В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.
Ключевые слова: информационные технологии, информация, государственное управление, цифровизация, образование.
На настоящий момент времени информация и информационные технологии занимают немаловажное место в жизнедеятельности государства и общества. На смену телевидению, СМИ, как к главным источникам информации, приходит информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Сейчас она предоставляет большой поток и массив информации по самым разным темам и пользуется огромным спросом у населения.
В связи с этим, понимая, что информационные технологии — это будущее развитие страны государство активно проводит политику цифровизации, т. е. цифровой трансформации системы государственного управления. Данный процесс направлен на переход национальных отраслей экономики в цифровую среду.
Так, в сфере образования также активно проводится государственная политика в области ее цифровизации. Например, действует национальный проект «Образование», а также национальный проект «Цифровая экономика», которые призваны в том числе осуществить массовое внедрение электронных ресурсов в образовательные учреждения страны [3, с. 88]. Это необходимо прежде всего для упрощения предоставления образовательных услуг, а также для повышения уровня заинтересованности обучающимся в образовательном процессе.
Кроме того, цифровая трансформация образования не только необходима, но и вынуждена. Это доказала массовая эпидемия, которая оказала неблагоприятное воздействие и на эффективность проведения образовательного процесса. Так, в связи с введением в стране массовых ограничений образовательные учреждения были вынуждены предоставлять услуги обучающимся в дистанционном формате. Выяснилось, что не все они способы на должно уровне осуществлять предоставление таких услуг. Проблемы наблюдались в их материально-техническом обеспечении, а также в недостаточном уровне профессиональных навыков и качеств самих преподавателей по работе в информационной среде. В этой связи, образовательные учреждения были вынуждены активно обучать преподавателей использованием сети «Интернет», а также обеспечить образовательный процесс в техническом плане: компьютеры, софт, веб-камеры и т. д. [2, с. 160].
Можно выделить следующие направления цифровой трансформации сферы образования, на которые делается упор со стороны государственного управления:
– развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит использование дата-центров, а также появления новых канало связи для использования цифровых учебно-металлических материалов. Активно задействуется сеть Интернет для размещения таких материалов и предоставления свободного доступа к ним обучающимся. Цифровые книги и учебники стали постепенно заменять бумажный формат;
– развитие онлайн-обучения и преподавания. Переход на дистанционный формат в далеком 2021 году не был идеальным. Для решения выявленных в данный период проблем государство предоставляет образовательным учреждениям возможность полностью переквалифицироваться на ведение образовательного процесса в дистанционном формате [1, с. 112];
– повышение профессиональных навыков педагогов в сфере цифровых технологий. Проблема отсутствия профессиональных знаний и компетенций педагогов в информационной среде была определена при переходе в 2021 года на дистанционный формат преподавания. Преподаватели не владели должным знаниями, умениями и навыками в области работы с электронными базами данных [4, с. 8]. Для решения этой проблемы сейчас образовательные учреждения выделяют средства для организации курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей. На них они осваивают основы компьютерной грамотности и получают новые знания и умения по работе в информационной среде;
– развитие системы идентификации учащегося. На данный момент времени вся информация об обучающемся хранится в специализированных базах данных. Это своего рода электронный дневник, который содержит данные об успеваемости обучающегося, а также данные для его идентификации: ФИО, пол, возраст и т. д.
Эти и иные представленные выше направления цифровизации сферы образования активно внедряются и проводятся в системе государственного управления. Однако, для того, чтобы обеспечить их эффективное внедрение стоит учитывать негативные моменты осуществления процесса цифровизации в целом:
– уязвимость информационной системы. Любая информационная система имеет «брешь», которая снижает эффективность ее защиты. Этим могут воспользоваться для получения конфиденциальной и иной защищенной информации;
– снижение уровня социализации человека. Переход в информационное пространство неминуемо приводит к снижению уровня социализации человека [5, с. 20]. Общение преимущественно осуществляется в информационной среде, потому что это доступно и удобно. Человек привыкает и уже неохотно идет на «живой» контакт;
– снижение роли устрой и письменной речи. При массовом переходе предоставления образовательных услуг в информационную среду есть риск снижения роли устрой и письменной речи, и их неиспользования в принципе.
Для разрешения представленных выше негативных моментов государство при осуществлении цифровой трансформации сферы образования должно учитывать возможные проблемы. Так или иначе они будут действовать, однако необходимо снизить риск их образования в принципе и оказания тем самым негативного влияния как на результативность преподавания, так и на социальное развитие обучающихся. За цифровизацией и информационными технологиями будущее, однако они не должны полностью заменять «реальную» человеческую жизнь.
Литература:
- Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании / Е. В. Гордеева, Ш. Г. Мурадян, А. С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика, 2021. — с. 112–115.
- Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования / В. М. Гребенникова, Т. В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2019. — с. 158–165.
- Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А. Н. Ксенофонтова, А. В. Леденева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2020. — с. 86–90.
- Муллер О. Ю. Образование в условиях цифровизации / О. Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования, 2021. — с. 6–9.
- Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России, 2020. — с. 16–26.