Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Эшкинина, Д. С. Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии / Д. С. Эшкинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81005/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе рассмотрен метод Су Джок-терапии, как средство формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, специфика и возможности данного метода в работе с детьми. Была проведена коррекционная работа с использованием массажеров Су Джок. Сравнительный метод помог сопоставить результаты двух исследуемых групп, с одной из которых проводилась коррекционная работа. По итогам заключительного диагностического исследования представлены выводы об эффективности данного метода.

Ключевые слова: Су Джок-терапия, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, мелкая моторика рук, звукопроизношение, коррекционная работа.

В настоящее время увеличивается количество методов, способов, технологий для реализации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Су Джок-терапия относится к нетрадиционным методам воздействия, наряду с которым можно легко использовать и сочетать пальчиковые игры, дыхательные и артикуляционные гимнастики, занятия по игровой и продуктивной деятельности, упражнения по коррекции звукопроизношения и всех компонентов речевой деятельности.

Е. С. Авдеева объясняет метод Су Джок-терапии как «массаж при помощи специального массажера, стимулирующий рецепторные поля на ладонях и стопах, приводящий к нормализации мышечного тонуса, активизации речевых зон в коре головного мозга, развитии памяти, внимания, пространственной ориентации» [1; с. 107].

Диапазон полезных свойств у данного метода, пришедшего из восточной медицины, довольно широк, но в данном исследовании мы обратим внимание, как он может быть полезен именно в работе по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.

В своих работах ученый из Южной Кореи Пак Чже Ву установил взаимное влияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Стимуляция специальных точек приводит к излечению, а неправильное воздействие не принесет никакого вреда, а всего лишь будет неэффективно, в этом и заключается его безопасность.

Исследованиями в области применения Су Джок-терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения занимаются многие современные ученые (Г. А. Коновалова, Л. В. Некрылова, Н. В. Белинова, А. Н. Байбулатова, Е. С. Авдеева).

Н. В. Белинова метод Су Джок-терапии относит к ряду технологий, недавно появившихся в образовательной практике педагогов, которые специально не изучаются в профессиональных педагогических вузах, «их трансляция в образовательный процесс позволит сделать последний в разы эффективнее по сравнению с использованием только традиционных технологий» [3; с. 33].

На данный момент многими педагогами в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах используется Су Джок-терапия для оказания коррекционной помощи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек, связанных с определенными органами. Например: большой палец — голова, указательный — желудок, средний — кишечник, безымянный — печень, мизинец — сердце. Установив необходимые точки, мы развиваем моторную и речевую сферу ребенка. Данный метод желательно на занятии сочетать с другими традиционными упражнениями, например по коррекции звукопроизношения, как было сделано в данном исследовании.

Цель исследования: провести коррекционную работу по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода Су Джок-терапии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в коррекционной работе метода Су Джок-терапии повысить уровень сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.

В работе использовались следующие методы исследования:

– Теоретический метод исследования — содержит исследование и анализ специальной научной литературы, относящейся к теме исследования.

– Сравнительный метод исследования — помог сопоставить результаты до и после проведения коррекционной работы с использованием метода Су Джок-терапии у двух групп детей с общим недоразвитием речи (контрольная и экспериментальная группы).

– Обрабатывающие методы исследования — состоят из проведения количественного и математико-статистического анализа полученных данных.

– Интерпретационные методы исследования — включает метод качественного анализа результатов проведённой коррекционной работы, обсуждение результатов исследования, формулирование обобщающих выводов.

Для проведения исследования были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Первая группа — контрольная (10 человек), с которой не проводились упражнения с использованием метода Су Джок-терапии. Вторая группа — экспериментальная (10 человек), в работе с которыми был использован метод Су Джок-терапии.

На первом этапе эксперимента была проведена диагностика для оценки состояния уровня сформированности мелкой моторики рук у двух групп детей с общим недоразвитием речи. Были использованы диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников из книги Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича «Психомоторика».

После проведения диагностики, мы получили следующие результаты.

Таблица 1

Сравнение результатов диагностики до проведения коррекционной работы у первой (контрольной) группы детей с общим недоразвитием речи и у второй (экспериментальной) группы детей с общим недоразвитием речи.

Уровень сформированности мелкой моторики рук

Результаты первой (контрольной) группы детей с общим недоразвитием речи

Результаты второй (экспериментальной) группы детей с общим недоразвитием речи

Высокий уровень

10 %

10 %

Средний уровень

50 %

40 %

Низкий уровень

40 %

50 %

По результатам первого исследования, мы можем сделать вывод, что показатели у детей не имеют высоких различий. В обеих группах высокий уровень имеет 1 ребенок; средний в первой группе имеют 5 детей, во второй 4; низкий уровень в первой группе у 4 детей, а во второй у 5.

В обеих группах испытуемых у детей отмечено слабое развитие мелкой моторики рук, затруднения в работе с ножницами, бумагой, выполнении произвольных действий и упражнений на дорисовывание линий. Детям сложно самостоятельно показывать фигуры из пальцев, сгибать лист пополам, действовать по образцу [6].

На втором этапе была проведена коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода Су Джок-терапии. Данный метод использовался в работе только со второй (экспериментальной) группой для того, чтобы подтвердить гипотезу исследования.

Занятия проводились индивидуально в течении 20 минут. Первые 10 минут проводились упражнения по артикуляционной гимнастике, использовались звуковая дорожка, произношение по слогам, лабиринты тех звуков, которые необходимо автоматизировать у конкретного ребёнка, задания подбираются с учетом возраста и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Далее использовались упражнения Су Джок-терапии, предложенной Н. В. Онищенко. Например:

  1. Массаж Су Джок-шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз — два — три — четыре — пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Использование Су Джок-шаров при автоматизации звуков (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

На третьем этапе была проведена заключительная диагностика психомоторного развития дошкольников из книги Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича «Психомоторика».

Проведя диагностику, по исследованию формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, мы получили следующие результаты.

Таблица 2

Сравнение результатов диагностики после проведения коррекционной работы у первой (контрольной) группы детей с общим недоразвитием речи и у второй (экспериментальной) группы детей с общим недоразвитием речи

Уровень сформированности мелкой моторики рук

Результаты первой (контрольной) группы детей с общим недоразвитием речи

Результаты второй (экспериментальной) группы детей с общим недоразвитием речи

Высокий уровень

20 %

30 %

Средний уровень

50 %

50 %

Низкий уровень

30 %

20 %

Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно использование метода Су Джок-терапии повысило показатели уровней сформированности мелкой моторики рук у второй (экспериментальной) группы в сравнении с первой (контрольной) группой, с которыми тоже проводилась коррекционная работа, но без применения данного метода. Гипотеза подтверждена.

Дети самостоятельно выполняют задания, без помощи педагога, ориентируясь на словесную инструкцию. Без затруднений выполняют упражнения по дорисовыванию линий, свободно владеют ножницами, вырезают и сгибают лист пополам. Была отмечена в работе устойчивая координация кистей рук и содружество пальцев, успешное выполнение упражнений по рисованию контура и образцу.

На данный момент существует немалое количество упражнений с использованием метода Су Джок-терапии. Например, Г. А. Коновалова предлагает такие игры, как «разноцветные домики для шариков, звуковые домики, поймай звук, составь слово» [4; с. 22–25].

Также используется в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми совместное использование метода Су Джок-терапии и кинезиологических упражнений [2].

Метод Су Джок-терапии применяется в сочетании с «упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий» [5; с. 34].

Метод Су Джок-терапии может использоваться как педагогами в коррекционной работе с детьми, так и самими родителями дома. Специальные массажеры можно приобрести в аптеках, заказать в интернет-магазинах и в свободное время проводить занятия с ребенком, улучшая его мелкую моторику.

Повышая уровень развития мелкой моторики у ребенка с использованием метода Су Джок-терапии, мы помогаем в дальнейшем успешном обучении, когда он пойдет в школу, в колледж, университет; в выполнении различных действий и манипуляций в быту, при самообслуживании, игровой и продуктивной деятельности. У ребенка поднимается настроение и интерес при виде необычных массажеров, которые могут состоять из различных материалов и цветов.

Литература:

  1. Авдеева Е. С. Использование инновационных технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 107–108.
  2. Байбулатова А. Н. Применение Су Джок-терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста // Наука и социум. 2016. № 3. С. 8–10.
  3. Белинова Н. В. Модель профессиональной подготовки педагога в вузе к внедрению инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста // Концепт. 2020. № 07. С. 29–39.
  4. Коновалова Г. А. Су Джок-терапия в коррекции нарушений речи // Современные образовательные технологии. 2016. № 14. С. 21–26.
  5. Некрылова Л. В. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя логопеда // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 10. С. 30–35.
  6. Эшкинина Д. С. Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой учёный. 2021. № 15 (357). С. 348–349.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, коррекционная работа, мелкая моторика рук, группа детей, ребенок, использование метода Су Джок-терапии, метод Су Джок-терапии, высокий уровень, группа, коррекция звукопроизношения.


Похожие статьи

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.

Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

В статье представлено описание комплексной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией с использованием методики биоэнергопластики. Рассматривается действенность использо...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Использование логоритмических средств в реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются современные технологии реабилитации детей с нарушением слуха. Роль логопедической ритмики в развитии слухового восприятия и речи при слуховой депривации определяет ее высокий дидактический потенциал в реабилитации детей с нар...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Способы развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Макушкиной

Данная статья посвящена поиску эффективных средств и методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Основное внимание уделено использованию развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Маку...

Похожие статьи

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.

Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

В статье представлено описание комплексной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией с использованием методики биоэнергопластики. Рассматривается действенность использо...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Использование логоритмических средств в реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются современные технологии реабилитации детей с нарушением слуха. Роль логопедической ритмики в развитии слухового восприятия и речи при слуховой депривации определяет ее высокий дидактический потенциал в реабилитации детей с нар...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Способы развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Макушкиной

Данная статья посвящена поиску эффективных средств и методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Основное внимание уделено использованию развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Маку...

Задать вопрос