Статья посвящена решению проблемы мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям на уроках физической культуры. В процессе эксперимента доказано, что сотрудничество обучающихся и педагогов общеобразовательной организации в совершенствовании физических навыков эффективно, если цели школьников и педагогов имеют общий ориентир.
Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, коллаборация, обучающиеся, педагог.
Введение. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» является нормативной основой физического воспитания населения. Его основная цель — развитие массового спорта, оздоровление нации и воспитание культуры здоровья у подрастающего поколения. Программа ВФСК ГТО была включена в школьную программу и реализуется вместе в общеобразовательной программой физической культуры.
Педагогическому сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе на основе деятельностного подхода, рассмотрено в трудах В. Н. Петровой. Согласно ее учению, развитие познавательной и социальной активности обучающихся является объективной необходимостью и условием эффективности подготовки подрастающего поколения к жизни и труду [2].
С. В. Осипова поднимает вопрос включения школьников во взаимодействие с педагогом при подготовке учебных занятий и их проведение на основе сотрудничества. Автор доказывает стимулирующую составляющую при таком подходе, повышении ответственности и самодисциплины, усиливающих результативность учебного процесса [1].
В дошкольном образовании вопросам коллаборации уделяют внимание С. А. Рудковская и О. И. Гончарова. Разработанная авторами «Модель коллаборации музыкального руководителя и воспитателя для развития специальных способностей дошкольников» имеет взаимосвязанные компоненты, подтверждающие сотрудничество педагогов [3].
Н. Н. Филяровская выдвинула гипотезу о том, что обучение школьников по технологии сотрудничества может быть эффективным, если учитель готов работать в технологически организованном образовательном процессе [4].
Н. В. Якса теоретически обосновала и провела эмпирическое исследование эффективности системы продуктивного взаимодействия учителя и обучающихся в образовательной деятельности. На основе критериально-диагностического аппарата доказала, что коллаборация педагогов и обучающихся выводит на новый уровень взаимодействия и способствует повышению качества знаний [5].
Изучая научную и практическую литературу по теме исследования, мы обнаружили, что проблеме учебного взаимодействия занимались Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, П. Я. Гальперин, А. В. Енин, М. Н. Скаткин, В. И. Журавлев, А.НЛеонтьев, В. В. Сериков, А. С. Фетисов, И. С. Якиманская и др.
Наше исследование направлено на решение проблемы коллаборации педагогов физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития.
Цель исследования — разработка и апробация модели коллаборации учителя и обучающихся в образовательной деятельности на уроках физической культуры.
Задачи: разработать модель коллаборации педагогов физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития; провести сравнительный анализ эффективности модели; на основе анализа провести коррекцию или дополнить в содержание модели структурных компонентов.
Научная новизна заключается в разработке модели коллаборации педагогов физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли обучающиеся МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Участвовали дети разных уровней обучения — от начального звена до старшеклассников.
Методы исследования включены в модель. Для контроля эффективности использовались упражнения: «Восточная походка» (с грузом 0,5 кг на голове нужно пройти и не уронить его); танцевальная ритмика с большими мячами для фитнеса; футбол с набивными мячами собственного изготовления (смысл в том, что такие игры развивают координацию, ловкость, концентрацию внимания и др., так как такие мячи могут выбрать непредсказуемую траекторию); занятия на стадионе (легкая атлетика).
Результаты и их обсуждение
Содержание уровней модели включает в себя коллаборацию педагогов и обучающихся на основе мотивационно-потребностной сферы; анатомо-физиологических особенностей обучающихся; педагогический диагностический инструментарий (по нормативам). Это позволяет выявить и проследить динамику физического развития, духовными составляющими (культура здоровья), а также изменения ценностных ценностей школьников.
Динамика эффективности модели оценивалась по трёхбалльной системе, где 3 балла — высокий уровень в вопросах совершенствования физических навыков и уровня развития; 2 балла — средний и 1 балл — низкий.
Мерой центральной тенденции являлось средне — арифметическое значение. В результате реализации модели были получены достоверные результаты ее эффективности. Сделан вывод, о том, что коллаборация в ОО предполагает гуманистический подход и позитивно воспринимается детьми.
Рис. 1. Модель коллаборации педагогов физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития.
Модель представляет собой систему педагогического сотрудничества педагогов и обучающихся. Направления взаимодействия в сочетании дают результативность совершенствования физических навыков и физического развития, что подтверждает диаграмма анализа эффективности модели.
Рис. 2. Сравнительный анализ эффективности реализации модели
Литература:
- Осипова С. В. Реализация идей педагогики сотрудничества в учебном процессе. Дис.... канд. пед. наук: — Алма-Ата, 1992–234 с.
- Петрова В. Н. Педагогическое сотрудничество на уроке как средство активизации обучения и развития школьников. Дис.... канд. пед. наук:. — Москва, 1996 г — 345 с.
- Рудковская, С. А. Коллаборация музыкального руководителя и воспитателя дошкольной образовательной организации в развитии специальных способностей дошкольников / С. А. Рудковская, О. И. Гончарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 25–27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6136/ (дата обращения: 15.04.2021).
- Филяровская, Н. Н. Сотрудничество как личностно-ориентированная технология обучения школьников. Дис.... канд. пед. наук: — Санкт — Петербург, 2004–253 с.
- Якса, Н. В. Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности. Дис.... канд. пед. наук: Саратов, 2004–213 c.