Проблемы и перспективы перехода сотрудников в режим удаленной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гущина, О. И. Проблемы и перспективы перехода сотрудников в режим удаленной работы / О. И. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80078/ (дата обращения: 09.05.2021).



Ключевые слова: удаленная работа, сотрудник, офис, дистанционная работа, общая рабочая зона, трудовой договор.

В свете последних событий, в условиях пандемии за 2020 год число сотрудников, работающих удалённо, выросло с 60 тысяч до шести миллионов. В мировой практике удалённый труд применяется уже достаточно давно, более того, его использование увеличивается приблизительно на 25–30 % ежегодно.

Несмотря на то, что в 2020 году переход на дистанционный режим работы осуществлялся под давлением и в сжатые сроки, можно предположить, что многие люди уже никогда не вернутся в офисы и продолжат работать в удаленном режиме. Согласно опросу, проведенному журналом Сnews, можно сделать вывод о том, что что более половины респондентов предполагают в дальнейшем использовать удаленный и гибкий график посещения офиса. В ходе исследования были опрошены ИТ-руководители высшего и среднего звена 102 российских предприятий из рейтинга «РБК 500», представляющих компании основных секторов экономики [5].

Понятие удаленной работы закреплено в трудовом кодексе РФ, согласно которому дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования [1].

С каждым годом, удаленная работа становиться все более популярной и востребованной, особенно в свете последних событий. Сейчас существует множество современных профессий, которые появились благодаря удаленной работе. За последние 13 лет появилось более пятидесяти новых профессий, несомненно, что в дальнейшем их количество будет только увеличиваться. Для получения некоторых профессий не требуется особых навыков и умений, достаточной пройти курс обучения в интернете.

На данный момент на hh.ru открыто порядка 25 тыс. вакансий с удалённым форматом работы. Больше всего таких вакансий опубликовано в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Татарстане [3].

Существует множество онлайн курсов, которые помогают пройти обучение и получить новую профессию для удаленной работы, например, такие как:

– интернет-маркетолог,

– графический дизайнер,

– тестировщик ПО,

– копирайтер,

– специалист по контекстной рекламе,

– системный администратор

– SEO-специалист.

– Специалисты по автоворонкам и мастера комплексного трафика

– Таргетологи

– Администратор онлайн школ

– Video-maker или специалист по монтажу видео, и другие

На данный момент очень широкое распространение и спрос получила деятельность компаний, которые занимаются организацией удаленной работы, такой как:

– организация домашнего офиса на профессиональном уровне

– нативная поддержка UC-платформ для видеоконференцсвязи с поддержкой оригинальных программных функций на платформах Zoom и Microsoft teams.

– автоматизация и голосовое управление

Также появляются новые и совершенствуются уже существующие корпорации, которые занимаются организацией рабочего пространства и распределением сотрудников компаний в зависимости от степени возможности и необходимости личного присутствия в офисе. Данное распре деление называется гибридный режим — это одновременная работа участников одной команды частично из офиса и частично удаленно.

Например, компания т в Luxoft предлагает три типа рабочих мест для такой комбинированной работы:

– физическое — сотрудник постоянно работает из офиса и имеет закрепленный за ним рабочий стол.

– гибкое — сотрудник в основном работает из офиса, но не имеет закрепленного за ним стола. Сотрудники с гибким рабочим местом, работают в общей рабочей зоне в офисе или дома.

– виртуальное — сотрудник в основном работает из дома и в редких случаях может работать в общей рабочей зоне.

На сегодняшний день многие сотрудники российских организаций продолжают работать в удаленном режиме.

Согласно данным, полученным 25 марта 2021 г. компанией WeWork, которая проводила исследование на тему «Опыт удаленной работы», большинство сотрудников считают, что оптимальным вариантом является нахождение в офисе 2–3 дня в неделю, а в остальные дни продолжать работать удаленно [3].

Многие организации столкнулись с проблемой контроля эффективности работы сотрудников в условиях удаленной работы. До недавнего времени, для того чтобы управлять и отслеживать эффективность работы сотрудников применялись самодельные и узкоспециализированные рычаги, которые не всегда выполняли задачи, направленные на улучшение контроля и снижение рисков. Данная проблема стала особенно актуальной в 2020 году, так как рост удаленных работников был принудительным и стремительным.

Далеко не всем работникам удается грамотно распоряжаться своим временем, особенно, когда перестают действовать привычные механизмы, регулирующие работу и отдых. Люди оказались в условиях непривычной рабочей среды и осознали, что работать вне офиса, в домашних условиях сложно с функциональной и эмоциональной точки зрения.

Пандемия, безусловно, после себя оставила не только жуткие последствия, но и позволила миру шагнуть в сторону высоких информационных и инновационных технологий.

На данный момент большое количество проблем, с которыми столкнулись компании и работники в момент резкого ухода на удаленную работу, уже решены. Например, появился новый закон, который регулирует права, обязанности и ответственности сторон. Появились изменения в федеральном законодательстве.

Появились и продолжают совершенствоваться новые технологии, которые позволяют проводить масштабные видеоконференции без личного присутствия сотрудников в аудиториях. Проблема организаций по контролю за сотрудниками может быть решена при помощи системы контроля компьютеров и учета рабочего времени персонала.

Сейчас на рынке сервисов для контроля сотрудников достаточно много, они различаются по функциональности, количеству опций, стоимости и т. п. Например такие сервисы как Kickidler, CrocoTime, Bitcop, StaffCop.

Подобные системы ведут количественный и качественный учет фактически отработанного времени сотрудниками, они могут формировать отчеты, а также:

– учитывать время начала и окончания рабочего дня;

– учитывать опоздания и переработки;

– учитывать интенсивность работы, активность на протяжении дня

– делать скриншоты рабочего экрана;

– вести учет посещений разных сайтов;

– производить мониторинг использования программ и поисковые запросы;

– анализировать бизнес-процессы компании и находить в них слабые места, подсчитывать, сколько сил и времени сотрудники вкладывают в отдельные проекты.

Однако, не все работники нуждаются в контроле и учете времени, достаточно заключение трудового договора, в котором подробно могут оговариваться все условия. Согласно ст. 312.4 ТК РФ дистанционный работник самостоятельно устанавливает режим своей занятости и отдыха, если в трудовом договоре не оговорено иное. Значит, порядок дистанционной работы должен быть определен в момент подписания договора. В случае если в договоре оговорен свободный график работы, т. е. вне зависимости от времени суток и выходных, работодатель избавляется от обязанности вести учет рабочего времени [1].

Можно сделать вывод о том, что для России удаленная работа находиться еще в стадии разработки, это проект, который требует постоянного изучения и совершенствования. Ситуация, которая была вызвана пандемией в 2020 году, не стала хуже или лучше. Она стала просто другой, соответственно и требует других решений. Многие организации отмечают повышение эффективности деятельности некоторых сотрудников в условиях удаленной работы по сравнению с работой в офисе.

Если раньше удаленная работа для многих считалась непонятной и не перспективной, то сейчас она обрела второе дыхание.

Таким образом, удаленная работа рассматривается как положительный процесс, несмотря на то, что сталкивается с некоторыми трудностями при внедрении, она всё активнее используется компаниями. Тем более, что контролировать рабочий процесс при помощи новых технологий становиться все проще.

Организациям, которые переводят сотрудников на удаленный формат работы, необходимо учитывать, что не все сотрудники готовы поменять рабочее место в офисе на дистанционную работу из дома.

В связи с последними событиями, работа из дома стала более приемлемой и распространенной, но всё-таки Россия — в конце списка стран, поддерживающих этот переход.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
  2. Удаленная работа. — Текст: электронный // www.tadviser.ru: [сайт]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Удаленная_работа (дата обращения: 13.04.2021).
  3. Назад не вернуться. — Текст: электронный // life.ru: [сайт]. — URL: https://life.ru/p/1363099 (дата обращения: 13.04.2021).
  4. Исследование: как крупный российский бизнес будет развивать технологии удаленной работы. — Текст: электронный // www.cnews.ru: [сайт]. — URL: https://www.cnews.ru/articles/2021–01–26_cnews_analytics_itogi_udalenki_2020_i_budushchie (дата обращения: 13.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): удаленная работа, офис, сотрудник, дистанционная работа, общая рабочая зона, трудовой договор, компания, Россия, удаленный режим, удаленный формат работы.


Задать вопрос