Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 19.05.2021

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Загораева, Р. Р. Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства / Р. Р. Загораева, С. Г. Васин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 488-492. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81142/ (дата обращения: 28.01.2022).



В работе проанализировано состояние конкуренции с точки зрения российского бизнеса различных отраслей экономики, а также со стороны международных рейтингов The Global Competitiveness Index и Doing Business.

Ключевые слова: государственное регулирование конкуренции, предпринимательство, конкурентоспособность.

В наше время остается актуальной одна из главных и самых сложных социально-экономических проблем — монополизм. Он является причиной возникновения множества серьёзных проблем в экономике, например, таких, как ухудшение качества продукции, рост уровня цен и так далее. Именно поэтому основная цель данной статьи — проанализировать развитие законодательства в сфере конкуренции.

Научная новизна данной статьи заключается в развитии системы взглядов на повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса различных отраслей экономики на основе применения методики оценки конкурентной среды в России.

Конкуренция понимается как соперничество, борьба между субъектами экономической деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [1]. Проблемы развития конкуренции наиболее важный аспект развития современной российской экономики. Для нашего государства поддержка конкурентной среды имеет большое значение, в связи с тем, что низкий уровень развития конкуренции — одна из важнейших причин спада в развитии новых технологий, предоставления услуг низкого качества, завышения цен и ограниченности потребительского выбора.

Основная задача государства в сфере противодействия монополизму заключается не только в формировании и развитии законодательной защиты конкуренции, но и в определении и эффективном применении механизмов, призванных стимулировать ее развитие в различных отраслях экономики.

Важно понимать, что развитие конкурентных отношений в экономике — это сложная задача, решение которой зависит именно от эффективности государственного регулирования в различных отраслях.

В 2020 году для оценки состояния конкурентной среды в РФ Аналитическим центром при Правительстве РФ был проведен онлайн-опрос субъектов российского предпринимательства. Участниками опроса стали 1522 представителя из всех отраслей экономической деятельности и всех регионов РФ (рис. 1). Рисунки составлены авторами на основе официальных данных [2].

Распределение по участию в опросе представителей российского предпринимательства, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 1. Распределение по участию в опросе представителей российского предпринимательства, доля ответивших в общем числе респондентов

В данной статье будут рассмотрены и проанализированы следующие показатели оценки состояния конкурентной среды: оценка состояния конкуренции и число конкурентов, а также динамика оценок бизнесом состояния конкуренции и динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке.

В отношении показателя «Оценка состояния конкуренции», можно сделать вывод о том, что в целом, наблюдается, скорее, высокая конкуренция (рис. 2).

Оценка состояния конкуренции, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 2. Оценка состояния конкуренции, доля ответивших в общем числе респондентов

Общая доля предпринимателей, указавшая в своем ответе на вопрос «Насколько часто необходимо предпринимать меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, а также разрабатывать новые способы повышения ее конкурентоспособности для сохранения своей рыночной позиции?» «очень высокая конкуренция» и «высокая конкуренция», составила 48,6 %. Данный показатель снизился в сравнении с 2019 годом (51,2 %) [2].

Стоит отметить, что более крупные компании испытывают большее конкурентное давление: 80,6 % крупных компаний указали на высокий уровень конкуренции и необходимость регулярно предпринимать меры по повышению конкурентоспособности продукта, тогда как среди микропредприятий таких только 46,3 % [2]. Такая разница может быть связана с тем, что крупным компаниям приходится конкурировать на всей территории Российской Федерации.

В отношении показателя «Число конкурентов», можно сделать вывод о том, что в целом, также наблюдается, скорее, высокая конкуренция (рис. 3).

Число конкурентов, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 3. Число конкурентов, доля ответивших в общем числе респондентов

Общая доля представителей бизнеса, указавшая в своем ответе «4 и более конкурентов» и «большое количество конкурентов», составила 85,6 %. В то время как общая доля предпринимателей, указавших на наличие не более 3 конкурентов или отсутствие конкурентов, составила всего 12,7 %

Важно проанализировать данные показатели не только за 2020 год, но и в динамике, для этого сначала рассмотрим совокупный показатель «Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции» (рис. 4).

Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, в %

Рис. 4. Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, в %

Начиная с 2015 года и вплоть до 2018 года падало количество предпринимателей, указывавших на высокую и очень высокую конкуренцию в различных отраслях экономики, и в 2019 году количество выросло до 51,2 %, но снова снизилось в 2020 г. Что касается предпринимателей, указывавших на низкий уровень конкуренции или ее отсутствие — их количество снова выросло до 24 % поле непрерывного роста в период с 2015 по 2018 год и падения в 2019 году.

Перейдем к показателю «Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке» (рис. 5).

Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке, в %

Рис. 5. Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке, в %

В период с 2015 по 2019 годы, примерно 22–24 % предпринимателей склонялись к мнению о сокращении числа конкурентов в своей отрасли в последние годы. В соответствии с этим, с каждым годом все меньшее число представителей бизнеса утверждали об увеличении конкуренции. Но в 2020 году выросло как число первых, так и число вторых. Примерно в одном диапазоне за весь исследуемый период находится число предпринимателей с наличием не менее 4 конкурентов в отрасли. Результаты анализа, проведенного авторами, подтверждают гипотезу о том, что ощущение конкуренции респонденты, в особенности малые предприятия, не связывают с числом конкурентов на рынке: наблюдается разнонаправленная динамика этих показателей.

Также, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в ближайшие три года 41 % респондентов планируют расширение своей деятельности, что, возможно, изменится в связи с текущей ситуацией как в России, так и на международном рынке [2].

Таким образом, оценивая состояние конкуренции с точки зрения российского предпринимательства, можно сделать вывод о том, что отношение российского предпринимательства к конкуренции представляется вполне позитивным. Тем не менее, стоит рассмотреть оценку конкуренции в России и со стороны международных рейтингов, а именно The Global Competitiveness Index 2019 и Doing Business 2019.

Начнем с рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index). В 2019 году Россия оказалась самой конкурентоспособной страной Евразии с результатом 66,7 балла. Среди недостатков, не позволяющих стране занимать в рейтинге более высокое место, указывается недостаточная развитость финансовой системы. По уровню ее уязвимости Россия входит в ту же группу, что и Индия, Китай и Италия, а из-за слабости предпринимательской культуры проблема внедрения инноваций остается все еще открытой [3].

В новом рейтинге — Doing Business 2019 — от Всемирного банка Россия получила 31-е место. Это в три раза выше, чем 5 лет назад, и почти в четыре раза выше, чем 10 лет назад. В Указе № 618 (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы») предполагалось вхождение страны в первую двадцатку рейтинга уже в 2018 году [4].

Результат исследования заключается в том, что динамика мировых экономических тенденций подтверждается необходимостью осуществления в России институциональных преобразований, формирования современной конкурентоспособной модели национальной экономики, основанной на инновациях и передовом управленческом опыте.

В целом, можно также сделать выводы о том, что после резкого роста уровня конкуренции в 2019 году — в 2020 году он вновь несколько снизился. В то же время впервые с 2015 года увеличилось количество респондентов, отметивших рост числа конкурентов, а параллельно с этим увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие. Таким образом, ощущение конкуренции (ее снижение) респонденты, в особенности представляющие малый бизнес, не всегда связывают с числом конкурентов на рынках. Также стоит отметить, что наиболее популярным способом повышения конкурентоспособности для российских предпринимателей традиционно стало снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг, новые маркетинговые стратегии и обучение персонала.

Авторами определено, что наибольшие трудности для развития бизнеса по-прежнему создают высокие налоги, что также отмечено и в международных рейтингах. Причем в 2020 году значимость этого фактора снизилась после резкого роста на фоне увеличения НДС. В число наиболее серьезных барьеров также вошли нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий, сложность доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицированных кадров.

Из всего вышесказанного следует, что ключевыми направлениями государственной политики, направленной на реальное реформирование экономики, должны стать совершенствование нормативно-правовой базы, развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора и, безусловно, борьба с коррупцией.

Литература:

  1. Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского — 2011. — № 24. — С. 450–453.
  2. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
  3. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru
  4. Рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://reports.weforum.org
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  6. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // СЗ РФ, 2017, № 52 (Часть I).
  7. Мартыненко Г. И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. — 2009 — С. 63.
  8. Буклет ФАС «Все о конкуренции в вопросах и ответах». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://komi.fas.gov.ru/sites/komi.f.isfb.ru/files/analytic/2012/04/24/fas_book_quest_answers_low.pdf
  9. Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Оценка состояния конкурентной среды в России за 2020 год» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf
  10. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/28514
  11. Рейтинг Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (Doing Business) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.doingbusiness.org.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высокая конкуренция, динамик оценок, конкурентная среда, различная отрасль экономики, российское предпринимательство, число конкурентов, общее число респондентов, основной рынок, Аналитический центр.


Ключевые слова

конкурентоспособность, предпринимательство, государственное регулирование конкуренции
Задать вопрос