Политэкономия: рабочее место как фактор, влияющий на производительность труда работников предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 1505 раз

Библиографическое описание:

Шпак, А. А. Политэкономия: рабочее место как фактор, влияющий на производительность труда работников предприятий / А. А. Шпак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 1. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4142/ (дата обращения: 19.12.2024).

Статья посвящена системному анализу понятия рабочее место: в работе используются центральные категории политэкономии (производственные отношения, производительные силы); определена роль рабочего места как основной экономической категории предприятия; дана классификация рабочего места по одиннадцати признакам и трем степеням порядка.

Ключевые слова: политическая экономия, политэкономия, производительность труда, производственные отношения, производительные силы, рабочее место.

Объектом изучения направления экономической науки политическая экономия (политэкономия) являются производственные отношения, возникающие во взаимодействие с производительными силами (см. схему 1).

Для изучения факторов, влияющих на производительность труда, необходимо всецело анализировать предприятия, служащие источником рабочих мест и по совместительству составляющие социально-экономическую структуру государства, которая, как представляется автору, строится в виде иерархии предприятий по территориальной принадлежности «от наименьшей территориальной единицы до наибольшей единицы – государства». Нередко единицей производительных сил предприятия называют рабочее место, сформированное на предприятии и предназначенное для человека (рабочей силы).

Примечание. Как следствие, относительно данной иерархии можно рассматривать схему взимания налогов и иных обязательных платежей в сторону государства.

Предприятие по своей сути есть совокупность рабочих мест, оснащенных средствами производства (состоящих из предметов труда и средств труда, в которые также входят и орудия труда), посредством которых труд человека воплощается в конечном продукте общественного труда.

Материальное производство является основой жизни общества. Люди производят блага как в одиночку, в малых объемах, чаще для личного потребления, так и группами (обществом), в больших объемах для производственного и личного потребления. Именно общественный продукт в силу своей природы подлежит дальнейшему распределению.

Процесс производства предполагает наличие трех факторов: во-первых, труд человека, во-вторых, предмет труда – то, что используется в ходе изготовления общественного продукта, в-третьих, средства труда – то, посредством чего изготавливается продукт. Процесс производства включается в основу цепочки кругооборота воспроизводства. Кругооборот воспроизводства в общих чертах состоит из следующих элементов: производство – распределение – обмен – потребление (см. схему 1).




Схема 1. «Предмет направления экономической науки политическая экономия»



Для начала производственного процесса необходима рабочая сила, способная воздействовать орудием труда на предмет труда. В таком случае, рабочая сила в зависимости от вида работ должна быть квалифицированной, удовлетворять конкретным требованиям современного производства для выполнения простого и сложного труда. Процесс производства есть воздействие производительных сил. Иначе говоря, производствоэто выражение отношения работников предприятия различной квалификации к предметам труда, используемым для производства материальных благ. Помимо таких отношений, люди воздействуют также и друг на друга, вступая в определенные связи и отношения, называющиеся производственными отношениями (см. схему 1).

Их характер зависит от собственника, располагающего средствами производства. Следовательно, анализируя состояние производственных отношений, можно говорить о том, как в обществе распределяются средства производства и результат труда (материальные блага).

Основу производственных отношений составляет определенная форма собственности на средства производства. Совокупность подобных отношений есть социально-экономическая структура общества.

Производительные силы и производственные отношения формируют способ производства (докапиталистический: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный; капиталистический; социалистический). Развитие производства начинается с модернизации производительных сил, и, как следствие, формирует новые производственные отношения. Две этих среды производства взаимосвязаны, поэтому изменение одной ведет к изменению другой.

Проведем системный анализ рабочего места как фактора, влияющего на производительность труда. Так как рабочее место является структурной единицей предприятия, вовлеченной в производственные отношения, то рассматривать его необходимо с точки зрения политэкономии.

Примечание. О том, почему для изучения рабочего места выбрано направление экономической науки – политическая экономия, читайте в авторской работе «Почему исследовать производительность труда следует в рамках политической экономии».

Понятие рабочее место многозначно и подлежит систематизации, с дальнейшей классификацией по ряду признаков, проанализировав которые можно будет дать оценку их влияния на производительность труда работников предприятий.

1. Первым признаком, отличающим организации друг от друга и различающим рабочие места, является признак местоположения (географический). Так, место работы может быть юридическое – указанное в трудовом договоре, фактическое – указанное в приказе. В свою очередь рабочее место – это точное (фактическое) место работы. Следовательно, рабочее место определяется в рамках определенной организации (места работы).

Примечание. В настоящей работе рабочее место и место работы равнозначно, имеется в виду фактическое место работы, если не указано иное.

Рабочее место имеет место расположения, которое в зависимости от вида деятельности предприятия (производство, услуги и т.д.) может быть изменено, т.е. носить различный характер постоянствапостоянное или временное место работы. В экономике предприятия такие места работы называют точками (рабочими) вне предприятия.

2. Часто, при рассмотрении какого-либо предприятия, упоминают основные фонды, составляющие материальную базу предприятия – средства труда, используемые в производственном процессе. Основные фонды принято классифицировать по производственному признаку на производственные фонды (станки, машины, оборудование и т.п.) и непроизводственные фонды (земля, здания, помещения и т.п.).

В ситуации, когда место работы носит временный характер и может изменяться, на производительность труда может влиять наличие легкодоступного предмета труда, который в материальную базу не включается, но упомянуть о котором все же следует. Данный фактор является предметом научной дисциплины эргономики (рабочее место возможно классифицировать по степени эргономичности), официальное понятие которой было принято в 2010 году Международной ассоциацией эргономики: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы» Ergonomics (or human factors) is the scientific discipline concerned with the understanding of the interactions among humans and other elements of a system, and the profession that applies theoretical principles, data and methods to design in order to optimize human well being and overall system performance».) [1].

Характеризуя основные фонды, следует выделить определенные группы средств труда, подлежащие индивидуальной классификации, и в тоже время описывающие рабочее место.

2.1. В последнее время в непроизводственной сфере все больше принято говорить об автоматизации производственного процесса – автоматизированном рабочем месте (АРМ) специалиста конкретной профессии. Вследствие этого фактора в учебных планах профессиональных образовательных учреждений появляются специальные учебные дисциплины, целью которых является выработка у обучающихся навыков работы с наиболее часто употребляемым на предприятиях специализированным программным обеспечением, установленным на стационарных рабочих станциях (компьютерах). Поэтому рабочее место по степени автоматизации может быть, автоматизировано как полностью, так и частично. Достигается это путем оборудования рабочего места соответствующими средствами труда, например, установкой компьютера на рабочем столе специалиста и дальнейшим его оборудованием (поставка программ).

В производственной сфере, автоматизация достигается за счет машин, выполняющих «львиную долю» производственного цикла. Здесь степень автоматизации классифицируется от ручного выполнения работ до автоматического с управлением командами человека.

3. Подбор средств труда осуществляется на основании потребности предприятия в конкретном профессионале (специалисте) и его специализации. Следовательно, рабочее место имеет еще два признака классификации – по роду профессии и специализации.

3.1. Из пункта 3 можно выделить еще один признак – функциональность. Если рабочее место – участник производственных отношений, значит оно предназначено для выполнения конкретных функций. Как продолжение, за рабочим местом могут работать как один работник, так и более – признак индивидуальности рабочего места: личное рабочее место, групповое рабочее место.

3.2. Производственной сфере свойственно также иметь многосменные рабочие места, которые наравне с непроизводственной сферой должны соответствовать условиям труда, установленным законодательством конкретного государства.

Автору удалось насчитать порядка одиннадцати признаков, характеризующих рабочее место. Обобщим эти признаки путем составления сводной схемы с выделением трех главных вопросов: «Где?», «Что?» и «Для кого?» (см. схему 2).




Схема 2. «Группировка признаков рабочего места»



На взгляд автора, если экономика преследует три важных вопроса: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?», то рабочее место следует отнести в качестве ответа на общеэкономический вопрос «Как производить?».

Для того, чтобы дать оценку влияния признаков рабочего места на производительность труда работников предприятий, необходимо определить порядок зависимости трех групп признаков друг от друга. Определим I, II и III степени порядка.

Рабочее место – это такое место внутри или вне предприятия, работник которого проводит на нем рабочее время с целью выполнения возложенных на него трудовых функций.

Материальная база рабочего места – это, пожалуй, первое, что интересует каждого работника предприятия. Она является основным средством труда, дополняющим трудозатраты рабочей силы, которые в тесном сочетании образуют конечный продукт. Невозможно представить заводы без станков. Именно поэтому, признаки, отвечающие на вопрос «Что?» будут являться признаками I порядка.

При определении II и III порядка возникают спорные моменты, решить которые можно вследствие анализа конкретных ситуаций. Предположим, что рабочее место носит временный характер, длительность его существования составляет 2 месяца. В такой ситуации, обустройство места будет не выгодно, при условии если соответствующие затраты не будут покрыты соразмерными доходами. В производственной сфере временные рабочие места – редкость, поэтому не столь актуальны. Будет справедливо обозначить группу «Где?» признаками III порядка.

Соответственно, признаками II порядка будет являться группа «Для кого?». Почему? Рассмотрим вымышленную ситуацию.

Имеется два завода, на каждом из них имеется одинаковое оборудование. На заводе «A» рабочее место создано под специалиста конкретной специализации, а на заводе «Б» только под соответствующую специальность (профессию). Это, хотя и некритичное условие, с одной стороны может оказаться решающим, а с другой – ни на что не повлиять. Таким образом, исходя из реального эффекта, признаками II порядка будут считаться признаки, отвечающие на вопрос «Для кого?».

Вывод. Несомненно, исходя из приведенного в работе анализа, нельзя полностью сделать вывод, что рабочее место в полном или неполном объеме влияет на производительность труда. Но сказать о том, что рабочее место как фактор, влияющий на производительность труда работников предприятий, имеет право существовать, все же стоит. В нашем случае, когда требуется конкретный ответ, по мнению автора, есть три варианта: сказать нет, не влияет, что поверьте неправильно; сказать да, что очень громко, ведь не только рабочее место влияет на производительность; третий, и более точный ответ – скорее да, чем нет. Такой ответ будет являться «золотой серединой». Следовательно, вопрос, поставленный в теме работы, будет считаться актуальным до тех пор, пока какой-нибудь исследователь не даст полный и развернутый анализ с конкретными примерами.


Литература:

1. Международная ассоциация эргономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iea.cc/01_what/What is Ergonomics.html. – Дата доступа: 03.12.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, III, место работы, производительность труда, политическая экономия, отношение, предмет труда, рабочая сила, средство производства, производственная сфера.


Похожие статьи

Особенности организации и управления субъектов рыночного хозяйства

В работе рассматриваются производственные отношения с позиции управления, функциональные особенности организации субъектов рыночного хозяйства. Проведен анализ причинно-следственных связей в историческом процессе социально-экономического развития гос...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Отсутствие разработанной системы мотивации труда наемных работников в процессе предпринимательской деятельности

В данной публикации рассматриваются проблемы определения эффективности систем мотивации и стимулирования персонала организации. С помощью системного подхода обобщены и выделены проблемы трудовых отношений, материального и нематериального стимулирован...

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Работодатель: признаки, виды, дефиниция

Статья посвящена проблемам правового положения работодателя на современном этапе. Выявлена необходимость уточнения в рамках трудового права понятия работодателя, закрепления его признаков и правосубъектности. Рассмотрены различия в регулировании прав...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Похожие статьи

Особенности организации и управления субъектов рыночного хозяйства

В работе рассматриваются производственные отношения с позиции управления, функциональные особенности организации субъектов рыночного хозяйства. Проведен анализ причинно-следственных связей в историческом процессе социально-экономического развития гос...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Отсутствие разработанной системы мотивации труда наемных работников в процессе предпринимательской деятельности

В данной публикации рассматриваются проблемы определения эффективности систем мотивации и стимулирования персонала организации. С помощью системного подхода обобщены и выделены проблемы трудовых отношений, материального и нематериального стимулирован...

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Работодатель: признаки, виды, дефиниция

Статья посвящена проблемам правового положения работодателя на современном этапе. Выявлена необходимость уточнения в рамках трудового права понятия работодателя, закрепления его признаков и правосубъектности. Рассмотрены различия в регулировании прав...

Понятие мотивации трудовой деятельности

В статье идет речь о мотивации трудовой деятельности персонала. Рассматриваются задачи и функции мотивации, факторы, влияющие на мотивацию труда. Дается определение понятиям «потребность», «мотив», «стимул», «вознаграждение. Проводится сравнение данн...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Задать вопрос