Статья посвящена особенностям перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Последовательно рассмотрена нормативно-правовая база, обеспечивающая охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, особенность деятельности таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенный реестр.
Защита объектов интеллектуальной собственности — одна из важнейших задач, возлагаемых как на каждое государство, так и на международное сообщество в целом. Практически все товары, пересекающие изо дня в день границы разных государств содержат те или иные объекты интеллектуальной собственности, проявляясь в форме, упаковке, качественных особенностях и тд. В связи с данной тенденцией увеличивается число контрафактной продукции, а также незаконного ввоза товаров, при создании которых используется самый дорогостоящий вид труда — интеллектуальный.
Деятельность таможенных органов Евразийского экономического союза направлена на своевременное выявление незаконного перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также реализацию мер по пресечению распространения данного вида товаров. Приоритетным направлением охраны объектов интеллектуальной собственности является не только защита экономической безопасности государств-членов ЕАЭС, но защита здоровья, жизни, прав и имущества граждан.
Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две группы:
1) Результаты интеллектуальной деятельности;
2) Средства индивидуализации
Результаты интеллектуальной деятельности нуждаются в защите благодаря проявлению акта творчества, независимо от того, какие действия производятся или будут производится над ними правообладателем. Результат творческой деятельности является ценностью сам по себе, в нем отражается личность автора. Целью создания таких объектов, в первую очередь, выступает удовлетворение собственных, внутренних, нематериальных потребностей создателя.
Группа объектов, отнесенных законодательством к средствам индивидуализации, также является результатом интеллектуальной деятельности человека, но, в отличие от результатов творческой деятельности, они изначально предназначены для использования в отношениях с третьими лицами. Главной задачей создания средств индивидуализации является защита коммерческих интересов своих правообладателей. Творческий характер данных объектов не столь важен.
Понятие «интеллектуальная собственность» в международных документах впервые было внедрено в 1967 году Стокгольмской конвенцией, основанной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее — ВОИС). Данная организация занимается администрированием ряда международных конвенций в сфере интеллектуальной собственности на международном уровне. В настоящий момент у организации 193 государства члена, в том числе страны-члены ЕАЭС. Страны-члены ЕАЭС являются участниками ВОИС прежде всего исходя из факта подписания Россией и ЕАЭС следующих международных соглашений:
1) «Парижская конвенция по охране промышленной собственности» (1883г.) (ред. от 2 октября 1979 г.);
2) «Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков» (1891 г.) и «Протокол к Мадридскому Соглашению» (1989 г.);
3) «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» (1886 г.);
4) «Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» (1961 г.);
5) «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» (1971 г.);
6) «Договор о патентной кооперации (PCT)» (1970 г.);
7) «Сингапурский договор о законах по товарным знакам» (2006 г.);
8) «Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)» (1996 г.);
9) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (1994 г.);
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза также содержит положения об охране интеллектуальных прав на таможенной территории ЕАЭС и носит учредительный характер. В соответсвии с данным договором, охрана интеллектуальных прав на территории ЕАЭС предусмотрена Разделом XXIII «Интеллектуальная собственность».
На современном этапе развития защита прав на объекты интеллектуальной собственности реализуется комплексом мер и инструментов, предусмотренных законодательством ЕАЭС и национальным законодательством. Данные меры применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания, а также наименований мест происхождения товаров [5]. В отношении товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, процедуру уничтожения, специальную таможенную процедуру меры не применяются.
Защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза является одной из основных функций таможенных органов, согласно пп.6 п.2 статьи 351 ТК ЕАЭС. Положения о мерах, принимаемых таможенными органами по защите прав на объекты интеллектуальной собственности указаны в главе 52 ТК ЕАЭС.
Стоит отметить процедуру включения и ведения таможенными органами Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС) и Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ЕАЭС (далее — ЕТРОИС). Основываясь на практике последних лет, процедура ведения Таможенных реестров показывает высокую эффективность, относительно защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. При включении торговой марки в ТРОИС, правообладателя предоставляется защита интересов, в соответствии с законодательством. Данные Таможенного реестра, а также сведения, предоставляемые правообладателем и (или) его представителем, используются в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации для автоматизированного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Помимо этого, предоставленная информация используются таможенными органами для взаимодействия с доверенными лицами правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и пересечении пересылки контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях, и в иных служебных целях. Стоит отметить, что существование ТРОИС имеет ряд преимуществ для правообладателей: отсутствие необходимости в подаче заявлений о включении объекта интеллектуальной собственности в национальные реестры государств-членов ЕАЭС; снижение расходов при обеспечении обязательств по возмещению вреда, причинённого недобросовестным выпуском товаров; обеспечение таможенной защиты прав интеллектуальной собственности по всей таможенной территории ЕАЭС.
Процедура таможенного контроля предусматривает совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [3, пп. 41 п.1]. В отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности производится таможенный осмотр и таможенный досмотр, в ходе которых может быть установлен факт нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности. Прибывшие товары сравниваются со сведениями ТРОИС. Действия таможенных органов регулируются ТК ЕАЭС, Федеральным законом Российской Федерации N 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», письмами и инструкциями Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Относительно товаров, для личного использования, в соответствии с законодательством ЕАЭС, таможенные процедуры не применяются, исключением является перемещение таких товаров физическим лицом с целью последующей доставки товаров иному физическому лицу.
Таможенное декларирование — процедура, создающая условия для реализации правовых норм во внешнеэкономической деятельности. Целью данного процесса является получение таможенными органами полных сведений о перевозимом товаре, которые необходимы для таможенного оформления, в соответствии с требованиями законодательства. Процедура декларирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и включенных в реестр, должна производиться отдельно от иных видов товаров, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 года N 35 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары».
Применение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности являются необходимой мерой для предотвращения распространения контрафактной продукции. Стоит отметить, что в нормативно-правовых актах особую роль играет термин «ex-officio». В соответствии с п. п. 7 ст. 124 ТК ЕАЭС, решение о применении данной процедуры возлагается на таможенные органы и производится в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, но не включенных в Таможенные реестры. Основанием для приостановления выпуска товаров является не получение правообладателем и (или) его представителем государственной услуги по включению товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в ТРОИС, а именно подозрение, возникающее у таможенных органов о нарушении прав интеллектуальной собственности. Применение процедуры «ex-officio» успешно показывает себя на практике, значительно снижая количество объектов интеллектуальной собственности, права на которые не могут быть защищены таможенными органами.
Литература:
- «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) // справочно-правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
- «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) — [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // справочно-правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
- Основные положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) // справочный ресурс «WIPO Всемирная организация интеллектуальной собственности» https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/summary_berne.html
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // справочно-правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
- Абова Т. Е., Богуславский М. М., Пирогова В. В., Светланов А. Г., Энтин В. Л. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т.2. Части III, IV ГК РФ / под ред. Т. Е.Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова // — М.: ЮРАЙТ, 2009. — 709 с.
- Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В., Губарева А. В., Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) к частям 1, 2, 3 и 4–5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016–1648 с.
- Гладков А. Р. Анализ механизмов формирования и применения предварительных решений о классификации и происхождении товаров в таможенном контроле // Экономика, управление, финансы: теория и практика: сб. материалов I междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. — Москва, 2018. — С. 24–33.
- Основные, п. к. Основные положения конвенций, договоров и соглашений (1/3) / п. к. Основные. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.docme.ru/doc/663544/osnovnye-polozheniya-konvencij--dogovorov-i-soglashenij/#1 (дата обращения: 16.03.2021).