Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 3684 раза

Библиографическое описание:

Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 14.11.2018).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

-          кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

-          органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

-          лепка из глины, пластилина, теста;

-          аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

-          аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

-          конструирование из бумаги (оригами);

-          макраме (плетение из ниток, веревок);

-          рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

-          игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

-          собирание пазлов;

-          сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

 

Литература:

 

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Похожие статьи

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Психологические особенности восприятия незрячих

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. сенсорное развитие, дошкольный возраст...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильное восприятие (осязание) — это поверхностная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Тактильная агнозия — трудности узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

сенсорное воспитание, ребенок, цвет, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, сенсорное развитие, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Психологические особенности восприятия незрячих

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. сенсорное развитие, дошкольный возраст...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильное восприятие (осязание) — это поверхностная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Тактильная агнозия — трудности узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

сенсорное воспитание, ребенок, цвет, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, сенсорное развитие, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.

Задать вопрос