Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 09.05.2021

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Семенченко, А. А. Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы / А. А. Семенченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80830/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повсеместно сталкиваются в разных аспектах с рекламой. Таким аспектами могут быть отношения по различным сделкам и договором, в области интеллектуальных прав и т. д. При этом, несмотря на то, что рекламы в жизни рядового гражданина играет особую роль, ее гражданско-правовое регулирование имеет не мало проблем, с которыми так или иначе сталкиваются как потребители товаров и услуг, так и рядовые граждане, просто проходящие возле рекламного щита. Как уже было сказано выше гражданско-правовое регулирование производства и распространения рекламы таит в себе множества не решенных проблемных вопросов, именно наиболее актуальным проблемным вопросам и будут посвящена данная статья.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, ответственность, информация.

In the modern world, advertising plays an important role both in the economic development of various areas of entrepreneurship, being the engine of the growth of demand and supply to the markets of goods and services, and in the legal field of civil legal relations, which everywhere face advertising in various aspects. Such aspects can be relations under various transactions and contracts, in the field of intellectual property rights, etc. At the same time, despite the fact that advertising plays a special role in the life of an ordinary citizen, its civil law regulation has quite a few problems that are somehow faced by both consumers of goods and services, and ordinary citizens who simply pass near the billboard. As already mentioned above, the civil law regulation of the production and distribution of advertising is fraught with many unresolved problematic issues, it is the most relevant problematic issues that this article will be devoted to.

Keywords: advertising, advertising activity, responsibility, information.

В настоящее время реклама как экономический инструмент предпринимателей является двигателем спроса и предложения на различные товары и услуги, тем самым способствуя расширению бизнеса во всех его сферах. Реклама постоянно набирает все большие и большие темпы роста, появляются новые возможности для ее распространения и производства, однако гражданское законодательство не успевает создать нормативную базу, регулирующую рекламу в полном объеме. И как результат в гражданско-правовом регулировании производства и распространения рекламы до сих пор не решены множество проблемных вопросом, которые будут изложены в данной статье.

На мой взгляд стоит начать с довольно классического вопроса, а именно с вопроса каково же понятие рекламы. На первый взгляд на этот вопрос отвечает Федеральный закон о рекламе, в соответствии с которым под рекламой понимается: «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [1]. Из этого определения вполне можно выделить характерные признаки к коим относиться:

– Реклама — это информация;

– Распространенная любым возможным способом;

– Находящеесяв любой форме;

– Распространенная с использованием любых средств;

– Адресованная неопределенному кругу лиц;

– Направлена на привлечение внимания, формирования и поддержке интереса к рекламируемому объекту на рынке.

Однако, данное определение рекламы доказывает только официальную точку зрения законодателя. В научном же мире идут нескончаемые споры о том, что же представляет собой реклама. Н. А. Машкин и В. Г. Дроздова приводят несколько определений рекламы. Вот некоторые из них. А.Дейян утверждает, что реклама — это «платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, являющееся агитацией в пользу какого-либо товара или услуги». А. Спиридонова считает, что реклама — это «ознакомление потребителя с товаром или услугой, которое предлагает данное производственное, торговое или иное предприятие». Г. А. Свердлых и В. Л. Нечуй-Ветер под рекламой представляют «исходящее от товаропроизводителей или рекламодателей к неопределенному кругу лиц и выраженное различными средствами и способами предложение, содержащее сведения о товарах или услугах и (или) их производителях, воспринимаемое как вызов на оферту» [5, c. 112]. Как мы видим из приведенных определений существуют и другие точки зрения о том, что же собой представляет реклама. Так А. Деян утверждает, что реклама — это обращение лица к СМИ И другим средствам связи за плату преследуя цель — с агитировать неопределённый круг лиц в пользу какого-либо товара. Е. А. Спиридонова вообще считает, что реклама –это вообще просто наглядное ознакомление потенциального потребителя с товаром, выпускаемым определенным предприятием. Совсем другую точку зрения высказывает Г. А. Свердлых, по его мнению, реклама — это предложение товаропроизводителей или рекламодателей заключить оферту на определённый товар или услугу. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что, не смотря на установленное законодателем и имеющее довольно полный перечень квалифицирующих признаков, тем не менее в юридическом мире присутствует множественность понятий рекламы.

Следующим теоретическим проблемным вопросом является соотношение понятий рекламы и рекламной деятельности. Но прежде чем говорить о соотношении данных правовых категориях, следует сказать, что легального определения рекламной деятельности в настоящее время нет. Следовательно, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность тоже понимается по-разному, что по сути подтверждает проблему множественности понятий. Однако, не смотря на отсутствие законодательного определения рекламной деятельность, все же в некоторых международных актах встречаются некоторые определения рекламной деятельности. Так в соответствии со ст.1 Соглашения о сотрудничестве государств СНГ о регулировании рекламной деятельности определяет рекламную деятельность как: «отношения по производству, размещению и распространению рекламы» [2]. Кроме международно-правовых актов существуют и иные точки зрения на понятие рекламной деятельности. Проводя исследования соотношения рекламы и рекламной деятельности Логинов А. Н. приводит несколько точек зрения. И вот некоторые из них. Мишулин Г. М., Яцковский С. В. понимают рекламную деятельность как: «взаимодействие участников процесса создания и распространения рекламы между собой и с потребителем». В качестве следующей точки зрения Логинов приводит следующее утверждение: «рекламная деятельность рассматривается как деятельность, связанная с производством и распространением рекламы» [6]. Как мы видим из указанных понятий чаще всего рекламную деятельность понимает как определенного процесс создания, распространения рекламы и доведения информации, в ней содержащийся, до потенциального потребителя. Что касается соотношения понятий рекламы и рекламной деятельности, то тут необходимо обратить внимание на то, что реклама — это товар, а рекламная деятельность — это определенный круг правоотношений по поводу создания, распространения и доведения рекламы до потенциального потребителя. Из этого следует, что реклама и рекламная деятельность являются взаимозависимыми правовыми категориями.

Кроме понятийного аппарата на сегодняшний день актуальна проблема в области ответственности за нарушения законодательства о рекламе. И начнем мы с административной ответственности. Касательно административной ответственности необходимо обратить внимание на ст.14.3 КОАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Несмотря на то, что данная статья содержит множества составов, формой наказания является лишь штраф. Если посмотрим в реальность, то увидим, что рекламным бизнесом в большинстве случаев занимаются юридические лица и ИП, для которых заплатить штраф в несколько десятков или сотен тысяч не представляет сложности. Следовательно, штраф неэффективен, так как нарушителям легче его заплатить, чем постараться контролировать поток своей рекламы и не нарушать законодательство о рекламе в дальнейшем. Что касается уголовной ответственности, то тут ситуация еще хуже. Если мы обратимся к уголовному кодексу, то мы не найдем конкретной статьи, устанавливающей ответственность в области рекламы, так как из УК исчезла ст.182, которая устанавливала уголовную ответственность за ненадлежащую рекламу. Так как исчезла данная статья утратила силу, в УК присутствуют только общие составы тем или иным образом касающихся рекламы. Так ст.183 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение коммерческой, банковской и иной тайны. Ст.128.1 УК РФ устанавливает ответственность за клевету, применительно к рекламе если она содержит клеветнические высказывания. Составы ст.242–242.1 УК РФ устанавливают ответственность за рекламирования порнографических материалов и предметов. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что уголовная ответственность за нарушения законодательства о рекламе требует серьёзного пересмотра и введения новых составов для наиболее эффективного наказания для нарушителей и в целом регулирования рекламного законодательства.

Как итог можно сделать вывод, что в сфере гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы на территории РФ на сегодняшний день актуальными проблемами остаются: вопросы множественности понятий рекламы и рекламной деятельности, соотношения понятий рекламы и рекламной деятельности, а также ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)/ СПС «Консультант плюс»;
  2. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности (Москва, 19. Декабря 2003 г.)/ СПС «Гарант»;
  3. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 № 195 –ФЗ (ред. от 05.04.2021)/ СПС «Консультант плюс»;
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021)/ СПС «Консультант плюс»;
  5. Машкин Н. А. и Дроздова В. Г./ «Проблемы правового регулирования рекламы»/ Вестник МИЭП. 2017.№ 1 (26)/ стр.110–114/ cyberleninka.ru;
  6. Логинов А. Н./ «К вопросу об актуальности нормативного содержания понятия «реклама» и его соотношение с понятием «рекламная деятельность»/Административное и муниципальное право, 2019–3/ стр.1–11/cyberleninka.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): рекламная деятельность, реклама, распространение рекламы, нарушение законодательства, неопределенный круг лиц, гражданско-правовое регулирование производства, потенциальный потребитель, уголовная ответственность, УК РФ, административная ответственность.


Похожие статьи

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

На гране с административной ответственностью находится уголовная ответственность.

Декриминализация указанной нормы в УК РФ была связана с тем, что период ее исключения из УК РФ

Административно-правовая ответственность за совершение нарушений в сфере...

Правовые последствия нарушения законодательства...

Правовое регулирование и рекламная деятельность является объектом комплексных правоотношений. Гражданско-правовые отношения и ее субъекты, органы местного самоуправления вправе регулировать аспекты рекламного законодательсва.

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

Актуальность исследования правовых аспектов регулирования рекламной деятельности

Реклама — важный механизм, используемый в процессе реализации предпринимательской

Несколько иной подход к рекламе заложен в Гражданском кодексе РФ, где она понимается, как...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Административную ответственность за ненадлежащую рекламу несут как рекламопроизводитель, так и рекламодатель, и рекламораспространитель. И, конечно же, следует не забывать о том, что любой потребитель вправе обратиться в ФАС и сообщить о...

Административная ответственность юридических лиц в связи...

Административно-правовая ответственность субъектов рекламной деятельности выражается в виде наложения административного штрафа на граждан и должностных лиц, причем размеры штрафных санкций строго дифференцированы, для должностных лиц штраф...

Становление государственного регулирования рекламной...

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы.

Правовое регулирование рекламы в России началось с принятия в 1991 г. закона «О

С ним появилась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию о работах...

Основы рекламной деятельности в Российской Федерации

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование.

Реклама — это часть культуры и элемент жизнедеятельности общества, который входит в

За счет рекламы осуществляется эффективное воздействие на распространение товаров, работ и...

Юридическая ответственность за нарушения в сфере...

Гражданско-правовая ответственность. Отличительной чертой гражданско-правовой

Гражданско-правовая ответственность выражается в компенсации убытков, которые нанес

Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, регулирование рекламной деятельности, саморегулируемые организации, международный опыт. Российское рекламное законодательство очень молодо. Комплексно регулироваться рекламные отношения в нашей...

Похожие статьи

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

На гране с административной ответственностью находится уголовная ответственность.

Декриминализация указанной нормы в УК РФ была связана с тем, что период ее исключения из УК РФ

Административно-правовая ответственность за совершение нарушений в сфере...

Правовые последствия нарушения законодательства...

Правовое регулирование и рекламная деятельность является объектом комплексных правоотношений. Гражданско-правовые отношения и ее субъекты, органы местного самоуправления вправе регулировать аспекты рекламного законодательсва.

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

Актуальность исследования правовых аспектов регулирования рекламной деятельности

Реклама — важный механизм, используемый в процессе реализации предпринимательской

Несколько иной подход к рекламе заложен в Гражданском кодексе РФ, где она понимается, как...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Административную ответственность за ненадлежащую рекламу несут как рекламопроизводитель, так и рекламодатель, и рекламораспространитель. И, конечно же, следует не забывать о том, что любой потребитель вправе обратиться в ФАС и сообщить о...

Административная ответственность юридических лиц в связи...

Административно-правовая ответственность субъектов рекламной деятельности выражается в виде наложения административного штрафа на граждан и должностных лиц, причем размеры штрафных санкций строго дифференцированы, для должностных лиц штраф...

Становление государственного регулирования рекламной...

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы.

Правовое регулирование рекламы в России началось с принятия в 1991 г. закона «О

С ним появилась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию о работах...

Основы рекламной деятельности в Российской Федерации

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование.

Реклама — это часть культуры и элемент жизнедеятельности общества, который входит в

За счет рекламы осуществляется эффективное воздействие на распространение товаров, работ и...

Юридическая ответственность за нарушения в сфере...

Гражданско-правовая ответственность. Отличительной чертой гражданско-правовой

Гражданско-правовая ответственность выражается в компенсации убытков, которые нанес

Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, регулирование рекламной деятельности, саморегулируемые организации, международный опыт. Российское рекламное законодательство очень молодо. Комплексно регулироваться рекламные отношения в нашей...

Задать вопрос