В статье рассмотрен предмет надзора, оперативно-розыскная деятельность предмета прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, а также необходимость внесения изменений в ФЗ «О прокуратуре».
Ключевые слова: прокурорский надзор за ОРД.
В целом, пробелы в законодательстве, регламентирующем как ОРД, так и прокурорский надзор, являются достаточно существенными и мешают грамотной организации рабочего процесса в данных сферах правоохранительной деятельности, в том числе при обеспечении законности при осуществлении ОРД.
Никитин Е. Л. и Дытченко Г. В. в своей работе указывают на невозможность ограничения прокурорского надзора на подзаконном уровне ввиду противоречия этого части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации [1].
Такого же мнения придерживается А. Я. Сухарев: «Также не единичны случаи, когда в них допускается искажение смысла закона, вводятся нормы, не предусмотренные законодательными актами. Поэтому прокуратура, в силу своего государственно-правового статуса, обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением» [2].
На основе анализа теоретических положений и мнений учёных по вопросу о содержании предмета прокурорского надзора за исполнением законов автором мы приходим к выводу, что ключевым моментом, определяющим содержание предмета рассматриваемого вида прокурорского надзора, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД.
В дискуссионном ракурсе следует выделить четвертый элемент — «соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях». Например, А. Ф. Козусев в своей диссертации «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: Современные проблемы теории и практики» делает вывод о том, что «порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях не является предметом прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, а относится к предмету надзора за исполнением законов при осуществлении досудебного производства» [3]. Данная позиция представляется небезосновательной, учитывая различные задачи ОРД и уголовно-процессуальной деятельности, в особенности, если рассматривать её в совокупности с предложениями о выделении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД из надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Можно утверждать, что решение законодательно закрепить в ФЗ «О прокуратуре» предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД можно назвать позитивным изменением. Однако, рядом авторитетных авторов высказывается позиция о необходимости выделения данного надзора в отдельный, в связи с особенностью статуса оперативно-розыскных органов (ОРО), спецификой их деятельности и необходимости выработки эффективного средства воздействия прокурора для воздействия в целях соблюдения законности на данные органы. Такую позицию, в частности, высказывали В. И. Рохлин, А. Ф. Козусев, В. Н. Осипкин [4,5,6].
В своей статье «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: проблемы требуют решения» Литвинова И. В. соглашается с этой точкой зрения: «Как неоднократно отмечалось в научных исследованиях. Вопрос о необходимости законодательно решить проблему выделения в самостоятельную отрасль надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют ОРД, является актуальным как с научной, так и с практической точки зрения. И с этим трудно не согласится» [7].
Наша позиция совпадает с мнением И. В. Литвиновой. Представляется, что данный вопрос должен быть подробно рассмотрен и окончательно определён на законодательном и правоприменительном уровнях, а именно необходима разработка изменений в ФЗ «О прокуратуре», на основе которых надзор за органами, осуществляющими ОРД будет выделен в отдельную главу раздела III, будут созданы нормативные положения, определяющие надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в рамках такой главы.
Литература:
- Никитин Евгений Львович, Дытченко Геннадий Владимирович Сущность и назначение прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Вестник СГЮА. 2015. № 1 (102). С.200–206
- Российский прокурорский надзор (Под ред. А. Я. Сухарева) // М.: Норма, Инфра-М, 2001. — С. 146.
- Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: Современные проблемы теории и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. /А. Ф. Козусев; Генеральная прокуратура Российской Федерации. Институт повышения квалификации руководящих кадров. -М.,2001
- Осипкин В. Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика): учеб. пособие. СПб. 2003.
- Козусев А. Ф. надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности — отрасль прокурорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: тезисы науч.-практ. конференции / Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2005. Ч. 1.
- Рохлин В. И. Уголовно-процессуальные аспекты оперативно-розыскной деятельности и вопросы прокурорского надзора за ОРД // Криминалистический семинар. Вып. 1.; СПб. 1998.
- Литвинова И. В. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: проблемы требуют решения // Юридическая мысль. 2015. № 3 (89)