Организация рабочих мест и ее роль на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.11.2015

Статья просмотрена: 12410 раз

Библиографическое описание:

Архипова, Ю. А. Организация рабочих мест и ее роль на предприятии / Ю. А. Архипова, К. С. Зыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 460-462. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23906/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

This article considers the problem of organization of workplaces at the enterprise. This problem is becoming increasingly important, as the staff is the most important part of the company, without which the company simply cannot exist. In turn, the staff needs a well-organized workplaces, because the implementation of certain functions requires appropriate tools and if these tools will be located taking into account the physiological characteristics of the person and taking into account the minimum expenses of time and forces, the performance of employees will be higher, therefore, and the entire company.

Keywords: Personnel, workplace, ergonomics, performance.

 

Исходным элементом любого предприятия является рабочее место, в пределах которого происходит целенаправленная деятельность конкретного работника. Рабочее место — это зона нахождения работника и средств приложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми для исполнения работником поставленной перед ним конкретной задачи. [1;c.102]

Организация рабочего места является процессом определения задач, которые должны выполняться работником, носителем конкретных знаний, навыков и умений.

Каждое рабочее место должно быть соответствующим образом оборудовано, то есть обеспечено необходимым оборудованием, инструментами и т. д. Система мероприятий по оборудованию рабочего места всем необходимым называется его организацией. [5;c.87]

С точки зрения менеджмента организация рабочего места — это процесс создания определенного комплекса организационно-технических условий для высокопроизводительного и безопасного осуществления рабочих обязанностей. [3;c.652]

Хорошая организация рабочего места означает, что каждый предмет находится на своем месте, что в свою очередь приводит к удобству эксплуатации, а значит и к более рациональному использованию рабочего труда. Работники тратят меньше времени и сил на поиск нужных инструментов и концентрируют больше внимания на своих прямых обязанностях.

Основу организации рабочего места составляет его планирование, т. е. оптимальное размещение в пределах рабочего места средств и предметов труда, необходимых для выполнения работ.

Непродуманное планирование увеличивает расходы, потому что время выполнения определенной работы становится большим.

Рабочее место и его оснащение — важный элемент условий труда. Условия труда — это совокупность элементов производственной среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека, удовлетворенность трудом, а следовательно и на ее результативность.

К любому рабочему месту на практике выдвигаются соответствующие требования, которые могут быть частично выражены количественными показателями — нормами и нормативами, а некоторые подвергаются лишь качественному описанию.

Ряд требований, прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования и т. п., являются обязательными, и за нарушение их руководитель может понести ответственность. Другие относят, пока, к желаемым (эстетичность, эргономичность и т. д.), но пренебрежение ими непосредственно влияет на производительность труда, а потому для предприятия они имеют важное значение. [4;c.154]

Требования к организации рабочих мест можно сгруппировать так: информационные, экономические, эргономические, гигиенические, эстетические, технические, организационные.

Информационные требования охватывают комплекс мероприятий по информационному обеспечению рабочего места: определение объемов и структуры информации, поступающей и обрабатываемой на нем, создается и передается на другие рабочие места, проектирование информационных потоков, в систему которых входит данное рабочее место, и других; информация должна быть достаточной для выполнения служебных обязанностей.

Экономические требования предусматривают организацию рабочего места в аппарате управления с минимальными затратами на его содержание, но достаточными для его нормального функционирования. Целесообразны также оценки рабочего места по критерию оптимальности, то есть эффект от деятельности работника на рабочем месте не должна превышать расходы на содержание этого рабочего места.

Эргономические требования связаны с созданием для человека оптимальных условий труда, которые делают ее высокопроизводительной и надежной и одновременно обеспечивают человеку необходимые удобства, сохраняя силы, здоровье и трудоспособность. Таким образом, все, что окружает человека, который работает, создавая ей соответствующее рабочую среду, — мебель, ремонт, оборудование, машины, механизмы и другие орудия труда — должен отвечать требованиям эргономики и быть максимально приспособленным к человеку, к его физической, физиологической, эстетической природе.

Гигиенические требования предусматривают обеспечение таких норм [2; c.56]: освещение рабочих мест; воздухообмена, температурного режима; влажности; шума и других факторов рабочей среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека.

Эстетические требования к внешнему оформлению рабочей среды: вид помещения и средств труда, их цветовая гамма, наличие цветов в интерьере.

Технические требования предусматривают соблюдение норм необходимого пространства для выполнения определенной работы. Это площадь, на которой устанавливают необходимую мебель и оборудование, место самого работника, а также площадь проходов к столу, оборудования, другого рабочего места.

Согласно организационным требованиям необходимо определить сферу компетенции каждого работника на конкретном рабочем месте, его права, обязанности, подчиненность, вертикальные и горизонтальные связи с другими рабочими местами, формы и методы стимулирования. Эти вопросы решаются разработкой положений о структурных подразделениях аппарата управления и должностных инструкций работников.

Значение организации рабочих мест для предприятия заключается в том, что правильно организованное рабочее место уменьшает время, необходимое для выполнения работы, устраняет ненужные перемещения служащих, обеспечивает хорошие условия труда и уменьшает утомляемость сотрудников, а также максимально повышает производительность труда персонала.

 

Литература:

 

  1.                Воловская Н. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н. М. Воловская — 3-е изд., доп. — М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. — С. 102.
  2.                Самгин Э. Б. Освещение рабочих мест. — М.: МИРЭА, 2012. — С. 56.
  3.                Синяева И. М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. /. М.: Юрайт, 2014. — 652 с.
  4.                Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие / О. В.Ромашов. — М.: Гардарики, 2013. — С. 154.
  5.                Шлендер П. Э., Кокин Ю. П..Экономика труда: учебник — М.: Юристъ, 2012. — С. 87.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, организация рабочего места, рабочая среда, требование, работоспособность человека.


Похожие статьи

Особенности и специфика перевозки пищевых продуктов

Один из самых главных циклов, составляющих транспортную логистику, является логический цикл товара, рассмотренный на примере пищевых продуктов. Эта тема является очень актуальной в наше время, так как людям важно качество конечного продукта, который ...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Роль руководителя в системе управления организацией

В данной статье рассматривается актуальная проблема на сегодняшний день — это роль руководителя в системе управления организацией. В связи с нестабильностью экономики России в последнее время, организации и предприятия находятся в крайне сложном поло...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Влияние процессов управления рисками предприятия и этапы внедрения данной процедуры

Качество в рамках отдельно взятого предприятия не может рассматриваться как отдельный показатель, поскольку оно оказывает существенное влияние на каждую часть организации — ее отделы и людей. Роль профессионалов в области качества может показаться со...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социально-психологический климат в организации

Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Чтобы чувствовать себя комфортно, в коллективе должна бы...

Культура безопасности — приоритет производственной деятельности

Любое производство — это априори взаимодействие человека и техники в производственной среде. Безопасная организация труда, являясь неотъемлемой частью успешной работы предприятия, является в настоящее время основным направлением в области ОТ и ПБ. Но...

Управление адаптацией нового сотрудника

В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...

Создание системы качества на предприятии

Развитие управление качеством как дисциплины, заслуга большего числа знаменитых гуру качества. Существуют разнообразные методики, школы качества, которые помогают усовершенствовать какой-то аспект в работе компании. Каждое предприятие уникально и у н...

Похожие статьи

Особенности и специфика перевозки пищевых продуктов

Один из самых главных циклов, составляющих транспортную логистику, является логический цикл товара, рассмотренный на примере пищевых продуктов. Эта тема является очень актуальной в наше время, так как людям важно качество конечного продукта, который ...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Роль руководителя в системе управления организацией

В данной статье рассматривается актуальная проблема на сегодняшний день — это роль руководителя в системе управления организацией. В связи с нестабильностью экономики России в последнее время, организации и предприятия находятся в крайне сложном поло...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Влияние процессов управления рисками предприятия и этапы внедрения данной процедуры

Качество в рамках отдельно взятого предприятия не может рассматриваться как отдельный показатель, поскольку оно оказывает существенное влияние на каждую часть организации — ее отделы и людей. Роль профессионалов в области качества может показаться со...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социально-психологический климат в организации

Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Чтобы чувствовать себя комфортно, в коллективе должна бы...

Культура безопасности — приоритет производственной деятельности

Любое производство — это априори взаимодействие человека и техники в производственной среде. Безопасная организация труда, являясь неотъемлемой частью успешной работы предприятия, является в настоящее время основным направлением в области ОТ и ПБ. Но...

Управление адаптацией нового сотрудника

В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением адаптации нового сотрудника в организации. Адаптация персонала внутри организации — необходимое звено в управлении персоналом. Фактически, будучи сотрудником конкретной организации, новичок сталки...

Создание системы качества на предприятии

Развитие управление качеством как дисциплины, заслуга большего числа знаменитых гуру качества. Существуют разнообразные методики, школы качества, которые помогают усовершенствовать какой-то аспект в работе компании. Каждое предприятие уникально и у н...

Задать вопрос