В статье авторы предоставляют информацию по трем основным концепциям дидактики, сравнивая их между собой.
Ключевые слова: дидактика, традиционная концепция, педоцентризм, современная дидактика.
Выделяют три основных вида дидактических концепций: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Все они определяются рядом направлений из теорий психологии и педагогики. Выделение данных трех групп осуществлено в соответствии с пониманием процесса обучения — объекта и предмета дидактики. В традиционной концепции дидактики ведущее место занимает преподавание, деятельность педагога. В данную систему обучения внесли свой вклад Я.Коменский, И.Песталоцци, а также особое место занимают идеи И.Гербарта и дидактика немецкой классической гимназии. [1]
Именно в рамках этой концепции были сформированы три основных положения дидактики.
- Принцип воспитывающего обучения при организации обучения.
- Формальные ступени, определяющие структуру образования.
- Логика деятельности учителя на уроке — представление материала через его объяснение учителем, усвоение в процессе выполнения упражнений вместе с учителем и применение усвоенного в последующих учебных задачах. [2]
Традиционная дидактическая концепция связана, прежде всего, с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, обосновавшего систему обучения, которой в Европе пользуются и по сей день. Согласно идеям Гербарта, формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний составляют цель обучения. Помимо этого, немецким ученым Гербарт был разработан принцип воспитывающего обучения: организацией обучения должны формироваться морально сильные личности. Воспитание должно стать неотъемлемой частью обучения, которое в свою очередь, будет связывать знания с развитием чувств и воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. [3]
Основу структуры обучения по Гербарту составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Его дидактику можно охарактеризовать такими словами, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Так как он дал обоснование ступеням обучения через психологический анализ, учения о психических процессах конструирования знаний, философско-этические представления о личности, педагогическая концепция Гербарта имела большее значение. Однако ослабляли дидактическую систему ученого идеалистический и метафизический характер этики и психологии Гербарта, что делало его систему излишне заформализованной, негибкой. [3]
На рубеже XIX–XX вв. заложила свою основу новая дидактическая концепция, базу которой составляли первые достижения психологии о развитии ребенка и формах организации учебной деятельности. Этот этап в развитии дидактики совпал с этапом общего обновления всех сторон в жизни большинства развитых государств и Европы, и Америки, в том числе и реформирования традиционных педагогических систем, не отвечавших задачам нового времени. В русле реформистской педагогики одновременно во многих странах зародилась педоцентристская дидактическая концепция, отличительную черту которой можно выразить педагогической формулой «Vom Kindeaus» — «исходя из ребенка», предложенной шведским педагогом Эллен Кей в книге «Век ребенка». В основе данной концепции лежал призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. [4]
Согласно педоцентристской концепции главную роль в воспитании ребенка должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта, в связи с чем основы данной педагогической системы получили также название теории свободного воспитания. Основу данной концепции заложили идеи Д.Дьюи, Г.Кершенштейнера, В.Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века. [4]
Современная дидактическая система предполагает, что преподавание и учение составляют сущность процесса обучения, а их дидактическое отношение в структуре этого процесса является предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.3анков, В.Давыдов), гуманистическая психология (К.Роджерс), когнитивная психология (Дж.Брунер), технологизация образования, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х гг. в России, личностно-ориентированное образование. Сущность современной дидактической концепции заключается в понимании обучения как развивающего и воспитывающего процесса, средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. [5]
На основе этого определения можно выделить пять функций современной концепции дидактики:
1) социальная функция обучения, целью которой является формирование личности, которая будет отвечать общественным потребностям и будет способна адаптироваться в современном мире;
2) личностно-развивающая функция, направление которой, лежит на развитие у человека способности развиваться самостоятельно, суметь себя реализовать, а также целью является формирование духовной сущности и нравственного становления;
3) функция здоровьесбережения, основной задачей которой, является сохранение потенциальных способностей к здоровому развитию;
4) функция социальной защиты, способствующая формированию чувства жизненной устойчивости и мотивации на дальнейшую социальную активность в самых непростых жизненных условиях;
5) функция трансляции культуры, в основе которой лежит подготовка учащихся к освоению существующего культурного наследия и формирование устойчивой потребности к ее дальнейшему творческому развитию. [5]
Следует также сказать, что современная концепция дидактики предполагает равноправное положение всех субъектов обучения, и потому в ее основе лежит такое понятие, как «взаимодействие». Согласно этому понятию в современной дидактике разрабатываются различные формы сотрудничества педагогов и обучающихся, с одной стороны, и сотрудничество обучающихся друг с другом — с другой.
Литература:
Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высш. Шк., 1990. — 381с.
Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ.ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1989.
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 2-х т. Под ред. И.Пискунова и др. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 486 с. — Т. 2. — 576 с.
Ричардсон Г. Образование для свободы: проект школьного человекоцентрированного направления. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. — 211 с.
Хуторский А. В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001. — 536с.