ИТ-инфраструктура предприятия — это единый комплекс, программных, технических, коммуникационных, информационных и организационно-технологических средств обеспечения функционирования предприятия, а также средств управления ими.
Вне зависимости от размера организации, качественная ИТ-инфраструктура должна соответствовать четырём ключевым критериям:
- Доступность. С помощью существующей ИТ-инфраструктуры вы из любого места, в любой момент времени должны иметь доступ к необходимым вам информационным ресурсам, технологическим или программным сервисным службам (сетевой принтер, электронная почта, удаленный доступ к информационной системе и многое д. р.) и иметь возможность их использовать.
- Надежность. Это более сложный критерий, чем кажется на первый взгляд. Ведь всё, что может сломаться — обязательно рано или поздно сломается. Другое дело, что в случае с надежной ИТ-инфраструктурой, это не станет катастрофой — данные не исчезнут (работает система резервного копирования), не выйдут из строя серверы и рабочие станции (работает система «бесперебойного питания»), выход из строя оборудования не парализует организацию (есть подменное оборудование, есть резервный канал связи, есть возможность работать в «корпоративной системе» в автономном режиме) и многое другое.
- Безопасность. Данный параметр определяет возможность ИТ-инфраструктуры обеспечить надлежащий уровень разграничения доступа к программно-техническим ресурсам и информации. Информация, содержащая коммерческую тайну, скрыта от посторонних лиц и сотрудников, не имеющих соответствующего уровня доступа. Заблокированы «не нужные» сотрудникам технические ресурсы и существует система аутентификации (распознавания) пользователей и ограничения их прав в отношении ИТ-ресурсов (ограничение доступа к электронной почте и сети Интернет, ограничение возможности записи информации на носители, авторизация пользователей в сети и т. д.).
- Адаптивность (гибкость и масштабируемость). В рыночных условиях бизнес меняется достаточно динамично. Изменения в ИТ-инфраструктуре, её адаптация к бизнес-потребностям должны происходить также быстро, а добавление или изменение функционала должны протекать плавно и безболезненно как для бизнеса, так и для людей в нем участвующих.
- Эффективность. Информация — это жизненная энергия современного бизнеса, благодаря которой рождаются инновационные идеи и решения для их воплощения. Сегодня компании с небывалой скоростью создают и обрабатывают гигантские массивы информации. В мире ежедневно создаётся и пересылается свыше 100 миллиардов электронных писем. Уже сейчас, более четверти хранимых данных не используется или устарели. По статистике менеджеры тратят каждый день около двух часов на поиски необходимой информации, но половина найденной информации оказывается бесполезной и в результате огромное количество руководителей не получают необходимых для работы данных или не уверены в их точности. При этом ежегодно возрастает количество данных, хранение и использование которых жестко регулируется законодательством. Именно с указанными проблемами призваны справляться современные ИТ-решения [1, c. 12].
Базовая инфраструктура — удовлетворяет базовые потребности организации в сервисах, необходимых для работы, и является платформой для поддержки и развертывания служб и приложений, критичных для бизнеса компании. В связи с этим надежность инфраструктурного ядра должна находиться на высоком уровне. Базовая ИТ-инфраструктура состоит из следующих компонентов:
– физическая сеть (пассивное и активное оборудование ЛВС);
– основные сетевые службы и сервисы;
– безопасный выход в сеть Интернет, антивирусная защита;
– файловый сервер и файловые сервисы.
Дополнительная инфраструктура — предоставляет сервисы и службы, необходимые для решения конкретных бизнес-задач. Эти сервисы не являются обязательными и развертываются в зависимости от нужд самой организации. Функционирование этих служб напрямую зависит от качества работы ядра инфраструктуры. Дополнительная инфраструктура состоит из следующих компонентов:
– службы сетевой печати;
– служба корпоративной электронной почты и защиты от спама;
– службы внутрикорпоративной связи;
– служба совместной работы;
– служба удаленного доступа к ИТ-ресурсам;
– служба централизованного управления обновлениями;
– служба резервного копирования и восстановления данных;
– служба централизованного хранения и управления базами данных;
– службы мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой;
– службы управления и настройки параметров безопасности с помощью групповых политик;
– службы присвоения сетевых сертификатов и многое другое [2, c. 28].
Для того чтобы создать качественную ИТ-инфраструктуру, отвечающую всем вышеперечисленным критериям, при её построении или модернизации, вне зависимости от конкретных целей, будь то создание единой информационной среды, автоматизации отдельных торговых или производственных процессов, автоматизации бухгалтерского или налогового учёта, необходимо пройти через следующие этапы:
Этап 1: Определение приоритетов вашего бизнеса
На этом этапе вы самостоятельно, исходя из «личного» опыта, опыта конкурирующих компаний и компаний партнеров, определите приоритеты развития вашего бизнеса и предполагаемые сферы его информатизации.
Этап 2: Определение спектра задач и целей по информатизации бизнеса
На данном этапе исходя из определенных вами приоритетов развития бизнеса, совместными усилиями мы определим план действий, задачи и цели информатизации вашего бизнеса. В процессе консультаций наши специалисты ответят на все ваши вопросы и помогут подобрать оптимальные решения поставленных задач и целей.
Этап 3: Анализ существующей ИТ-инфраструктуры и существующих бизнес-процессов
В соответствии с областью задач мы проанализируем существующую у вас ИТ-инфраструктуру и текущие бизнес-процессы, выявим степень соответствия ИТ-инфраструктуры требованиям бизнеса, найдём «узкие» места и определим и опишем четкие бизнес-требования к выстраиваемой ИТ-инфраструктуре и/или интегрируемому решению.
Этап 4: Разработка проекта и подготовка спецификаций
На этом этапе, проанализировав бизнес-требования, определяется объём предполагаемых работ, рассчитывается объём необходимых ресурсов, времени и бюджета. Определяются функциональные требования проекта, план миграции данных и пользователей, необходимый уровень программно-технической поддержки. Разрабатываются спецификации; подготавливаются коммерческие предложения и документация, определяющая условия проведения работ, поставки материалов, оборудования и программного обеспечения, программно-технической поддержки.
Этап 5: Взаимодействие с партнерами и поставщиками
На этом этапе проводятся операции, связанные с поиском и налаживанием контактов с компаниями партнерами (поставщики услуг связи, хостинга, разработчики программного обеспечения и д. р.), закупкой программного обеспечения и оборудования.
Этап 6: Развёртывание интегрируемого решения
На этом этапе осуществляются работы, связанные с закупкой и поставкой программного обеспечения и оборудования. Ведутся монтажные и сборочные работы. Обучаются пользователи. В информационные системы вносятся рабочие данные. Осуществляется наладка и пуск программно-технических средств в тестовом режиме.
Этап 7: Ввод в эксплуатацию и программно-техническая поддержка.
В своём роде — это финальный этап интеграции решения или создания ИТ-инфраструктуры «под ключ». На этом этапе происходит «тонкая» настройка и отладка всего комплекса в целом, ввод интегрированного решения или всего ИТ-комплекса в промышленную эксплуатацию, подписываются документы, подтверждающие выполнение работ и ввод в эксплуатацию. В случае постановки «решения» или «комплекса» на обслуживание — специалисты приступают к осуществлению работ по программно-технической поддержке [3, c. 262].
Литература:
- Бочарников В. Н., Лаврушина Е. Г., Блиновская Я. Информационные технологии в туризме: Учеб.пособие. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2013.
- Карпычев В. Ю. Управление совокупной стоимостью владения информационной системой: современное состояние и перспективы / / Экономический анализ: теория и практика. 2015.
- Самардак С. С. С. Корпоративные информационные системы. — Владивосток, изд-во ДГУ, 2013. — 262 С.