В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимизации прибыли.
Ключевые слова: прибыль торговой организации, финансовый результат торговой организации, валовая прибыль, чистая прибыль, оптимизация прибыли.
Значение прибыли в современной экономике огромно. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности любой торговой организации. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Актуальность данной статьи обуславливается важностью качественного формирования и распределения финансовых результатов организации и необходимостью ее оптимизации для организаций торговли.
Общий финансовый результат деятельности организации торговли, бухгалтерская прибыль или убыток — это сумма результата от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также результата (прибыли или убытка) от финансовой деятельности, операционной деятельности и от прочих внереализационных операций.
В таблице 1 представлены основные подходы к определению понятия «финансовый результат».
Таблица 1
Характеристика основных подходов к определению понятия «финансовый результат торговой организации»
Автор |
Определение понятия |
А. А. Соболева |
прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода |
В. А. Филатова |
конечный экономический итог деятельности, прирост или уменьшение капитала организации, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка |
Л. З. Мухаметшина |
обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования |
М. В. Мельник |
прибыль и убыток, где прибыль — конечный финансовый результат деятельности организации, характеризующий абсолютную эффективность его работы, а убыток ‒ конечный финансовый результат деятельности организации, который характеризует неэффективность деятельности данной организации |
А. Д. Шеремет |
системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности организации |
Таким образом, на основе представленных выше определений понятия «финансовый результат», можно сделать общий вывод о том, что данное понятие является довольно широким и объемным, но в целом его можно охарактеризовать как итоговый результат деятельности любой торговой организации.
С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной — это разность между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода.
Но прибыль характеризует не только экономическую эффективность функционирования, но вместе с тем является главным внутренним финансовым источником, обеспечивающим самостоятельное развитие организаций торговли.
Прибыль стимулирует рост объемных итоговых показателей и оптимизирует ассортимент, как производителей товаров, так и продавцов; заставляя хозяйствующие субъекты искать варианты снижения затрат.
В организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, различают несколько видов прибыли (рис. 1).
Рис. 1. Виды прибыли в организациях торговли
Прибыль от продаж определяется как разница между проданной продукцией и ее себестоимостью; прибыль от прочих операций представляет разность выручки и затрат, связанных с этими операциями; валовая прибыль — это общая сумма дохода, полученного организацией за вычетом управленческих и коммерческих расходов; чистая прибыль — прибыль, оставшаяся в распоряжении торговой организации.
На рис. 2 представлена схема формирования чистой прибыли в организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.
Как можно заметить, существенным отличием системы формирования финансовых результатов в торговых предприятиях является способ отнесения их затрат 1. Так в себестоимости продукции в таких организациях учитываются только затраты на приобретение товаров для перепродажи, все остальные затраты учитываются как издержки обращения в коммерческих расходах.
Рис. 2. Схема формирования чистой прибыли на предприятиях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю
По данным Росстата, в январе 2021 г., сальдированный финансовый результат организаций торговли в действующих ценах составил 220,6 млрд рублей, или 134,1 % к январю 2020 года. 4 Наиболее значительный рост доли прибыльных организаций в начале 2021 года наблюдался в сфере торговли оптовой и розничной автотранспортными средствами и мотоциклами.
В современных рыночных отношениях главной целью оптимизации прибыли является ее максимизация. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов организации: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует организации на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов.
От правильного планирования прибыли зависит размер платежей в бюджет и сумма средств, оставляемых в распоряжении самой организации 2. Финансовый менеджмент предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом.
Существует три группы различных методик оптимизации прибыли, а именно 3:
– традиционные методы;
– методы маржинального анализа;
– экономико-математические методы.
По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что прибыль торговой организации является показателем неё экономической эффективности характеризует разницу между выручкой и затратами за определенный период времени. Целью оптимизации прибыли организации является определение путей увеличения величины прибыли и рентабельности как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Цикл оптимизации прибыли состоит из двух этапов: анализ финансовых результатов и их планирование.
Литература:
- Дурнаева, И. В. Факторный анализ финансовых результатов / И. В. Дурнаева // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 119–124.
- Камышанов, П. И. Методы планирования показателей деятельности торгового предприятия/П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. -М., Омега-Л, 2017–271 с.
- Яшечкина, К. А., Кузнецова, Е. Д. Оптимизации прибыли предприятия по средствам предельного анализа / К. А. Яшечкина, Е. Д. Кузнецова // Молодой ученый. — 2020. — № 12.5. — С. 91–93.
- «О финансовых результатах деятельности организаций в январе 2021 года» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-o-finansovykh-rezultatakh-deyatelnosti-organizatsij.