В связи с молниеносной распространяемостью по всему миру, в настоящее время на земном шаре нет ни одного материка, который не был подвержен и заражен данным заболеванием. В целях безопасности своих граждан, из-за временного прекращения транспортного сообщения между странами, иностранные граждане, совершившие преступления оказались в ситуации «бессрочного лишения свободы». В этой связи, для разрешения данных вопросов предлагается законодательно закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан положение, по которому выдача уголовных преступников иностранным государствам должна быть запрещена или отсрочена, и определить их правовое положение.

Литература:

  1. Бриллиантов А. В. Международное уголовное право, учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2020–327 с.
  2. Минская Конвенция «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам», 1993 года, ратифицирована постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 31 марта 1993 года № 2055-XII, вступила в силу 19 мая 1994 года — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/// 05.05.2021 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по. гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года), ратифицирована Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года № 531-II Между государствами-участниками Кишиневской Конвенции — https://docs.cntd.ru/document/901898597 // 05.05.2021 г.
  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан, 2014. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226// 05.05.2021 г.
  4. Конституция Республики Казахстан, 1995. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ — 05.05.2021 г.
  5. Уголовно-Процессуальный кодекс, 2014. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231// 05.05.2021 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, государство, выдача, выдача подозреваемого, институт экстрадиции, осужденное лицо, уголовный преступник, международная преступность, правовая помощь, Республика.


Задать вопрос