Трансформация социально-трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 25.04.2021

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Чичерина, С. Е. Трансформация социально-трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19 / С. Е. Чичерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80349/ (дата обращения: 25.01.2022).



Информационные технологии развиваются интенсивно в последние десятилетия, трансформируются экономические отношения: сложно представить себе офис, в котором нет компьютеров и интернета. Изменяются и социальные отношения, и социально-трудовые не исключение.

В последние годы новые технологии используются среди работодателей и работников все больше. Пандемия COVID-19 стала катализатором в процессе распространения информационных технологий, кроме того, работодатели стали больше работников «отправлять» на удаленную и дистанционную работу.

Согласно исследованиям компании WeWork, опубликованным 25 марта 2021 года, продолжают работать удаленно 37 % сотрудников российских компаний. При этом большинство (39 %) опрошенных готовы продолжать работать из дома, а в офис приезжать только по необходимости. Почти столько же (31 %) хотели бы перейти на гибридный режим работы и приезжать в офис 2–3 на три дня в неделю. Совсем не посещать офис и оставить удаленный режим хотели бы 23 % участников опроса, вернуться к привычным условиям работы в офисе предпочитает всего 8 % [7].

Однако, организация удаленной работы достаточно сложна. Для работодателя: как нанять работника, который не может приехать в офис? Как контролировать рабочее время? Как мотивировать работников на «дистанционке»? Для работника: как организовать рабочее место? Как ограничивать рабочее время? Как общаться с коллегами?

В этой работе я хочу проанализировать, как изменились социально-трудовые отношения в условиях цифровой экономики, особенно после пандемии COVID-19 и какие проблемы возникли.

«Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни».

Цифровизация влияет на все сферы социальной жизни, в основном, развитие технологий направлено на упрощение жизни людей, однако, с точки зрения трудовых отношений данное утверждение не всегда верно. Удаленная и дистанционная работа, фриланс требуют разработки новых законодательных актов, которые будут регулировать отношения работников и работодателей, находящихся «на расстоянии».

Рассмотрим первым вопрос коммуникации — мобильная связь и мессенджеры позволяют руководителю и сотрудникам связываться в любое время суток и практически из любой точки мира. Кроме того, в большинстве мессенджеров видно, прочитано ли сообщение адресатом. Отличное изобретение, на первый взгляд. С другой стороны, работодатели связываются с работниками и не ограничиваются рабочим временем. Это нарушает work-life balance и стирает границы между рабочей и личной жизнью.

Совещания и планерки «на удалёнке» проводятся онлайн. Однако после окончания локдауна работники пожаловались на то, что онлайн-совещания проводятся чаще: например, в офисе это была одна утренняя планерка, «на удаленке» работодатель стремится контролировать работников и устраивает планерки трижды в день. При этом примерно треть как работников, так и руководителей считают онлайн-совещания такими же продуктивными, как и офисные, меньше 10 % считают их более эффективными, 30 % руководителей и 16 % работников считают онлайн-совещания менее эффективными. И тем не менее, еще одна часто встречающаяся проблема — долгое получение ответа: работник в офисе может прийти к коллеге или руководителю и получить ответ в максимально короткие сроки, «на удаленке» приходится ждать ответа.

В целом вопрос контроля стоит достаточно остро. Работодатель не видит работника «на месте» в течение всего рабочего дня и у менеджмента возникают подозрения о том, что работник не все рабочее время посвящает рабочим вопросам. Программное обеспечения, позволяющее отслеживать, чем занимается сотрудник на рабочем месте существует уже давно, однако в период пандемии оно стало значительно более популярным. Не всех работников установка такого обеспечения устраивает и это можно понять. Большинство сотрудников работают на личных компьютерах и не хотят, чтобы у кого-либо была возможность «следить» за ними в любое время. Кроме того, многие компании используют в системе мотивации KPI, а значит оплата зависит от эффективности, стоит ли тогда отслеживать, сколько именно времени работник потратил на достижение этого результата?

Также для контроля руководители требуют писать отчеты (которых в «офисной жизни» не было), предлагают сфотографироваться с ноутбуком и отправить фотографию до начала рабочего дня (некоторые и в течение дня), просят прислать геолокацию. В США используют принудительные видеовызовы — нельзя отказаться от звонка, камера включается автоматически и снимает рабочее место. В любом случае, такой жесткий контроль, в основном, демотивирует сотрудников.

Для работников важнее вопрос самоконтроля — необходимо самостоятельно организовывать свой рабочий процесс и мотивировать себя на продуктивную деятельность. Согласно опросам, наибольшие проблемы с самоконтролем у сотрудников поколения Z (23 %), только 15 % представителей поколения Y испытывает подобные трудности. Поколение X наиболее ответственно (9 %).

Экономия при работе «удаленно». Работодатели экономят на аренде офиса и оплате коммунальных услуг: можно арендовать меньший офис, если большая часть сотрудников работает удаленно. Центральный офис часто находится в крупных городах, а «удаленка» позволяет нанимать талантливых и эффективных сотрудников в регионах. Это, конечно, повышает конкуренцию работников на рынке труда, что в свою очередь может снизить оплату труда. Также вероятна экономия на техническом оснащении — сегодня практически любой человек имеет домашний компьютер и может работать на нем.

Работникам в свою очередь не нужно ежедневно ездить в офис, это экономия не только времени, но и денег. Нет нужды организовывать питание в офисе, тратиться на несколько комплектов офисной одежды. Однако, затраты на электроэнергию при работе ложатся на работников.

Многие работодатели и работники хотели бы продолжить работать «удаленно». Однако, пока что нет законов и стандартов работы вне офиса. Следует разработать не только нормативно-правовые акты, но и внутренние организационные регламенты работы удаленно, особенно в крупных компаниях. В противном случае вопросы контроля и мотивации переходят в ответственность среднего менеджмента, что может как поднять эффективность подразделений, так и снизить.

Приложение 1

Литература:

  1. Шершева А. С. Трансформация социально-трудовых отношений в России [Электронный ресурс]/ А. С. Шершева// Финансовая экономика. — 2018. — № 1. — С. 89–94 — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35322954;
  2. Федченко А. А. Трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике [Электронный ресурс]/ А. А. Федченко// Вестник воронежского университета. Серия: экономика и управление. — 2018. — № 3. — С. 91–95. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36588193;
  3. Стожко Д. К. К вопросу о ценностной трансформации социально-трудовых отношений в современных условиях [Электронный ресурс]/ Д. К. Стожко, К. П. Стожко, Н. Н. Целищев//Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2018. — № 3. — С. 240–252. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35683063;
  4. Свистунов В. М. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики [Электронный ресурс]/В. М. Свистунов, В. В. Лобачев// Управление — 2017. –№ 4. — С. 29–33. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovye-otnosheniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki/viewer;
  5. Forbes [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/forbes.ru/s/biznes/397989-cifrovaya-diktatura-kak-kompanii-prevrashchayut-distancionnuyu-rabotu-v-ad;
  6. Cossa [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cossa.ru/news/264354/;
  7. Tadviser [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %8F: %D0 %A3 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %82 %D0 %B0_ %D0 %B2_ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8;
  8. Webinar Media [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://webinar.ru/blog/research_remote_work/;
  9. Vc.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vc.ru/office/131448-issledovanie-udalennaya-rabota-kak-novaya-realnost;
  10. Webinar Group [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://webinar.ru/blog/wp-content/uploads/2020/06/Research_of_remote_work_in_Russia_Webinar-Group.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): работник, офис, рабочее время, работодатель, рабочее место, KPI, дистанционная работа, отношение, рабочий день, руководитель.


Задать вопрос