Автор: Агарева Мария Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Агарева М. В. Соматический аспект содержания процесса образования // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 57-59.

В современных условиях модернизации и инновационного развития дошкольных образовательных учреждений условия воспитания таковы, что создаётся высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Подобные нарушения откладывают отпечаток на личностном «Я» ребенка, воплощением которого является его собственное тело и образ телесного Я, рисующие образ человека телесного и мира; и на интегральной миссии тела как инструмента самореализации, как «органа личности» (В.В.Зеньковский).

Соматический аспект содержания процесса образования в особенности на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст) рассматривается многими исследователями. Так, в рамках исследований Шильдера (1935), Салливэна (1953), Флейвелла (1978), Р. Бернса рассматривается понятие «образ тела» как источник развития Я-концепции, поскольку является ведущей составляющей образа Я ребенка. Одним из наиболее полных исследований о физиологии, развитии, функционировании и значении для человека осязания, чувства жизни, чувства собственного движения и чувства равновесия являются работы К. Кенинга (1902-1966).

В области исследований самосознания личности В. В. Столин и М. В. Корепанова затрагивают проблему схемы тела. Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С. Л. Рубинштейна, В. С. Мухиной. Д. А. Леонтьев выделяет телесное или физическое «Я» в качестве первой грани «Я» и понимает его как переживание своего тела как воплощения «Я», образа тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В исследованиях Г. Олпорта выделяется семь различных аспектов «самости», где телесное Я понимается как сознавание телесных ощущений.

Исследования Р. Бернса показывают что, образ телесного Я начинается формироваться на основе восприятия (перцепции) собственного тела уже в период внутриутробного развития. Поскольку плод, находясь в чреве ма­тери, способен к восприятию первичных сенсорных импульсов, исходящих из вестибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Р. Бернс полагает, что сразу после рождения ребенок начинает исследовать собственное тело и контактировать с другими людьми. В это время у истоков формирования образа собственного тела находятся первые исследовательские движения рук младенца [1, с. 98]. Поэтому опыт младенца – это, прежде всего его телесные переживания, имеющие сенсомоторный характер; на их основе формируются и первые физические навыки.

Попытки преодолеть сумбур телесных ощущений Р. Бернс связывает с уяснением ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей. Большинство этих ощущений, как считает ученый, возникает в ходе исследовательской деятельности. Это деятельность вначале носит спонтанный характер и имеет случайные результаты, а затем становится целенаправленной и подчиняется замыс­лу.

Р. Бернс делает вывод о том, что постепенно, на уровне мускульных, осязательных и кинестетических (двигательных) ощущений ребенок начинает различать Я и не-Я (что происходит, когда младенец трогает предметы, хватает их и бросает, берет их в рот, когда он падает, ударяется или держится за что-то) [1, с. 99]. Это объясняется тем, что производимые младенцем действия направлены не только на внешние предметы, но и на самого себя. В этот момент у ребенка начинает свое формирование чувство телесного «Я», как уже отдельно существующей единицы. В качестве основных составляющих этого чувства отдельности выступают границы тела – осознание того, где ребенок начинается и заканчивается; и телесное пространство – осознанное, ощущаемое знание того, где ребенку в пространственном отношении комфортно во взаимоотношениях с другими детьми или предметами. В результате движения тела ребенка олицетворяют строящиеся границы, которые и создают его телесное пространство.

В работе Р. Бернса приводятся данные исследований Салливэна, который, рассматривая проблему осознания ребенком границ собственного тела, связывает ее с процессом вычленения собственного тела из окружающей среды и характеризует как опыт переживания своего тела [1, с. 100]. Согласно исследованиям, в этой области, Е. Т. Соколовой, этот опыт первоначально приобретается через физический контакт с матерью, который также создает основу для накопления телесного опыта у ребенка и приводит к осознанию границ собственного тела, порождая первые образы-впечатления о себе, основанные на его теле­сных ощущениях [8, с.14].

Исходя из этих суждений делаем вывод о том, что первоначально, ребенок познает образ своего телесного Я через свои телесные ощущения, или говоря словами Г. Олпорта «телесную самость»

Результат этого процесса, связанный с различением Я и не-Я и укреплением границ Я, в исследованиях В. В. Столина, сопровождается постепенным формированием схемы собственного тела. Схему тела ученый определяет как «субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве» [Цит. по: 9, с. 15]. М. В. Корепанова дополняет и уточняет это определение, подразумевая под схемой тела – «двигательный образ», становление которого осуществляется на основе формирования сенсо-моторных комплексов и происходит в возрасте от двух до пяти лет [2]. Согласно исследованиям В. С. Мухиной прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к телесному развитию, является дошкольный возраст. Рассматривая специфику дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) В. С. Мухина отмечает, что в этот период ребенок с удовольствием овладевает телесными действиями, которые ложатся в основу его образа телесного Я, формируемый в связи с физическим овладением телом.

По утверждению исследователя, активное овладение ребенком собственным телом сосредоточено на координации движений и действий, формировании образа тела и ценностного отношения к телу. В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Ребенок начинает интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной, таким образом, проявляется его познавательный процесс [5, с. 164].

Как указывает В. С. Мухина, в возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности [5, с. 165].

Говоря о стадиях развития личности, известный американский ученый Гордон Олпорт вводит новый термин – проприум, охватывающий все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Главным образом Олпорт ведет речь о такой части субъективного опыта, как «моё», или самости. В развитии проприума с детства до зрелости Олпорт выделил семь различных аспектов «самости». В результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения [3, с. 32-33].

Опираясь на стадии развития проприума по Г. Олпорту, мы выделяем возрастной период 5-7 лет как период, в который начинает осознаваться и проявляться образ телесного Я. Этому способствуют: овладение собственным телом; приобретение двигательного опыта; рациональное управление собой. В целом самопознание ребенком образа телесного Я заключается в сенсор­ном восприятии и подкрепляется в процессе моторной дея­тельности.

Как показывает опыт работы педагога-практика К. Кенинга, самопознание ребенком образа телесного Я определяется через совокупность чувственных ощущений, основанных на восприятии [4, с. 143]. Основным условием для восприятия ребенком образа телесного Я является осознание своей телесной сущности, которая получает свое субъективное существование через язык тела совокупность телесных проявлений: особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей, отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром [10].

Изучая проблему сознания, С. Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов в развитии самосознания, первый из которых связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений; а второй – с возникновением зачатков самостоятельности по отноше­нию к другим людям, выделением себя из окружающего [6, с. 12].

В рамках нашего исследования нас интересует первый этап развития самосознания, поэтому мы остановимся на этом этапе.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна [6, с. 208] отметим, что образ телесного Я ребенка находит свое отражение в двигательном процессе, основанном на ощущениях. Этот факт объясняется тем, что ощущение, сенсорика всегда связаны с моторикой, с действием. Ощущение образа телесного Я – это начальный момент сенсомоторной реакции и результат сознательной деятельности, дифферен­циации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприя­тия этого образа. Восприятие образа телесного Я основывается на чувственном отображении объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств. При восприятии образа телесного Я происходит его осознание, а ощущение образа телесного Я отражает отдельное чувственное качество (образ) или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружа­ющего.

В общем виде ощущение образа телесного Я предшествует его восприятию, и его восприятие предшествует его ощущению. Этот факт объясняется тем, что ощущение, как компонент сенсомоторной реакции, предшествует восприятию: генетически оно первичнее; оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета [6, с. 209]. Из этой мысли следует, что восприятие и ощущение образа телесного Я по своему содержанию может быть как чувственным, так и рациональным. Сам процесс восприятия образа телесного Я включает в себя познавательную двигательную деятель­ность «прощупывания», обследования, распознавания этого образа через другие образы, возникновение которых связано с чувственным наполнением [7, с. 268]. В результате двигательная деятельность ребенка способствует овладению телом, что приводит к формированию у ребенка образа его телесного Я.

Это заключение побудило нас обратиться к исследованиям И. М. Сеченова в области физиологического анализа движений. Исходя из выводов автора, мы заключаем, что образ телесного Я ребенка строится на основе развития у него основных видов движений. В качестве основных видов движений И. М. Сеченов выделяет: движения позы – движения мышечного аппарата (статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела); локомоции – движения, связанные с передви­жением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере, неко­торые его черты; выразительных движений лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций; перерастающие непосредственно из выразитель­ных движений, семантические движения – носители определенного значения [7, с. 23].

Свое совершенство и свою действительную характеристику движения приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются через кинестические и статические ощущения. Рассматривая кинестетические или двигательные ощущения (от греч. "kineo"– движение), С. Л. Рубинштейн понимает под ними – ощущения движения отдельных частей тел, которые вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов (положения тела и его частей в пространстве) расположенных в суставах, связках и мышцах. Особенно важную роль кинестические ощущения играют при формировании образов и в речевой деятельности. 

Статические ощущения характеризуются С. Л. Рубинштейном показаниями о состоянии тела в пространстве его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, которые дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суста­вных поверхностей и отчасти от кожи. В оценке положения тела в пространстве решающая роль принад­лежит глубокой чувствительности [6].

Основываясь на исследованиях С. Л. Рубинштейна, мы полагаем, что представления об образе телесного Я у детей возникают в двигательном процессе от накопления двигательного опыта через развитие основных видов движений (движений позы, локомоции, выразительных движений, семантических движений), основанных на статических и кинестических ощущениях. Этот процесс включат в себя экспрессивную (внешнее проявление образа телесного Я в выразительных движениях мимики, пантомимики) и импрессивную (образ телесного Я характеризуется его пониманием) составляющие. Выдвигая, это положение мы основываемся на выводах, полученных С. Л. Рубинштейном, которые позволяют нам говорить: экспрессивная составляющая образа телесного Я – внешняя форма его существования и проявления.

Изучение закономерностей развития образа телесного Я, позволило представить нам онтогенез этого процесса:

1-е: восприятие собственного тела;

2-е: уяснение ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей;

3-е: на основе мускульных, осязательных и кинестетических (двигательных) ощущений формируется чувство телесного «Я»;

4-е: различение Я и не-Я и укрепление границ Я, сопровождается постепенным формированием схемы собственного тела;

5-е: связан с фантазиями и представлениями о собственном теле, которые рисует образ тела;

6-е: знания о теле приводят к пониманию концепции тела;

7-е: собственно проявление образа телесного Я.


Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

  2. Корепанова, М.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / М. В. Корепанова. – Волгоград: Изд-во ГИПК РО, 2006. – 144 с.

  3. Корепанова, М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография / М.В. Корепанова. – Волгоград: Перемена, 2001. – 240 с.

  4. Кенинг, К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебнопедагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера / Пер. с нем. – Калуга, «Духовное познание», 2003. – 168 с.

  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: В 2 т. Т. I / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / С.Л. Рубинштейн. – М.: Пе­дагогика, 1989. – 328 с.

  8. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М.: SvR-Apryc, 1995. – 360 с.

  9. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.

  10. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный Дом, 2003 г. – 1312 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образа телесного, образ телесного, собственного тела, ребенком образа телесного, ощущение образа телесного, проявление образа телесного, чувство телесного, образа тела, восприятии образа телесного, восприятия образа телесного, Ощущение образа телесного, Восприятие образа телесного, образ человека телесного, развития образа телесного, схемы собственного тела, составляющая образа телесного, границ собственного тела, основных видов движений, формирование чувство телесного, накопления телесного опыта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос