Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 12.05.2021

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Лобахина, Е. А. Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России / Е. А. Лобахина, О. В. Псарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80938/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд [1].

По отношению к гражданскому обществу как управляемой системе, государство выступает в качестве управляющей системы. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. Нет противоречия в том, что гражданское общество — система саморегулирующаяся и одновременно управляемая. Гражданское общество саморегулируется так, что само для себя формирует управляющую систему — аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество предопределяет функции и задачи государства и задает параметры и пределы государственного вмешательства.

В настоящее время в юридической литературе представлены три варианта взаимоотношений государства и гражданского общества: власти, управления, «клиентизма». В первом случае общество представляется как совокупность подданных, во втором случае их связывают отношения не властвующих и подвластных, а управляющих и управляемых. В третьем случае гражданское общество контактирует с государством как совокупность клиентов [2].

Нельзя не согласиться с ученым С. А. Денисовым, который высказал, что спецификой российского государства всегда было то, что оно господствовало над обществом, подавляло его. Оно вырабатывало удобную для государственной бюрократии идеологию, оправдывающую ее господство, и навязывало ее обществу. Интеллектуальные элиты, формирующиеся в обществе, либо ставились на службу государству, либо уничтожались, в связи с чем обществу не позволялось вырабатывать собственную идеологию, в том числе правовую [3].

Правовая реформа, происходящая в России призвана не только восстановить ценностные качества права, но и обеспечить его соответствие принципам, на которых укрепляется связь гражданского общества и государства. Сферу частного интереса представляет собой гражданское общество, однако опосредованно государственно-правовым регулированием в форме Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативно-правовых актов.

В наше время в России гражданское общество находится под постоянным контролем права и в случае нарушения последнего обеспечивается силой государства или деятельностью институтов гражданского общества. Но даже в этом случае не стоит рассматривать государство как инструмент принуждения, как определенное зло. Деятельность публичной власти несет в себе роль позитивного характера, если ее ресурс ориентирует свою деятельность на позитивное регулирование общественного развития и используется в интересах личности и общества на защиту прав личности.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» были введены запреты на участие в общественных объединениях для отдельных категорий лиц.

Говоря о вопросе взаимодействии государства и гражданского общества, следует отметить, что государство существенно ограничивает гражданское общество по поводу объединения в общественные организации, преследующие политические цели. Положения Закона «О политических партиях» ставят перед ними практически непреодолимые препятствия на пути к объединению в общественные организации и существенно ограничивают социально-политическую активность членов гражданского общества, преследующие политические цели. Это особенно проявилось в отказе законодателем в возможности существования региональных и межрегиональных политических общественных объединений.

Создание региональных и местных политических партий в каждом субъекте Российской Федерации может привести к образованию множества региональных партийных систем, что чревато превращением формирующейся партийной системы, как части политической системы, в фактор ослабления развивающейся российской демократии, народовластия, федерализма, единства страны и тем самым — ослабления конституционных гарантий прав и свобод, в том числе права на свободу объединения в политические партии, равенства прав граждан на свободу объединения в политические партии, равенства прав граждан на создание и участие в деятельности политических партий на всей территории Российской Федерации [4].

В последнее время власть в России стремится смягчить партийное законодательство. Были принятые меры по снижению количества членов, необходимого для регистрации партии, а также возможность иным партиям быть представленными в парламенте.

В ноябре 2004 г. был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а в марте 2005 г. — Экологический форум на федеральном уровне. Неправительственные организации проверяются на предмет финансирования их «влиятельными зарубежными фондами» или отстаивания ими «сомнительных групповых и коммерческих интересов». Ряд статей изменены и в законодательстве о некоммерческих организациях, например в части упрощения отчетности.

Президент России так прокомментировал принятое им решение: «90 % наших НПО — это маленькие совсем такие «энпэошки», небольшие организации, у которых объем оборота не превышает три миллиона рублей. Но и, собственно, штатная численность там тоже небольшая, несколько человек. В то же время они пудами там носят эту отчетность. Поэтому, посчитав, что такая отчетность обременительна, есть предложение эту отчетность упростить. То есть будет достаточно просто уведомлять регулярно государство о том, что организация продолжает свою деятельность, что она не умерла ну и что она хочет дальше работать».

Оказание государственной поддержки общественным и некоммерческим организациям, средствам массовой информации, которая может оказываться в виде предоставления налоговых и имущественных льгот, а также в виде оказания финансовой поддержки через систему конкурсов и грантов следует относить к методам государственного управления институтами гражданского общества. Также следует обратить особое внимание на задачи поддержки общественных объединений граждан Российской Федерации, которые направлены на развитие гражданского общества, со стороны государства.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В некоторых законах идет речь о государственной поддержке даже в том случае, если фактически нормативно регулируется не только помощь со стороны государства, но и порядок воздействия некоммерческих организаций на решения органов государства.

В Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержится глава VIII, именуемая «Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями» [5].

На этапе, когда государственная власть начала выделять целевые ресурсы на поддержку некоммерческого сектора, необходимо сформировать п справедливую систему такой поддержки, которая не должна исключать те или иные организации по причине их независимой позиции или зарубежных источников финансирования. Оценку данных проектов должны осуществлять независимые эксперты, а решения принимать коллектив, состоящий из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.

Инициирование и создание с участием государства новых институтов гражданского общества следует отнести к новым методам и формам управления гражданским обществом в России. К данным методам также можно отнести Общественную палату России и Общественные палаты субъектов Российской Федерации. Государственная власть в России много сделала для того, чтобы отстранить институты гражданского общества от управления государством. Сейчас наблюдается обратный процесс, и он не всегда двухсторонний. У гражданского общества и его государственных органов нет и не может быть полного доверия друг к другу в силу исторических особенностей нашей страны. В свою очередь быстро последовало горькое разочарование: тотальное отступление государства как субъекта управления открыло дорогу не отношениям партнерства, а отношениям социального разрушения, едва ли не тотального обмана и насилия.

Итак, гражданское общество — политически организуемое, структурируемое и существующее общество. Став политически организованным, оно неизбежно порождает государство, «перетекает» в форму государства, т. е. в политически организованное и поддерживаемое правление, устройство и организацию государственной власти. В самом общем виде гражданское общество является динамическим состоянием, закономерно противопоставленным состоянию стабильному, структуре, в качестве которой и существует государство. Полноценное гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнёрства и качественного правового взаимодействия с государством.

Литература:

  1. Баранов П. П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис.... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д.: Юридический институт МВД РФ, 2003. — С. 46.
  2. Степашин С. В., Двуреченских В. А., Чегринец Е. А., Чернавин Ю. А. Власть — демократия — контроль. — М.: Финансовый контроль, 2005. — С. 70–71.
  3. Денисов С. А. Использование знаний конституционной девиантологии для проведения экспертизы нормативных актов // Материалы пленарного заседания «Актуальные проблемы экспертной деятельности общественной палаты Российской Федерации». 2009. — С. 91.
  4. Несмеянова С. Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. — М.: Проспект, 2009. — С. 215.
  5. Автономов А. С., Попов С. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации». — М.: Юристъ, 2009. — С. 35.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Россия, государственная власть, государство, Российская Федерация, государственная поддержка, VIII, религиозное объединение, сторона государства, экстремистская деятельность.


Задать вопрос