Совершенствование законодательства РФ в сфере обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Тренина, Т. А. Совершенствование законодательства РФ в сфере обращений граждан / Т. А. Тренина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74183/ (дата обращения: 16.10.2021).



Автор рассматривает проблемы в законодательстве РФ в сфере обращений граждан, дает рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в сфере обращений граждан.

Обращение граждан — это возможность достижения политических свобод личности, которая служит проявлением открытости, доступности и профессионализма органов власти, а также методов общественного контроля, путем стимулирования общественно-развивающей деятельности граждан по защите их прав и свобод.

Система обращений граждан регулируется нормативно правовой базой Российской Федерации. Законодательство в сфере обращений содержит множество коллизий и пробелов. Так основной Закон РФ разграничивает права и свободы, принадлежащие гражданам и каждому человеку. На основании статьи 33 основного закона РФ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1].

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (далее — ФЗ № 59) регламентирует процесс обращений граждан. Данный Закон расширяет круг субъектов, имеющих право на обращение в органы государственной власти. Положения ФЗ № 59 так же касаются правоотношений, связанных с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе юридических лиц [2]. В данном случае, содержание статей ФЗ № 59 противоречит его названию. С точки зрения юридической техники следующее название было бы более уместным: «О порядке рассмотрения обращений в органах государственной власти, местного самоуправления, организациях, осуществляющих публично значимые функции в Российской Федерации».

Далее разберемся с субъектами данного права и их объемом. В Конституции РФ говорится, что обращение как политическое право на управление политической жизнью страны принадлежит гражданам. Таким образом, полным объемом прав на обращения имеют только граждане.

Логично было бы сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут пользоваться правом на обращения с внесением предложений по совершенствованию российского законодательства, деятельности государственных органов или с заявлениями, в которых их критикуют. Иначе это можно рассматривать как нарушение суверенитета российского народа и государства.

Данная позицию придерживает Ю. Н. Алистратова, которая отмечает, что «в соответствии с российским законодательством любое физическое лицо вправе обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления, кроме случаев, прямо указанных в законе или в нормах международного права. Ограничение права на обращение касается обращений, носящих политический характер. При этому субъектами таких обращениях выступают исключительно граждане Российской Федерации» [4, с. 39].

Однако иностранные граждане и лица без гражданства тоже имеют право на защиту своих личных прав. Для того чтобы получить такую защиту, необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. Статья 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1]. Из этого следует, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в государственные органы с просьбой об оказании содействия в реализации их прав и свобод, а также об восстановлении и защите данных прав. Однако в ФЗ № 59 данное разграничения отсутствует.

Следующим недостатком ФЗ № 59, является закрытый перечень видов обращений. В Федеральном законодательстве к обращениям относятся предложения, заявления и жалобы. Как отмечают некоторые исследователи, данное разграничение видов обращений не соответствует ни сложившейся практике, ни российскому законодательству [5, с. 38]. Как уже было отмечено в п.2.2. в Положении «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» [3], к обращениям относятся и ходатайства, и запросы.

Кроме того, уместным будет узакониванием такого обращения, как сообщение. Особенно это касается правоохранительных органов. В своей деятельности, которые сталкиваются с сообщениями о совершаемом или готовящемся преступлении, или правонарушении. Также органы МВД обязаны рассматривать такие обращения даже от анонимных заявителей. В связи с этим следует расширить перечень видов обращений в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, в ФЗ № 59 необходимо внести изменения, в частности:

– изменить названия закона, с целью исключения противоречий содержание статей и его названия;

– вмести закон разграничение объема прав на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства;

– расширить перечень видов обращений граждан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  3. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 25.07.2014) «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»)
  4. Алистратов, Ю. Н. Право петиций в Российской Федерации. — М.: Манускрипт, 1997. — С. 39
  5. Савоськин А. В. К вопросу об использовании термина «обращение» в российском законодательстве // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — N 8. — С. 38
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, обращение, гражданин, местное самоуправление, орган, российское законодательство, государственная власть, обращение граждан, основной закон РФ, порядок рассмотрения обращений граждан.


Задать вопрос