В статье автор пытается обозначить направления цифровизации публичного управления.
Ключевые слова: цифровизация, информационное общество, информационные технологии.
Цифровизация публичного управления, т. е. цифровизация деятельности государственных и муниципальных органов. Тенденции развития международных экономических отношений, также развитие информационных технологий являются причинами для цифровизации публичного управления. Во-первых, широкое применение технологических средств передачи информации. Во-вторых, обработка и хранение информационных ресурсов. В-третьих, разработка электронно-технических ресурсов для поддержания коммуникаций между структурами публичного управления и частным бизнесом. Как пишут ученые, «идея активного использования информационно-телекоммуникационных технологий для повышения эффективности деятельности органов власти появилась в процессе реализации административных реформ на основе концепции нового государственного менеджмента, получившей в конце ХХ в. поддержку и распространение в системе публичного управления» [1]. Также можно добавить: «вопросы оптимизации публичного управления при помощи достижений научно-технического прогресса стали подниматься еще с 70–80-х гг. XX в., когда ставились первые эксперименты по электронной демократии, а американскими изобретателями Робертом Эллиотом Каном и Винтоном Серфом был разработан протокол передачи данных TCP/IP, что положило начало процессу становления всемирной сети Интернет» [3].
Современный социум определяет новый формат жизни, все развивается в том числе и государственное и муниципальное управление. Государство и общество не всегда знает, как справится с обилием информации. Органы власти постоянно накапливают большие массивы оцифрованной информации. Более того, они работают с большими потоками информации в связи с реализацией своих функций. Например: предоставление социальных услуг, сбор данных, учет деятельности и т. д. В следствии чего накапливается большой объем цифровой информации. Так и получается современное общество, эпоха цифровых технологий. То есть информационное общество. Происходит электронно-цифровое преобразование предоставления государственных и муниципальных услуг. 1) МФЦ с упрощенным получением сведений в виде услуг, что необходимо обезопасить данные и программное обеспечение от сбоев и неполадок. 2) Внедрение электронного профиля гражданина. 3) Формирование и хранение данных. По поводу затрат на цифровые технологии, вот пример: «доля государственных финансовых затрат на информационно-цифровые технологии в период с 2012 по 2015 год была примерно одинаковой и составляла 0,6–0,7 %, что существенно уступает показателям стран-лидеров (например, США — 2,2 %). Размер таких затрат в России в структуре ВВП сопоставима с Индией, Китаем и Центральной Европой, но в среднем в два раза ниже, чем в США, Западной Европе и Бразилии» [4]. Цифровые технологии позволяют обрабатывать и систематизировать информационные ресурсы, а также выстраивать коммуникации между государством, обществом и частным бизнесом. Технологическим базисом государственного и муниципального управления во время цифровизации являются, различные платформы, то есть открытые средства, обеспечивающие свободный обмен ресурсов. Эти платформы определяют контент, пользователей и коммуникацию друг с другом.
Россия по числу пользователей сравнима с лидерами цифровых трансформаций — Великобритания и Австралия. Но для осуществления всех замыслов цифровых превращений потребуется много усилий. Это повлечет преобразования всех процессов на государственной стороне. Цифровая трансформация государственного управления дает много возможностей, связанных с индивидуальным подходом для каждого гражданина.
Реализация ключевых целей и социально-экономического развития связана с внедрением цифровых технологий. «Как отмечено в рекомендациях Совета ОЭСР по разработке стратегий цифрового правительства, феномен цифровой трансформации в государственном управлении рассматривается как переход от «электронного правительства» к «цифровому правительству»: переход от использования технологий для поддержки процессов в органах власти к использованию технологий для формирования результатов государственного управления» [5]. Так формируется система, в которой, органы государственной власти, бизнес-сообщество, население связаны цифровым правительством. В России проводится большая работа по внедрению цифровых технологий в жизнь. Проект по замене бумажных носителей на цифровые. Но сохраняется юридическая важность документов. Еще важно заметить, запрет органам государственной власти и местного самоуправления на требование документов у физических и юридических лиц, которые находятся у других органов. Такой же запрет установлен и для органов государственного надзора. Эти органы не вправе требовать документы у юридических лиц и предпринимателей, если эти документы можно посмотреть в Единой системе межведомственного взаимодействия.
Эксперименты подвинули людей к творческому использования информационных технология для управления государством. Так, «первое официально признанное использование современных цифровых технологий для принятия решений на государственном уровне относится к декабрю 1999 года. Тогда парламент Шотландии впервые в мировой практике согласился рассмотреть электронную петицию от Всемирного фонда дикой природы, созданную путем электронного сбора имен и адресов в процессе обкатки системы e-Petitioner, разрабатывавшейся для нужд парламента» [6]. После другие государства стали перенимать опыт Шотландского парламента. В 2004–2006 годах улучшенные версии Petitioner появились в администрациях Великобритании. А уже в 2009 году появился меморандум ООН, в котором была легально зафиксирована терминология, принципы электронной демократии. Можно заметить, что в меморандуме не было отличий от понятий «электронное правительство» и «электронная демократия», но различия есть. Оно заключается в том, что электронное правительство — это представленная в онлайн версия государственных органов. А «электронная демократия» — это различное взаимодействие с органами власти. Департамент ООН обозначил четыре форм взаимодействия: 1) между органами государственной власти, 2) между правительством и госслужащими, 3) между правительством и гражданами, 4) между правительством и бизнесом. Позднее был изменен принцип электронного взаимодействия граждан с органами власти. Он включал в себя: 1) электронное информирование граждан о действиях государственных органов, 2) действия консультативного характера, выясняющие мнение населения по поводу принимаемых органами власти решений, 3) вовлечение граждан в совместный с органами власти процесс разработки и принятия решений.
Что касается цифровизации, то нет единого понимания этого термина в научной среде. Ученые используют данный термин, чтобы охарактеризовать состояние современного общества. Отсутствие в законодательной базе определения «цифровизации» может породить проблемы на практике. Как говорят ученые, по поводу становления цифровизации: «развитие компьютерной техники и создание Интернета обусловило возникновение информационно-коммуникативных технологий и, как следствие, запустило процесс информатизации. Полагаем, что этот процесс не только стал начальным этапом цифровизации, но и продолжает оставаться ее составной частью, поскольку информационная сфера и информационные технологии имманентно связаны с цифровой сферой и цифровыми технологиями» [2]. Если рассмотреть цифровизацию с технической стороны, то можно увидеть, что цифровизация — это перевод информации из аналоговой в цифровую форму на основе двоичного кода. С помощью цифровизации, можно передавать большие объемы информации без искажения. Цифровизация впервые была задействована в экономике. Например, смарт карты, искусственный интеллект, криптовалюты. Сейчас свое развитие цифровизация берет во многих сферах общественной жизни. Цифровые онлайн-платформы, роботизация и т. д. Цифровизация государственного управления — это процесс внедрения в деятельность государственных органов цифровых технологий. Цифровая трансформация подразумевает изменение общественных отношений, коммуникации общества с государством. Цифровизация — это государственное управленческое решение, то есть осознанный выбор воздействия на социальную действительность.
Литература:
1. Василенко, Л. А. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы. / Л. А. Василенко, В. В. Зотов. — 2020. — № 2. — С. 4-14.
2. Зубарев С.М., Правовые риски цифровизации государственного управления. 2020. № 6. С. 25.
3. Каплуненко А.М. Проблема анализа структуры политических возможностей цифровизации публичного управления в России: региональный аспект. С. 108.
4. Ламзин Р.М. Цифровизация как приоритет трансформации публичного управления. 2019. № 5. С. 155.
5. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты. С. 94.
6. Щур А.Л., Федоров А.М., Датьев И.О. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: мировой опыт, проблемы и перспективы использования онлайновых социальных сетей. 2019. С. 160.