Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 07.04.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Темирханов, Т. А. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Т. А. Темирханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 318-319. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123833/ (дата обращения: 27.04.2025).



Настоящая статья посвящена анализу закрепленных в нормах действующего законодательства полномочий органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Автор анализирует проблемы в законодательном регулировании, влияющие на эффективность прокурорского надзора с предложением возможных направлений его совершенствования.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность.

Полномочия прокурора в рамках уголовного судопроизводства детально регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [1], что позволяет обеспечить четкость и предсказуемость его действий при осуществлении надзорных функций. Однако в отношении полномочий прокурора в сфере надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, наблюдается принципиально иная ситуация: нормативное регулирование данной сферы остается недостаточно проработанным, что влечет за собой определенные сложности в правоприменительной практике.

Так, согласно положениям ст. 30 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2] полномочия прокуроров в данной сфере должны устанавливаться иными федеральными законами, однако соответствующие законодательные акты, включая Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], не содержат детального перечня таких полномочий. В частности, в ст. 21 указанного Закона лишь перечисляются категории документов, подлежащих представлению прокурору, но не регламентируются конкретные способы выявления нарушений закона, а также меры прокурорского реагирования.

Такой пробел в законодательстве приводит к неопределенности в вопросе о механизмах прокурорского надзора в исследуемой сфере. В результате прокуроры вынуждены ориентироваться на нормы ведомственных актов, главным из которых являлся Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 33, но и он утратил свою силу. Вместе с тем, подобная практика противоречит конституционному принципу, согласно которому полномочия государственных органов должны быть закреплены именно в федеральных законах, а не в подзаконных актах. Таким образом, сложившаяся ситуация вызывает обоснованные сомнения в ее юридической корректности и требует внесения изменений в действующее законодательство с целью устранения имеющихся пробелов.

Более того, попытки восполнить этот нормативный пробел через ведомственные приказы Генерального прокурора РФ не могут привести к полноценному решению проблемы. Ведомственные акты, по своей природе, являются инструментами, направленными на конкретизацию и систематизацию действующих норм права, но они не могут выходить за рамки, установленные федеральным законодательством. Следовательно, максимум, что может быть сделано на уровне ведомственного нормотворчества, — это упорядочение уже существующих полномочий прокуроров, однако введение принципиально новых механизмов контроля требует внесения изменений на уровне федерального законодательства.

Итак, в условиях отсутствия четко закрепленных в федеральном законодательстве полномочий прокуроры при проведении проверок в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, опираются на ст. 22 и 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» [4]. Кроме того, действующее законодательство предусматривает определенные правовые механизмы, направленные на обеспечение законности в сфере оперативно-розыскной деятельности. В частности, ч. 5 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что неисполнение законных требований уполномоченного прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Вместе с тем, прокуроры наделены следующими правами, которые они вправе осуществить при надзоре за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

— знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные акты, которые регулируют проведение оперативно-розыскных мероприятий;

— получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по выявленным нарушениям закона;

— вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— опротестовывать противоречащие закону акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, несмотря на наличие отдельных положений, направленных на обеспечение законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, в целом нормативное регулирование полномочий прокурора остается фрагментарным.

В связи с этим возникает необходимость в систематизации и конкретизации правового статуса прокуроров при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. В частности, остается нерешенным вопрос о механизмах оперативного прокурорского реагирования в случаях, когда выявленные нарушения требуют немедленного вмешательства. В настоящее время прокурорские представления и протесты подлежат рассмотрению в достаточно длительные сроки, что не всегда допустимо в условиях оперативно-розыскной деятельности, где ключевым фактором является своевременность принимаемых решений.

Следовательно, с целью устранения существующих недостатков в правовом регулировании прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности необходимо внесение изменений в законодательство. Важно четко определить перечень полномочий прокурора, его права и обязанности при осуществлении надзора за органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность. В частности, следует установить детальные процедуры взаимодействия между прокуратурой и указанными органами, определить пределы вмешательства прокуроров в оперативную работу, а также ввести специальные механизмы реагирования на выявленные нарушения. Представляется целесообразным включение в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельной нормы, систематизирующей полномочия прокурора в области надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Такой подход позволил бы устранить правовую неопределенность и обеспечить четкое регулирование соответствующих полномочий, что способствовало бы повышению эффективности прокурорского надзора.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) // Ведомости ВС РСФСР. — 1960. — № 40. — Ст. 592.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации (ред. от 30.09.2024) (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2024. — № 41. — Ст. 6059.
  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349; 2023. — № 1 (часть I). — Ст. 85.
  4. Кожевников, О. А. Полномочия прокурора в надзоре за законностью оперативно–розыскной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2018. — № 3. — С. 58–63.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос