Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства: понятие и цели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 15.04.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Уткина, Д. А. Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства: понятие и цели / Д. А. Уткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80102/ (дата обращения: 09.05.2021).



В данной статье раскрывается, как и дефиниция государственной политики в целом, так и понятие государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Также автором охарактеризованы цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, содержащиеся в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Ключевые слова: государственная политика, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка.

Субъекты малого и среднего предпринимательство (далее по тексту — МСП) являются важным элементом экономической системы не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. В связи с этим, данному сегменту бизнеса уделяется особое внимание со стороны государства, выражаемое в разработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.

Для установления дефиниции государственной политики обратимся к политологии. С. Г. Кара-Мурза определяет государственную политику как «сферу деятельности на стыке политической и государственно-управленческой, в рамках которой происходят выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления» [1, с. 23]. Кроме этого, государственная политика также осуществляет такую функцию государства как целеполагание.

Д. Ф. Воронцов определяет государственную политику как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых государством, все то, что относится к государству, к внутренней или внешней государственной жизни». [3, с. 13] Суть государственной политики заключается в легальном закреплении норм права, сформировавшиеся на определенном этапе развития общества. Данные нормы регламентируются, прежде всего, посредством принятия нормативных правовых актов.

На основе вышеуказанных определений можно выделить черты присущие государственной политике, среди них: наличие конечной цели, четкое планирование действий, определение ответственных лиц или органов, а также исполнителей, установление сроков, мер стимулирования и прочее.

Рассматривая государственную политику по развитию малого и среднего предпринимательства, необходимо обратиться к статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] (далее по тексту — Закон о развитии МСП). Указанная статья закрепляет легальную дефиницию государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. В соответствии с указанной статьей, государственная политика — это совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляют органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления. Закрепляются и принципы вышеуказанной политики, среди них: разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП среди всех уровней государственной власти, возложение на органы власти ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития указанных субъектов, участие субъектов МСП в формировании и реализации государственной политики, которая касается их деятельности и обеспечение равного доступа субъектов к получению поддержки, которая установлена государственными программами. Данный перечень является закрытым.

Цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 6 Закона о развитии МСП.

На первом месте в перечне данных целей находится — развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Можно предположить, что это не случайно, так как политика в области конкуренции определяет конкурентоспособность организаций, уровень которой не одинаков у субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Также конкурентная среда способствует максимально эффективному использованию факторов производства, тем самым увеличивая количество предложения на рынке, что, в свою очередь, влияет непосредственно на рост экономики как отдельной страны, так и мира в целом. Значимость субъектов МСП в развитии конкурентных отношений достаточно велика. Так, данные субъекты обладают способностью быстро подстраиваться под изменения законодательства, различных требований государственных органов и других изменений внешней среды, тем самым они составляют существенную конкуренцию представителям крупного бизнеса, которые менее мобильны. Особенно ярко это можно было отследить в 2020 году в период пандемии коронавируса. Большинство микро и малых предприятия, под воздействием ограничительных мер стали переходить на удаленную работу с использованием онлайн-инструментов.

Следующей целью политики по развитию малого и среднего предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития данных субъектов. Еще в 2008 году был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [7], который обязывал Правительство

Российской Федерации разработать законопроекты, предусматривающие послабления административных барьеров, а также направленные на повышение защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора. Ярким примером обеспечения благоприятных условий является реформа контрольно-надзорной деятельности, которая происходит с 2016 года, а также расширение мер государственной поддержки.

Третья цель звучит как обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП. Субъектам МСП достаточно тяжело конкурировать на различных рынках с крупным бизнесом. К тому же, последствия экономических кризов и других социально-экономических потрясений, происходящих в последние годы, значительно сокращает количество малых предприятий, так как они, зачастую, не имеет устойчивой базы, благодаря которой смогли бы пережить сложные времена, поэтому им особенно необходима поддержка со стороны государственных органов. Кроме этого, увеличение на рынках разных уровней товаров и услуг, поставляемых субъектами МСП, отразится для потребителей снижением стоимости определенных товаров и услуг, повышением их качества и ассортимента.

Далее следует цель оказания содействия субъектам МСП в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иных стран. Данное содействие происходит посредством принятия нормативных правовых актов, упрощающих порядок выхода на рынок. Так, например, АО «Российский экспортный центр» (далее по тексту — АО «РЭЦ») оказывает поддержку субъектам МСП в выходе их продуктов на международные рынки. Большая часть указанных субъектов, имея желание выхода на международные рынки, сдерживается незнанием правовых норм других стран, их рынков сбыта и сложностью оформления иностранных документов, именно АО «РЭЦ» и его отделения в регионах могут помочь в решении данных проблем. В соответствии с ежегодным отчетом АО «РЭЦ» [4, с. 7] в 2018 году субъекты МСП составили 72 % в структуре поддержанных экспортеров, а на их поддержку Группой РЭЦ было выделено 713,9 миллионов долларов США.

Следующая цель — увеличение количества субъектов МСП. Малый и средний бизнес — это необходимый элемент экономики любой страны. При этом, рост субъектов МСП решает не только экономические задачи, такие как, например, увеличение государственной казны посредством уплаты налогов и участия во внутреннем валовом продукте страны, но и социальные, в частности, увеличение занятости населения, развития творческих возможностей общества при ведении определенной деятельности, например, народные промысел и ремесла. Безусловно, росту количества указанных субъектов способствуют меры государственной поддержки, а также популяризация предпринимательства в обществе, например, путем разработки и реализации таких проектов как «Женское предпринимательство», «Молодежное предпринимательство» и прочее.

Далее идет цель обеспечения занятости населения и развития самозанятости. Стоит отметить, что данная цель носит скорее социальный характер, чем экономический. Обязанность по содействию занятости граждан лежит на государстве, которое путем разработки и реализации программ, создания дополнительных и квотированных рабочих мест, обучения или переобучения, переквалификации и прочее, обеспечивает исполнение указанной цели. Данная цель напрямую взаимосвязана с предыдущей, так как увеличение лиц, работающих в таких организациях, возможно только при росте количества самих субъектов. В последнее время активно развивается самозанятость. По состоянию на 01.07.2020 года в Федеральную налоговую службу было подано 4 448 уведомлений об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу, в 2018 году указанных уведомлений было подано 722, а в 2017–213 [5]. Не исключается, что некоторая часть самозанятых впоследствии может перерасти в малые предприятия, при поддержке государства.

Седьмая цель государственной политики звучит как повышение в объеме валового внутреннего продукта доли товаров (работ, услуг), которые производят субъекты МСП. По информации Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, доля малого бизнеса в экономике России составила 20,2 %, что соответствует уровню 2015 года, в 2017 году показатель был на уровне 22 %. Соответственно, происходит явное снижение. Данная цель нашла свое отражение в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство». Так, на основании данного проекта, доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте должна достичь показателя 32,5 % к 2024 году. Соответственно, для увеличения доли производимых товаров необходимо оказывать более успешную государственную поддержку субъектам МСП, в большей части, в отраслях экономики, где задействовано меньше всех указанных субъектов. На основании данных Статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство с России 2019» [5, с. 13–16], можно сделать вывод, что в некоторых видах экономической деятельности наблюдается наименьшее количество малых и микропредприятий, для их увеличения необходимо более конкретное оказание поддержки, возможно по отдельным отраслям.

Последней целью является увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в доходах бюджетов на всех уровнях. Меры, которые будут применяться для осуществления указанной цели, должны постоянно сопровождаться оценкой фискальной нагрузки на хозяйствующий субъект. Примером данных мер является: мораторий на повышение налоговой нагрузки в течение 3 лет для субъектов МСП (законодателями предлагается продлить данный период), введение специального режима для «самозанятых граждан», переход на обязательное применение контрольно-кассовой техники, введение различных специальных налоговых режимов, снижение размера ставок в некоторых регионах до 0 %, снижение налоговых ставок для субъектов МСП, занимающихся определенными видами деятельности и прочее.

Вследствие социально-экономических явлений в мировой экономике и экономике Российской Федерации за последние несколько лет, малый и средний бизнес, с одной стороны, не является способом смягчения кризисных явлений, а с другой не обладает необходимой мощностью для инновационной модернизации и структурной перестройки экономики в России. Причин данного явления множество, например, Е. М. Бухвальд, указывает, что негативную роль здесь играют также и долговременно сложившиеся структурные деформации экономики; ее высокая зависимость от негативного влияния факторов внешнего характера; ограниченность средств государственного регулирования и стимулирования экономики; высокая степень ее бюрократизации и прочее [2, с. 9].

Таким образом, можно отметить, что малый бизнес не обделен вниманием государственных органов всех уровней. Различные послабления, касающиеся деятельности субъектов МСП, которые введены за последнее время, являются важными составляющими законотворчества и направлены на популяризацию предпринимательства в России. Но в то же время, ситуация для указанных субъектов в положительную сторону почти не изменяется. Многие правоприменители скептически отзываются о проводимой, в настоящий момент, государственной политике по развитию малого и среднего предпринимательства и причиной, в большинстве случаев, являются как раз фактически недостижимые, при действующем законодательстве, показатели и цели. К тому же неэффективной реализации государственной политики в данной сфере способствует и внешние факторы, воздействующие на экономику в целом.

Литература:

  1. Актуальные проблемы государственной политики: учебник для студентов вузов / В. И. Якунин, С. Г. Кара-Мурза, В. Э. Багдасарян, В. И. Куликов. ЮНИТИ-ДАНА. Москва. 2017. 405 с.
  2. Бухвальд Е. М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства // Финансы: Теория и Практика. 2016. № 3. С. 6–17.
  3. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 3. С. 12–20.
  4. Ежегодный отчет АО «Российский экспортный центр» за 2018 год / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://2018.exportcenter.ru/ expocenter/introduction, свободный.
  5. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд / Федеральная налоговая служба [Официальный сайт] Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/, свободный.
  6. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России 2019» Росстат / [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf (дата обращения 05.04.2021)
  7. Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.
  8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, развитие малого, Российская Федерация, субъект, предпринимательство, среднее, государственная власть, государственная поддержка, крупный бизнес, Россия.


Задать вопрос