Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба с формализмом в обратной связи «гражданин — власть» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 15.03.2019

Статья просмотрена: 2289 раз

Библиографическое описание:

Остроконская, Е. Н. Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба с формализмом в обратной связи «гражданин — власть» / Е. Н. Остроконская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57215/ (дата обращения: 26.04.2024).



Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов власти реагировать на обращения со стороны населения, своевременно отвечать на них. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработками как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.

Ключевые слова: обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение.

Право гражданина на обращение в органы государственной власти, в органы местного самоуправления или к должностному лицу гарантируется статьей 33 Конституции РФ. Реализация данного права граждан — одно из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.

Местные органы самоуправления — это органы власти, которые максимально приближены к населению и должны содействовать ликвидации так называемых «болевых точек» в жизни населения. Быстрое и конструктивное реагирование на проблемы граждан и возможность решать жизненные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления — это непосредственное отражение организации процесса прямого взаимодействия между населением и властью. Такая взаимосвязь должна проявляться не только в осуществлении права гражданина на обращение в органы местного самоуправления или к должностному лицу, но и в осуществлении обратной связи. Органы власти обязаны отреагировать на обращение, дать на него ответ. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработкой, как на законодательном уровне, так и на местном организационном уровне.

Обращение граждан — это обращение гражданина, направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Обращение может быть письменным или устным. В зависимости от своего содержания, обращения могут иметь форму предложения, заявления или жалобы.

Чаще всего целью обращения граждан является решение личного жизненного вопроса. С момента направления обращения в органы местного самоуправления или к должностному лицу гражданину гарантируется объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение (пп.1 п. 1 ст. № 59-ФЗ), т. е. другими словами качественное рассмотрение обращения. Так вот суть одной из проблем — это то, что ни на законодательном, ни на местном уровне закон об обращениях граждан не содержит детального регулирования процедур, связанных с качеством рассмотрения обращения. Очень часто вместо реального решения проблемы, заявитель получает ссылки на законодательные нормы, которые и так находятся в открытом доступе и не является актуальными для решения проблемы. Такой формальный ответ автору обращения направляется по истечении 30-ти дневного срока, что не выходит за рамки закона и не является нарушением, но при этом проблема, указанная в обращении, может быть не разрешена. Обращение рассмотрено формально и, более того, полученный ответ такого содержания затягивает сроки принятия реальных действий, направленных на устранение нарушений или на защиту прав гражданина, указанных в обращении.

На сегодняшний день гражданин, направивший обращение в органы власти, в большинстве случаев получает неполные, не аргументированные ответы с неопределенными терминами и сроками, и вместо конструктивного решения проблемы получает «отписку». Как итог, «отписка» подрывает доверие граждан к власти в целом. Отсутствие ответственности за ненадлежащее качество ответа на обращение, отсутствие критериев рассмотрения обращений приводят к тому, что вся работа с обращениями граждан часто сводится к банальной переписке органов власти с гражданами.

Отсюда вытекает и следующая проблема — повторные обращения. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу (п. 5 ст. 11 № 59-ФЗ). Но повторное обращение может быть как раз следствием некачественного рассмотрения вопроса, либо недостаточно качественно решенной проблемы, указанной в обращении, и в таком случае прекращение переписки недопустимо.

Конечно, ссылаться только на пробелы в законодательстве непозволительно. Недостаточная мотивация должностного лица ориентировать свою деятельность на результат для заявителя влечёт за собой формальный подход при рассмотрении обращений граждан и это тоже очень большая проблема.

Исходя из всего сказанного можно предложить следующее:

Внести изменения, если не на уровне федерального законодательства, то на уровне местного самоуправления путем поправок в постановлениеоб утверждении порядка организации работы с обращениями граждан:

а) повысить эффективность правового содержания «качества» подготовки ответов и обозначить ответственность должностных лиц за нарушение;

б) внести такое понятие как «отписка» и обозначить меру наказания за предоставление подобного ответа заявителю;

в) повысить уровень ответственности специалистов за полноту и качество рассмотрения вопросов;

г) ввести в практику проведения служебных расследований по факту формального рассмотрения обращения.

Также не менее действенным будет являться проверка аргументированных фактов, содержащихся в ответах.

Такие меры повысят качество рассмотрения первичных обращений и снизят количество повторных.

Литература:

  1. Глушко, Е. К. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный комментарий) / Е. К. Глушко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru
  2. Лихачева, Е. А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Е. А. Лихачева, И. Н. Михайлюк // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал [Сетевое электронное издание, ISSN 2221–7703]. 2013. № 03 (06). С.59–63.
  3. Мещерягина, В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В. А. Мещерягина //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 71–75.
  4. Никитин, А. В. Нужен честный, открытый диалог органов управления с жителями области / А. В. Никитин // Комсомольская правда — Тамбов. 2015, 3–10 сентября.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, должностное лицо, обращение, обращение граждан, гражданин, орган власти, государственный орган, законодательный уровень, местный организационный уровень, повторное обращение.


Ключевые слова

обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение

Похожие статьи

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Обращения, направленные в государственные органы и органы местного самоуправления, рассматриваются в соответствии с ФЗ от

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации. Однако как показывает практика должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления нарушается...

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом. Лица, которые обратились в суд в защиту чужих интересов, в...

Похожие статьи

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Обращения, направленные в государственные органы и органы местного самоуправления, рассматриваются в соответствии с ФЗ от

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации. Однако как показывает практика должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления нарушается...

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом. Лица, которые обратились в суд в защиту чужих интересов, в...

Задать вопрос