Сложные прилагательные в лирике И. Анненского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Д. С. Сложные прилагательные в лирике И. Анненского / Д. С. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80422/ (дата обращения: 18.07.2024).



На базе сборника стихотворений И. Анненского «Кипарисовый ларец» в статье рассматриваются авторские сложные прилагательные, определяются наиболее типичные для языка поэта лексико-семантические группы сложных прилагательных. Выявляются их особенности употребления в лирике поэта. Также анализируются некоторые случаи использования поэтом сложных прилагательных.

Ключевые слова : сложные прилагательные, поэты-символисты, колоративные прилагательные, И. Анненский.

Вопросы изучения художественного слова и его эстетических возможностей всегда остаются актуальными в лингвистической науке. Многие поэты и писатели использовали в своих произведениях сложные прилагательные с целью сделать свои творения более яркими и запоминающимися. Причем у каждого писателя или поэта существует свой идиостиль.

Чаще всего одобряли использование сложных прилагательных поэты — символисты: А. Белый, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок и др. Существует множество работ, посвященных характеристике языка символистов, но, по мнению Н. А. Кожевниковой, лингвиста, представителя Виноградовской школы в языкознании, лучшая работа в отечественной науке по данной теме — В. Гофман «Язык символистов», опубликованная в 1937 г. В его статье говорится о том, что они культивировали различные виды сложных прилагательных: «Ин. Анненский писал: «Большая зыбкость прилагательного, а отсюда и его большая символичность, так как прилагательное не навязывает нашему уму сковывающей существенности, делает прилагательное едва ли не самым любимым словом Бальмонта...». Бальмонт не любит окаменелости сложений, как не любит ее и наш язык. Но зато он до бесконечности множит зыбкие сочетания слов, настоящее отражение воспеваемых поэтом минутных и красивых влюбленностей...» [3]. Так, в творчестве И. Анненского можно встретить огромное количество прилагательных, в особенности поэт часто использует сложные прилагательные для того, чтобы лучше передать свои чувства и эмоции. Именно эту особенность его стиля мы и рассмотрим.

В поэтическом сборнике И. Анненского «Кипарисовый ларец», по нашим подсчетам, около 70 сложных прилагательных. Это достаточно большое количество. Среди них есть сложные прилагательные, образованные способом чистого сложения: златисто-розовых углей, в гроздьях розово-лиловых, Неву буро-желтого цвета, вспышки бело-алые и др . Данные прилагательные называются колоративными, они показывают разнообразие цветовой гаммы. При этом очень часто употребляются «розовый цвет»: бледно-розовым овалам, златисто-розовых углей, хмельно-розовым напитком, сизо-розовый отсвет; «черный цвет»: мучительно-черных крыла, воздушно-черный стан, ярко-черную грудь, мутно-черные пятна; «синий цвет»: сине-призрачных высот, картонно-синий свод, влюбленно-синих глаз и др. Розовый — «мягкий» цвет, который чаще всего в стихотворениях Анненского обозначает зарю, юность: «По бледно-розовым овалам,/ Туманом утра облиты…». Черный символизирует тьму, мрак, смерть и темную сущность: «Два мучительно-черных крыла/ Тяжело мне ложились на грудь…». Синий ассоциируется с водой и воздухом, с одной стороны, это цвет истины и божественности в лирике поэта, с другой, одиночества и разочарования: «Застылость этих четких линий/ И этот свод картонно-синий…» или «Вы — сине-призрачных высот/ В колодце снимок помертвелый…» Также мы можем увидеть прилагательные, обозначающие «световой» признак: бледно-желтым цветом, грязно-бледных дней, мутно-черные пятна, шар темно-алый и др. Присутствуют в лирике И. Анненского и сложные прилагательные, имеющие вкусовые значения: хмельно-розовым напитком, день молочно-парный, сладостно-сильный зажим, памятник сладостно-воздушный и др . Не меньше прилагательных, которые обозначают качества людей, их характер: он нежно-зыбок, рук молитвенно-покорных, путано-нежных мотков, кто-то жалостно-чуткий, искривленно-жуткий, мучительно-черный стручок и др.

И. Анненский употребляет и прилагательные, которые соединяют в себе два антонима. Еще русский поэт В. Брюсов говорил об его особом методе, который «обладал способностью к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. Его мысль всегда делала причудливые повороты и зигзаги; он мыслил по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными» [2]. Например, «От уверенно-зыбкой постройки/ До тоскливо замедленных дум…». В данном случае слово «уверенный» обозначает по толковому словарю С. И. Ожегова следующее: «Твердый, не колеблющийся, не сомневающийся», а слово «зыбкий» — «находящийся в состоянии легкого колебания, зыби, легко приходящий в колебание». И в словосочетании «в банально — пестрой зале» мы можем увидеть два противоположных по значению слова. «Банальный» — «лишенный оригинальности, избитый», а одно из значений слова «пестрый» — «состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный» (по словарю С. И. Ожегова). Данный прием, употребление оксюморонных прилагательных, позволяет поэту придать загадочности своему произведению и акцентировать внимание читателя на некоторых деталях.

Но, помимо употребления в сложных прилагательных антонимов, используются в лирике И. Анненского и синонимы. Так, словосочетание «линяло-ветхое небо» содержит прилагательное «линялый» — «полинявший, выцветший» и прилагательное «ветхий» — «разрушающийся, негодный от старости; дряхлый» [4]. Синонимы помогают создать более точную характеристику настроения лирического героя, а также показывают его отношение к осени.

Часто встречались и производные от прилагательных, обозначающие цвета. Так, сложное прилагательное буро-желтый , от основы которой образуются: прилагательное желтый , глагол пожелтели, желтеет, деепричастие желтея , причастие желтеющей. А от основы сложного прилагательного златисто-розовых образуются: прилагательное золотой, существительное позолота, глагол златить, золотится, деепричастие золотя. Это позволяет достаточно часто употреблять ключевую лексему, обозначающую различные цветовые оттенки.

Таким образом, в лирике И. Анненского встречается много сложных прилагательных, которые образуют следующие группы: адъективы, обозначающие цвет, адъективы, обозначающие «световой» признак, адъективы, использующиеся для характеристики вкусовых значений и адъективы со значением характеристики качеств людей. Среди перечисленных наиболее частотными выступают прилагательные лексико-семантической группы с обозначением «светового» признака. И. Анненский способен создать в своих стихотворениях при помощи сложных прилагательных таинственную атмосферу, позволяющую лучше понять замысел автора, увидеть особенности его идиостиля.

Литература:

  1. Анненский И. Ф. Кипарисовый ларец. -Санкт-Петербург: АЗБУКА, 2019. -272 с.
  2. Брюсов В. Я. Далекие и близкие // Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Худ. лит. 1973. Т. 6. 205 с.
  3. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т, 27–28. М., 1937.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб., -Москва: Мир и образование, 2015. -1375 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прилагательное, значение слова, лирик поэта, поэт, хмельно-розовый напиток.


Ключевые слова

сложные прилагательные, поэты-символисты, колоративные прилагательные, И. Анненский

Похожие статьи

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина | Молодой ученый

Привязанность поэта к природному миру отзывается и в его любовной лирике. Сергей Есенин приписывает своим возлюбленным характеристики, свойственные его изображению стран. Образ запаха соприкасается с образом тела, в синтезе создавая единую и целостную совокупность...

Символика цвета в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

Символика цвета в лирике С. А. Есенина / Кюндюл Николаев, А. В. Степанова.

Группа слов, называющих цвет.

Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий (голубой, синь), золотой, белый, зелёный, красный, желтый, рыжий, розовый, чёрный, алый, серый, багряный.

Творчество как важнейшая ценностная единица лирики...

Поэт использует данное прилагательное, чтобы передать всю неестественность, фальшивость стихов высмеиваемых им «поэтов».

Мотив страдания занимает особое место в поздней лирике поэта наряду с мотивом преобразующего божественного начала творчества.

Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе...»

Согласно грамматическому определению эпитетом является всякое слово

Поэты часто в своих произведениях употребляют метафорические эпитеты.

в) на обобщение эпитета световой категории в психологическом значении: черный как...

Функции запахообраза в лирике Шарля Бодлера | Молодой ученый

Особенно ярко и чётко трагические настроения поэта проявляются в поздней лирике Бодлера. После 1848-1851 г. происходит перелом в мироощущении поэта, его произведения переполняются меланхоличностью и драматичностью, воссоздается образ жизни без запаха.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении

Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации.

Самобытный талант поэта-земляка Мокроусова Ивана Ивановича

Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские, патриотическиестихотворения.

Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики поэта. Стихи Ивана Мокроусова-это достойная лепта в поэзию родного края, каждая строчка-признание в любви...

«Поэт Вера Полозкова — это не хорошая и не плохая литература...»

Гипотеза : современный поэт Вера Полозкова — несомненный новатор в области стихосложения (её поэзия — это звучащая поэзия, аудиостихия), тем не менее её связь с литературной традицией очевидна (интертекстуальность поэтики).

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии...

Имена прилагательные с двумя и более основами давно являются предметом интереса многих

Важную роль подобные слова играли в творчестве поэтов Серебряного века, одним из ярких

Лирические произведения этого поэта-символиста мы хотели бы взять за основу для...

Похожие статьи

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина | Молодой ученый

Привязанность поэта к природному миру отзывается и в его любовной лирике. Сергей Есенин приписывает своим возлюбленным характеристики, свойственные его изображению стран. Образ запаха соприкасается с образом тела, в синтезе создавая единую и целостную совокупность...

Символика цвета в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

Символика цвета в лирике С. А. Есенина / Кюндюл Николаев, А. В. Степанова.

Группа слов, называющих цвет.

Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий (голубой, синь), золотой, белый, зелёный, красный, желтый, рыжий, розовый, чёрный, алый, серый, багряный.

Творчество как важнейшая ценностная единица лирики...

Поэт использует данное прилагательное, чтобы передать всю неестественность, фальшивость стихов высмеиваемых им «поэтов».

Мотив страдания занимает особое место в поздней лирике поэта наряду с мотивом преобразующего божественного начала творчества.

Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе...»

Согласно грамматическому определению эпитетом является всякое слово

Поэты часто в своих произведениях употребляют метафорические эпитеты.

в) на обобщение эпитета световой категории в психологическом значении: черный как...

Функции запахообраза в лирике Шарля Бодлера | Молодой ученый

Особенно ярко и чётко трагические настроения поэта проявляются в поздней лирике Бодлера. После 1848-1851 г. происходит перелом в мироощущении поэта, его произведения переполняются меланхоличностью и драматичностью, воссоздается образ жизни без запаха.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении

Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации.

Самобытный талант поэта-земляка Мокроусова Ивана Ивановича

Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские, патриотическиестихотворения.

Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики поэта. Стихи Ивана Мокроусова-это достойная лепта в поэзию родного края, каждая строчка-признание в любви...

«Поэт Вера Полозкова — это не хорошая и не плохая литература...»

Гипотеза : современный поэт Вера Полозкова — несомненный новатор в области стихосложения (её поэзия — это звучащая поэзия, аудиостихия), тем не менее её связь с литературной традицией очевидна (интертекстуальность поэтики).

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии...

Имена прилагательные с двумя и более основами давно являются предметом интереса многих

Важную роль подобные слова играли в творчестве поэтов Серебряного века, одним из ярких

Лирические произведения этого поэта-символиста мы хотели бы взять за основу для...

Задать вопрос