Психологизм — сложное, необычно необходимое явление литературы, позволяющее читателю наиболее глубоко проникнутся внутренним миром того или иного героя произведения. Появление психологизма в художественных произведениях позволило литературе подняться на новую ступень своего расцвета.
Возможности раскрытия внутреннего мира личности различны для каждого из трех литературных родов. В лирике психологизм раскрывается через эмоциональное восприятие, осмысление лирическим героем явлений действительности, он отличается наибольшей субъективностью и чувственностью. В драматургии психологизм раскрывается в репликах действующих лиц, преимущественно через речь и мимику, то есть часто ограничивается внешними проявлениями внутреннего мира личности. Эпический род характеризуется наиболее полным и масштабным изображением психологической стороны героев, так как имеет самые большие возможности для этого. В произведениях эпического рода психологизм выражается при помощи портретов героев, их речи, а также с помощью внутренних монологов. Таким образом, мы видим, что способы и приемы создания психологизма разнообразны. Все зависит от того, к какому роду относится то или иное произведение, и как каждый из великих писателей понимает психологическую сторону своих героев, и каким образом раскрывает ее. Так выделяют прямой психологизм, который раскрывается преимущественно в внутренних монологах, и психологизм косвенный, то есть такой психологизм, который показан с помощью внешних проявлений эмоций и взглядов героя.
Необычно и ярко проявляется психологизм в творчестве Достоевского, великого мастера русского романа. В своем труде Гроссман писал: «Пора признать, что он велик прежде всего как романист, как создатель нового, своеобразного вида романа. Здесь появился во всей полноте его новаторский дар, и выкованная им романическая форма осталась во всей эволюции жанра явлением исключительной силы и значения по своей новизне, смелости и неповторимому своеобразию». Именно в своих романах Достоевский оттачивает и достигает невероятных результатов в изображении сложного внутреннего мира своих героев. Романы Достоевского, запечатлевшие мудрость, страстность и величие его духа, пропитаны психологизмом от первых страниц до их финала.
Достоевский — писатель, которого интересует не только судьба и история литературного героя, но и в большей степени — его внутренний мир, сфера психологических переживаний. Многие герои, придуманные его творческим сознанием– противоречивые и хорошо прописанные личности, в которых заключено невообразимое буйство исключительной натуры.
Достоевский как никто другой способен передать чувства и эмоции настоящей личность, раскрыть ее глубинную суть. Для этого он использует разнообразные приемы психологического изображения, которые позволяют мастерски донести мысль до читателя, раскрыть психологическую сферу наиболее полно и ярко.
В романе «Идиот» мы видим образ одарённой личности, которой является Лев Николаевич Мышкин. Для написания его психологической составляющей Достоевский умело использует приемы как прямого, так и косвенного психологизма. Уже в заглавии и своеобразной кличке героя Достоевский указывает его отличную от всех натуру. Идиот здесь не просто эквивалент регресса, психологического отставания. Это своеобразный сигнал особенной натуры героя, которую общество не способно понять, и поэтому клеймит его «недалеким», «идиотом». Особое внимание следует уделить имени героя, в котором так же находит отклик внутренняя ипостась личности. Имя «Лев» резко контрастирует с фамилией героя «Мышкин». По сути, это отсылает нас к двум разным животным, которых можно противопоставить друг другу по качествам, присвоенным им. Лев — царь зверей, символизирует смелость, силу и величие духа. Мышь же отсылает к слабой, ранимой и робкой натуре. Таким образом, уже в имени героя Достоевский раскрывает особенности его внутреннего, противоречивого духовного мира.
Черты психологизма ярко представлены в портрете героя: «очень белокур, густоволос, со впалыми щёками и с лёгенькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь…» Уже в портрете автор намечает характерные черты характера героя. О его тяжелом душевном состоянии говорят такие яркие детали, как «впалые щёки», «тихий и тяжёлый взгляд». Особое внимание уделяется взгляду — герой Достоевского обладает большими глазами, что намекает на широту его души. Взгляд его кажется не просто кротким и тихим, но «тяжелым» да к тому же с выражением, не понятным для окружающих людей. Этим Достоевский показывает отличие души Мышкина от остальных, намекает на тонкое, чистое устройство его внутреннего «Я».
Достоевский грамотно прописывает внутренний мир героя, о котором косвенно свидетельствуют такие детали как жесты, мимика. Одним из главных мимических проявлений князя является улыбка. Важным является то, что улыбается князь не только тогда, когда он счастлив. Часто его улыбка является выражением сокрытых в глубине души сильных, сложных эмоций героя. Достоевский демонстрирует, что с помощью улыбки многосторонние эмоции героя. Иногда это улыбка искреннего счастья, иногда маска, под который Мышкин прячется от негативных эмоций: стыда, неловкости, растерянности.
Особое внимание необходимо уделить речи героя. Мышкин обладает тихим, спокойным голосом, что подчеркивает его «невинный», детский внутренний мир. Герой вежлив со всеми вне зависимости от социального положения, в его речи часто используются учтивые обращения, извинения перед собеседником. На низкую самооценку героя указывают его же слова «...я думаю, что не имею ни талантов, ни особых способностей; даже напротив, потому что я больной человек и правильно не учился…» Однако, Мышкин не простой «недалекий человек» какими считают его другие. Достоевский умело показывает его неоднозначный внутренний мир. Князь Мышкин обладает определенными качествами, что позволяет ему чувствовать чужие эмоции, переживания. Лишь взглянув на портрет Настасьи Филипповны, герой видит за ее внешней радостью безграничную печаль, то есть проникает в глубины ее души, когда большинство способны видеть лишь внешнюю оболочку.
М. М. Бахтин так писал о мастерстве Достоевского: «Своеобразие Достоевского не в том, что он монологически провозглашал ценность личности, а в том, что он умел ее объективно-художественно увидеть и показать как дрзоую, чужую личность, не делая ее лирической, не сливаясь ней своего голоса и в то же время не низводя ее до опредмеченной психической действительности». Таким образом, Достоевский умел изобразить личность настолько живой, что читатель ни на минуту не сомневается в ее эмоциях, переживаниях и страстях. Личности романов Достоевского многогранны, каждая имеет свои особенности, свою позицию.
Для полноценного раскрытия своих героев Достоевский использует один из важнейших приемов психологизма — внутренний монолог. Этот прием в большей степени используется для раскрытия образа князя Мышкина, который имеет доброю, но вместе с тем противоречивую, неординарную душу. Достоевский позволяет нам проникнуть прямиком в мысли героя, на основе которых можно сделать выводы о его личности.
Наиболее широко внутренняя речь князя разворачивается в пятой главе второй части перед припадком героя. Здесь ярко представлен еще один прием психологизма -поток сознания. Мысли князя, бурным, беспрерывным потоком уносят его в самые глубины размышлений: «Но чужая душа потемки, и русская душа потемки; для многих потемки. Вот он долго сходился с Рогожиным, близко сходились, «братски» сходились, — а знает ли он Рогожина?», «Я как будто смешиваю... как это странно! У меня голова что-то кружится... А какое симпатичное, какое милое лицо у старшей дочери Лебедева…» В этой главе внутренняя речь помогает раскрыть борьбу противоположных начал в душе героя. Так же в тексте романа дается много авторских оценок эмоционального состояния главного героя: «Отчаяние и страдание захватили всю его душу» и т. д. Все это работает на раскрытие психологизма князя Мышкина.
Проанализировав изображение Достоевским психологизма в романе «Идиот», можно сделать вывод, что писатели русской классической литературы, которых интересовало внутреннее «Я» своих героев использовали приемы изображения психологизма мастерски, добавляя в них свои неповторимые особенности.
Литература:
1. Бахтин М. М. «Проблемы поэтики Достоевского», 1963 работы 1960-х-1970-х гг. // Москва русские словари языки славянской культуры 2002. — 341 с.
2. Поэтика Достоевского/ Л. П. Гроссман //М.: Книга по требованию, 1925. — 70 с.
3. Касаткина Т. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: сб. работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т. А. Касаткиной. — М., 2001. — 569 с.
4. Кирпотин В. Я. Мир и лицо в творчестве Достоевского.С. 280–362. // Мастерство русских классиков: сборник. — М., 1969–494 с.
5. Морсон Г. С. «Идиот», поступательная (процессуальная) литература и темпикс С. 7–28.// Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: сб. работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т. А. Касаткиной. — М., 2001. — 569 с.