Библиографическое описание:

Завьялова И. С. Перспективы построения государства как гражданско-правового общества в России // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 143-145.

Не одно десятилетие глубокому осмыслению подвергаются такие категории, как «гражданское общество» и «правовое государство», механизм их соотношения. Так, в академической литературе и публицистике прошлого века, можно было встретить настойчивую мысль о том, что в России предстоит сформировать гражданское общество и построить правовое государство, разведя их потом по разным сторонам. Не умаляя важности научных идей того времени, всё-таки хочется отметить, что на наш взгляд данное суждение являлось не совсем верным, поскольку «правовое государство» и «гражданское общество» - это категории, которые являются не только взаимосвязанными, но и взаимозависимыми, так как выступают результатом развития общества. В связи с этим разведение их по разным сторонам – это не благо для общества, а путь в великую борьбу, путь в кризис.

Однако, следуя направлению научной мысли прошлого века, учёные и практики активно пытались сформировать гражданское общество, правовое государство в контексте своего видения – сформировать и развести по разным углам. В это же время, в европейских государствах, имеющих двухвековой опыт формирования гражданского общества и правового государства, наоборот, пытались не только сблизить их, но и превратить их в некий целостный организм с едиными целями своего развития. В результате, мы получили на сегодняшний день не очень хорошие результаты деятельности прошлых лет по формированию гражданского общества и правового государства. Однако, это не должно натолкнуть нас на прямое заимствование идей становления гражданского общества и правового государства у европейских стран, поскольку, такой опыт не вписывается в российскую культурную среду, государственную и правовую ментальность россиян. Да и вообще, заимствование западного опыта не должно быть главным принципом при построении мощного государства, поскольку это значительно снижает авторитет самого государства. В то же время, изложенное ни в коей мере, не призывает всех к игнорированию этого опыта. Нам видится, что при трансформации достижений европейских государств, мы должны не слепо переносить их в свою реальность, а пропускать через определённую призму качества и эффективности для нашего государства.

Проведённый нами научный анализ рассматриваемых категорий, позволил сформировать своё понимание «гражданского общества» и «правового государства» в самом общем виде. Так, гражданское общество мы пониманием как неотъемлемый институт любого государства, в рамках которого государством создаются населению реальные условия и возможности для самовыражения в виде предоставления им прав и свобод, а также гарантий их осуществления. Правовое государство на наш взгляд - это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.

Исходя из определений, указанных выше, можно построить систему признаков государства как гражданско-правового общества, к числу которых в самом общем виде можно отнести следующие:

  1. Принцип разделения властей.

  2. Принцип законности.

  3. Принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

  4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

На наш взгляд перечисленные основополагающие признаки являются основными условиями становления государства как гражданско-правового общества. В связи с этим данная работа посвящается их детальному осмыслению. Учитывая широкие масштабы данного научного направления, мы попытаемся проанализировать основные черты государства как гражданско-правового общества в административно-правовом аспекте, поскольку административное право как публично-правовая система формирует и поддерживает функционирование юридического механизма, созданного для осуществления исполнительной власти [1], обеспечения общественной безопасности, эффективности управления государственными и общественными делами, для защиты прав и свобод человека и гражданина, установление режима законности управленческих действий.

Одной из важных особенностей правового государства является эффективная реализация принципа разделения властей, поскольку именно разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, будет способствовать обеспечению законности и устранению злоупотребления со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица. Для достижения баланса между выделенными ветвями власти Конституцией Российской Федерации установлена система «сдержек и противовесов», которая представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти. Не выходя за рамки административно - правового аспекта исследования, отметим, что в отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом [2]. Иными словами суть указанных ограничений сводится к установлению чёткой правовой основы статуса органов исполнительной власти. Кроме того, детально необходимо регламентировать и процедурные аспекты деятельности данных органов.

К сожалению, сегодня нам приходится отмечать тот факт, что как материальные, так и процессуальные основы государственно-управленческой деятельности в рамках исполнительной власти нуждаются в серьёзном переосмыслении. Так, например, существует такая правовая категория, как форма государственного управления – это материальный аспект исполнительной власти. Несмотря на проводимую не первое десятилетие в России административную реформу, до сих пор данная юридическая дефиниция не получила должного законодательного закрепления, что в свою очередь порождает дискуссии по поводу классификаций форм государственно-управленческой деятельности и необъективное превышение роли одних форм над другими. Это касается, в частности, деления рассматриваемых форм на правовые и неправовые, где значение последних существенно снижено. Если рассматривать процессуальный аспект форм государственного управления в рамках исполнительной власти, то здесь вообще ситуация урегулирована нормами права фрагментарно и, кроме того, до сих пор не выработана единая процедурная концепция, что приводит к путанице и подмене терминов. Это касается и процесса принятия правовых актов управления, и заключения административных договоров, и совершения юридически значимых действий и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день вряд ли можно говорить о достижении цели системы «сдержек и противовесов».

Другой, не менее важной чертой государства как гражданско-правового общества является законность. Законность есть один из самостоятельных принципов существования демократического правового государства. В самом общем виде законность определяется как строгое (неуклонное) исполнение (соблюдение) законов (и подзаконных актов) всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность наибольшее значение имеет в деятельности органов государственного управления. Этому есть ряд причин:

  1. Существенная часть нарушений прав и свобод граждан связана с деятельностью органов государственного управления.

  2. Отношение граждан к государственной власти определяется, прежде всего, тем, насколько органы государственной власти придерживаются в своей деятельности принципа законности.

  3. Широкий круг субъектов, осуществляющих управленческую деятельность, обуславливает необходимость оценки их функционирования через призму законности.

  4. Принятие в процессе управленческих действий соответствующих решений влечёт необходимость выявления их соответствия (либо несоответствия) принципу законности.

  5. Органы государственного управления в пределах представленных им полномочий осуществляют правотворческую деятельность. Издание органами управления нормативных актов должно базироваться на принципе законности, то есть такие акты должны соответствовать законам и не противоречить им.

  6. Предоставленная органам государственного управления возможность применения мер административного наказания, требует соблюдения принципов законности, справедливости и целесообразности [3].

Проанализировав нынешнее состояние законности в рассматриваемом направлении деятельности России, можно сказать, что её уровень не очень высокий, о чём свидетельствует следующее: совершение преступлений, административных правонарушений, нарушение прав и свобод человека и гражданина посредством принятия органами исполнительной власти незаконных решений, значительное количество обращений в Европейский суд по правам человека и получение в этой инстанции положительного справедливого решения и многое другое. Нам представляется, что причиной такого уровня законности в России является слабая система гарантий законности. Всё это не позволяет нам с должной уверенностью говорить о наличии в России качественного правового государства.

Следующим признаком государства как гражданско-правового общества, является взаимная ответственность гражданина и государства. Идеи гражданско-правового общества предполагают, что как граждане должны нести ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами, поскольку реально действующий механизм взаимной ответственности играет важную роль в правовом государстве. Особое место рассматриваемый механизм занимает в административно-правовой сфере. Это объясняется тем, что практически каждый гражданин в свой повседневной деятельности сталкивается с деятельностью органов исполнительной власти.

Кроме того, здесь нам хотелось бы отметить, что данный признак государства как гражданско-правового общества целесообразнее было бы сформулировать иначе, а именно – «признак взаимного доверия и взаимной ответственности» государства и гражданина, поскольку обеспечение взаимного доверия государства и гражданина – это один из наиболее существенных признаков современного цивилизованного государства и постоянное качественное свойство взаимоотношений государства и личности [4].

Говорить о высоком уровне ответственности как гражданина по отношению к российскому государству, так и наоборот, вряд можно в настоящее время. В тоже время, в этом нельзя обвинять только одну сторону, поскольку и деятельность государства осуществляется порой с нарушением прав и свобод человека и гражданина, и индивид причиняет ущерб государству. Но такая ситуация может быть, на наш взгляд, изменена, например при обретении доверия гражданина к государству (возможно при существенном снижении уровня нарушения прав и свобод человека и гражданина), и государства к гражданину (возможно при существенном снижении уровня правонарушений, преступлений).

Другим признаком государства как гражданско-правового общества является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Возвращаясь к определениям «гражданского общества» и «правового государства», сформулированным нами в начале данной работы, мы чётко прослеживаем, что и гражданское общество, и правовое государство стремятся к гарантированности предоставленных человеку и гражданину прав и свобод. На сегодняшний день механизм гарантий в этом направлении является неэффективным, что и приводит к существенному нарушению прав и свобод человека и гражданина. В результате мы снова не можем сказать о наличии в России эффективного гражданского общества и качественного правового государства.

Таким образом, проведённый научный анализ, позволяет нам сделать вывод о том, что процесс формирования государства как гражданско-правового общества, находится только на самой ранней своей стадии, поскольку не один из перечисленных нами выше признаков такого государства безупречно не существует в российской действительности (отметим, это только в рамках административно-правового аспекта). В свою очередь, нельзя утверждать о том, что мы никогда не построим государство как гражданско-правовое общество. Для построения такого государство, по нашему мнению, необходимо уяснить следующее:

- Во-первых, государство и общество должны вместе создавать обстановку и условия, когда пренебрежение и цинизм в деятельности публичной власти и должностных лиц станут невозможными когда государство не сможет позволить себе бездействовать в деле защиты прав и свобод человека, а общество в каждом конкретном случае сможет быстро и эффективно влиять на государство с целью исправления государственных ошибок.

- Во-вторых, общество должно «без напоминаний» со стороны государства соблюдать и исполнять закон, точнее в обществе должна быть создана обстановка нетерпимости нарушения закона.

Безусловно, достичь этого не просто, но возможно при наличии чётко выработанной концепции построения государства как гражданско-правового общества. В этом направлении предстоит ещё серьёзнейшая и кропотливая работа учёных и практических сотрудников. Только совместные усилия могут способствовать скорейшему становлению государства как гражданско-правового общества.


Литература:

  1. Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. Ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2003. С. 5-13.

  2. Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2004.

  3. Старилов Ю.Н. Общее административное право: учеб. Воронеж, 2007. С. 457.

  4. Лазарев В.В., Теория государства и права: Учебник. М., 1998. С. 408.

Основные термины (генерируются автоматически): правового государства, гражданско-правового общества, исполнительной власти, гражданского общества, свобод человека, формирования гражданского общества, государственной власти, качественного правового государства, государственного управления, Законодательная политика государства, построения государства, признаком государства, Теория государства, рамках исполнительной власти, органов исполнительной власти, особенностей правового государства, гражданское общество, демократического правового государства, единой государственной власти, Перспективы построения государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle