Совершенствование взаимодействия Министерства внутренних дел с обществом на примере обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Кулеева, М. С. Совершенствование взаимодействия Министерства внутренних дел с обществом на примере обращений граждан / М. С. Кулеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80189/ (дата обращения: 19.01.2022).



Статья посвящена вопросам и проблемам совершенствования работы Министерства внутренних дел в области обращений граждан, а также улучшению эффективности взаимосвязи между органами внутренних дел и гражданами на примере этих обращений. В статье обозначены основные проблемы, возникающие при работе с обращениями граждан и пути их решения. Отдельное внимание уделено работе с обращениями граждан в электронном формате, который занимает всё более важное место в обществе в связи с массовым развитием информационных технологий в современном обществе.

Ключевые слова: работа с обращениями граждан, Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, законы и подзаконные акты, нормативно-правовые акты, сроки рассмотрения обращений, информационные технологии, заявление.

The article is devoted to the issues and problems of improving the work of the Ministry of Internal Affairs in the field of citizens ' appeals, as well as improving the effectiveness of the relationship between the internal affairs bodies and citizens on the example of these appeals. The article outlines the main problems that arise when working with citizens ' appeals and ways to solve them. Special attention is paid to the work with citizens ' appeals in electronic format, which occupies an increasingly important place in society due to the mass development of information technologies in modern society.

Keywords: work with citizens ' appeals, Ministry of Internal Affairs, internal affairs bodies, employees of the internal affairs bodies, laws and regulations, regulatory and legal acts, terms of consideration of appeals, information technology, statement.

Известно, что в деятельности любого государственного ведомства, учреждения, предприятия, организации одну из важнейших ролей занимает работа с обращениями граждан, которая включает их приём, обработку, дачу ответов на них и их хранение. Обращение — это направленное в государственной орган, орган местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронного документа заявление, предложение или жалоба, а также устное обращение гражданина в эти же инстанции. Эта работа содержит в себе множество аспектов, среди которых есть и вопрос улучшения взаимодействия различных органов между собой и с гражданами страны. Большую роль в жизни общества имеют органы внутренних дел, основной функцией которых является защита и контроль за соблюдением правопорядка. В статье мне хотелось бы рассмотреть вопрос о совершенствовании взаимодействия Министерства внутренних дел (МВД) с обществом на примере обращений граждан, его функциях, методах и значении.

Статья опирается на ряд источников, имеющих отношение к данному вопросу, к которым относятся различные законодательные, нормативно-правовые акты, официальные документы и т. д. Прежде всего это следующие законы и подзаконные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707. Перечисленные законодательные документы регламентируют все основные аспекты деятельности, касающиеся работы с обращениями граждан. На них должны опираться сотрудники органов внутренних дел во время исполнения своих служебных обязанностей.

Существует множество различных аспектов, в различной степени влияющих на качество и эффективность работы с обращениями, в том числе и в Министерстве внутренних дел. Одним из таких аспектов является нарушение срока проведения проверки обращений, поступающих от граждан и организаций. Чаще всего здесь имеет место необоснованное продление срока проверки по конкретному делу. По действующему законодательству (часть 1 статьи 144 УПК РФ) поступившие обращения должны рассматриваться в течение трёх суток, начиная с момента их поступления. Но часто данные сроки продляются до десяти суток, что является допустимым в исключительных случаях, при этом сотрудник органов внутренних дел обязан подготовить рапорт об увеличении сроков проверки. Но на практике регулярно происходит безосновательное продление сроков. Эта проблема является одной из основных и, как правило, самых заметных в деятельности Министерства внутренних дел. В качестве способов решения этой проблемы можно предложить следующие: совершенствование и усиление контроля за работой подразделений органов внутренних дел, принимающих обращения граждан путем регулярного проведения проверок деятельности этих подразделений, а также улучшение взаимодействия между гражданами и органами власти для полноценного и своевременного взаимодействия, которое поможет уменьшить количество нарушений в данной сфере.

Другим проблемным вопросом являются сложности у сотрудников полиции в процессе работы с обращениями граждан, которые приходили на личный приём в том или ином отделении Министерства. Здесь трудности могут возникнуть также в отношении сроков рассмотрения поступивших обращений. Сроки должны исчисляться с конкретной даты приёма гражданина, а они нередко исчисляются с момента регистрации обращения по месту рассмотрения, что является нарушением необходимых норм и требований. Данную проблему можно решить путём установления чётких сроков рассмотрения обращений по каждому делу, включая исключения, а также проведением инструктажей среди сотрудников ведомств и подразделений для повышения их осведомлённости в области сроков рассмотрения обращений.

Ещё одним аспектом является нарушения срока при перенаправлении обращения в органы, специализирующиеся по тематике конкретного обращения, который составляет семь дней и начинается при регистрации в Министерстве внутренних дел. Если срок рассмотрения превышает установленный законом, то ответственный за это обращение сотрудник обязан сообщить заявителю в письменном виде о перенаправлении его обращения в другой компетентный по данному вопросу орган.

Немаловажной проблемой в этой сфере является принятие нескольких решений по одному и тому же обращению. В таком случае возможно несколько отмен и принятий разных решений по одному и тому же делу, что в конечном итоге вызывает серьёзную путаницу и может привести к незаконному решению. В этой ситуации может также проводиться дополнительная проверка для обнаружения и устранения возможных повторных решений и несоответствий. Для решения данной проблемы можно выполнять следующие действия: тщательный однократный учёт и регистрация каждого обращения в книге учёта и регистрации, создание и ведение электронной базы данных зарегистрированных обращений, регулярный контроль за каждым решением по всем поступившим вопросам.

В последнее время стала значительно востребована возможность направления обращений в электронном виде. Эта услуга предоставляется гражданам на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ, где происходит онлайн прием, регистрация и работа с обращениями граждан. Заявителю необходимо выбрать подразделение, в которое он хотел бы обратиться — для упрощения выбора приведен перечень вопросов, которое решает каждое подразделение. Далее появляется возможность ознакомиться с правилами подачи заявки, нужно заполнить поля формы на сайте и отправить заявление. К заявлению можно прикрепить необходимые электронные документы (справки, фотографии, видеофайлы и т. п.). Если обращение подается повторно, важно сообщить о результате проверки по первому заявлению.

При заполнении заявления на сайте идет автоматический сбор персональных данных. Таким образом обратившийся дает разрешение на их обработку.

Срок рассмотрения заявки составляет трое суток. Обращения, которые содержащие ненормативную лексику, угрозы в адрес должностного лица, а также те, которые не позволяют установить смысл вопроса, не рассматриваются. Отказ в рассмотрении жалобы придет в течение семи дней на электронную почту гражданина.

Если заявление относится к компетенции других государственных органов, то его направят по подведомственности. Уведомление об этом придет по электронной почте гражданина. Заявления также могут быть направлены в территориальные отделы, если вопросы, содержащиеся в них не касаются центрального аппарата. Информация об этом заявителю не приходит. Срок рассмотрения — тридцать суток. При необходимости он может быть увеличен еще на столько же. Практика показывает, что система отправки уведомления через интернет работает четко и потеря заявлений происходит редко.

В подаче заявлений онлайн есть положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам можно отнести:

 отсутствие необходимости посещения отделения полиции, составления заявки от руки, что является немаловажным в период распространения коронавирусной инфекции;

 возможность обращения граждан в Министерство внутренних дел из любой точки России, а также с территорий зарубежных государств;

 четкая систематизация поступающих обращений, позволяющая значительно сократить сроки проведения проверки и исключить путаницу при передаче документов между ведомствами.

К недостаткам можно отнести:

 недостаточное владение гражданами компьютерными технологиями, приводящее к неправильно оформленному обращению и, в результате, непринятию его к рассмотрению;

 нецесообразность подачи заявления о серьезных уголовных правонарушениях онлайн, связанная с временными затратами на регистрацию, направление в соответствующие органы по территориальному и подведомственному признаку. В этом случае граждане должны незамедлительно обратиться лично или позвонить в полицию.

Следует отметить, что в настоящее время вопросам информатизации уделяется большое внимание на уровне Президента и Правительства Российской Федерации.

В рамках Государственной программы «Информационное общество» реализуются мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из главных задач которой является обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций. А одним из ожидаемых к 2024 году результатов является осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий.

Кроме того, к 2024 г. 10 миллионов человек должны пройти базовое обучение по программам повышения цифровой грамотности, в том числе обеспечивающее базовые навыки цифровой безопасности, цифровой гигиены. Важный аспект — это обучение более 100 тысяч государственных и муниципальных служащих работе с данными, цифровым навыкам.

Подведем итоги, каждое рассмотрение обращений граждан должно быть основано на следующих принципах: объективность, полнота и всесторонность. Объективность подразумевает под собой беспристрастную оценку содержания обращения, полнота — цельное и неизменное содержание обращение, а всесторонность — охват информации, содержащейся в документации, со всех возможных сторон.

Каждый сотрудник, ведущий рассмотрение дела, должен знать — кому именно направлять рапорты о продлении; как прекращать переписку с гражданами или организациями, направившей обращение; как действовать в случае допущения ошибок; как правильно оформлять требуемую документацию. Всё это необходимо для грамотной и слаженной работы органов внутренних дел, в том числе в части обращений граждан и организаций. Здесь очень важную роль имеют точные и однозначные формулировки всех необходимых законов, подзаконных и нормативно-правовых актов, на которых базируется деятельность сотрудников органов внутренних дел. Также сотрудникам органов внутренних дел необходимо знать, какой именно закон или нормативно-правовой акт нужно применять к тому или иному обращению.

Хотелось бы обратить внимание, что ответ на каждое обращение должен быть чётким, аргументированным и обязательно законным. Это должно проверяться и контролироваться сотрудниками органов внутренних дел и вышестоящими органами власти. Обращения граждан ни в коем случае не должны теряться или оставаться без ответа, а возможные нарушения в краткие сроки должны быть исправлены.

Развитие информационных технологий несомненно будет вносить положительный вклад в совершенствование взаимодействия Министерства внутренних дел с обществом.

Литература:

1) https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemnye-aspekty-rassmotreniya-obrascheniy-grazhdan-voznikayuschie-v-deyatelnosti-sotrudnikov-politsii

2) https://policii.net/sovety/kak-napisat-zayavlenie-v-politsiyu-cherez-internet

3) https://xn--b1aew.xn--p1ai/request_main

4) https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/podaem-zayavlenie-v-politsiyu-onlayn

5) Информационные материалы о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf/ (дата обращения 01.05.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): обращение граждан, дело, обращение, Российская Федерация, сотрудник органов, гражданин, орган, работа, том, РФ.


Ключевые слова

информационные технологии, органы внутренних дел, нормативно-правовые акты, заявление, сотрудники органов внутренних дел, Министерство внутренних дел, работа с обращениями граждан, законы и подзаконные акты, сроки рассмотрения обращений
Задать вопрос