Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.
Юрий Гагарин
Актуальность проекта определяется недостаточной популяризацией знаний о космосе у детей, небольшим количеством времени, которое уделено формированию интереса к расширению знаний у детей на эту тему в образовательном процессе. Между тем, создатели популярных мультипликационных и художественных фильмов, авторы комиксов, производители детских игрушек активно использую околокосмическую тему. Что, в свою очередь, искажает представления детей о реальности, о доступных их пониманию процессах и научных знаниях.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Цель проекта : создание благоприятных условий для формирования у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи проекта.
Образовательные: формировать элементарные знания о космосе, его многообразии. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, другими героями-космонавтами.
Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать, любознательность, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Развитие интегративных качеств в ходе проекта: «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Участники проекта: дети 5–7 лет, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: средней продолжительности. Проект рассчитан на 4 недели.
Ожидаемые результаты и продукты :
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о людях космических профессий; повышение уровня мотивации к занятиям и совместным развлечениям; вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; умение самостоятельно организовывать игры, используя знания, приобретённые при реализации проекта; создание в группе мини-музея «Загадки космоса»; оформление рукописной книги «О космосе хочу все знать!»; оформление тематической выставки детских работ; создание в группе мини-музея космонавтики; итоговое музыкально-развлекательное мероприятие «Квест-игра «Космическое путешествие».
Этапы реализации:
В ходе предварительной работы:
- Была подобрана литература для оформления «Книжной полки», содержащая иллюстрации, рассказы, стихи, загадки, энциклопедическую информацию о космосе.
- Подготовлены презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
- Подобраны занятия по продуктивным видам деятельности на тему «Космос», соответствующие возрасту и усвоенным навыкам для детей старшего и подготовительного возраста, подобраны тематические раскраски.
- Дополнена картотека подвижных игр.
- Приобретен комплект «Игра — конструктор «Космос» с игровым полем» для коврографа.
- Подготовлена подборка музыкальных произведений для заучивания и слушания.
- Изготовлен макет Солнечной системы.
- Объявлен конкурс семейного творчества «О космосе», продукт которого станет основой для рукописной книги «О космосе хочу все знать!».
Практический этап проекта (ответственные — воспитатели группы):
- Познавательная деятельность.
Ознакомление с окружающим миром «Космос». Цель: расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле.
Просмотр видеопрезентаций «Космическое путешествие», «О космосе хочу все знать!» . Цель: систематизировать знания детей о космосе, ввести в речь слова «телескоп», «планета», «орбита», «скафандр», «космическая станция» и др.
Рассматривание иллюстраций, «Книжная полка» о космосе для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей. Цель: создать благоприятные условия для знакомства детей с художественными и познавательными произведениями по теме «Космос».
Рассматривание макетов в мини-музее «Солнечная система» . Цель: дать понимание о строении Солнечной системы, учить детей называть планеты Солнечной системы, знать их основные характеристики.
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» режиссёр Р. Качанов. Цель: Формировать интерес к художественным произведениям про космос, познакомить с героиней произведений К.Булычева.
- Коммуникативная деятельность
Беседы «Как и когда люди узнали, что Земля имеет шарообразную форму», «Что такое космос?», «Луна, Солнце и планеты», «Ю. Гагарин и другие герои-космонавты». Цель: рассказать детям об изменениях представлении людей в прошлом о нашей планете; уточнить, закрепить, расширить представления детей о Земле, космическом пространстве, планетах солнечной системы, солнце, звёздах; рассказать о лунных экспедициях; уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит, как далеко находится, дать понимание о невозможности жизни без солнечной энергии и света; познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
Ситуативные разговоры «Почему космонавт должен быть здоровым?», «Съедобное-несъедобное, о питании космонавтов», «Зарядка в невесомости — это весело». Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, рассказать об особенностях жизнедеятельности на космической станции, о питании космонавтов, о необходимости делать зарядку.
- Изобразительная деятельность
Рисование «Звезды и ракеты» . Цель: учить детей изображать космические объекты, передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя накопленные впечатления, развивать творческое воображение.
Аппликация «Полет на луну ». Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая сторона изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, что бы было понятно, куда она летит. Развивать чувство композиции, воображение.
Рисование и раскрашивание «Раскраски о космосе». Цель: развивать цветовосприятие, умение подбирать цвета соответствующие изображаемому образу, аккуратность, самостоятельность; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Рисование на снегу «Цветы и звезды » в рамках участие в городском конкурсе «Цветы на снегу». Цель: познакомить детей с новым видом творчества, развивать творческое воображение, чувство композиции.
- Конструктивная деятельность
Конструирование из строительного материала : из конструктора Lego «Ракета на старт»; из деревянного конструктора «Космический корабль»; из крупного мягкого конструктора «Наш дом — МКС». Цель: изучить название составных частей ракеты, космической станции; самостоятельно конструировать ракету, космическую станцию, фигуры космонавтов из различного вида конструкторов; использовать продукты конструирования в сюжетно-ролевых играх.
- Художественная литература
Чтение Юрий Гагарин. А. И. Монвиж-Монтвид, Увлекательная астрономия. Елена Качур. Цель: познакомить детей с личностью Ю.Гагарина, его биографией, дать понимание, что для достижения цели человек должен трудиться, преодолевать трудности.
Заучивание стихотворений «Космонавтом хочешь стать — все планеты должен знать!» Е.Авдиенко. Цель: воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
- Игровая деятельность
Дидактические игры «Следы», «Найди тень», «Собери картинку», карточки-пазлы «Летающая тарелка». Цель: учить детей находить заданные силуэты; развивать внимание, мышление, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры «Космическая кухня», «Наш дом — МКС», «Космонавты на старт». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Невесомость». Цель: учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям.
- Музыкальная деятельность (ответственный — музыкальный руководитель)
Заучивание песни «Гагарин», автор слов и музыки А. Чугайкина. разучивание песни о первом лётчике-космонавте, полетевшем в космос, Юрии Гагарине. Задачи: Раскрытие образа песни средствами вокально-технических приёмов исполнения. Работа над дикцией, дыханием, интонацией и ритмом.
Танцевальная игра-импровизация «Роботы и звёздочки». Цели: развитие импровизационных способностей детей, коммуникативных навыков.
Задачи: Закрепление знаний о двухчастной форме. Отработка слухового внимания. Закрепление навыка двигаться в пространстве.
Оборудование: Диск с музыкой к игре, атрибуты-звёздочки по количеству девочек.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Полёт — Венера — Посадка». Цель: развитие слухового внимания. Задачи: учиться выполнять движения, в соответствии с командой, сразу после слов взрослого; ориентироваться в пространстве; не сталкиваться со сверстниками при движении.
Слушание «На пыльных тропинках далёких планет» (в исполнении Сергея Трошина), «Мы в космос улетаем на работу», «И на Марсе будут яблони цвести». Цель: Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление.
Обобщающе-результативный этап
— Выставка работ детского творчества;
— Награждение победителей семейного творческого конкурса «О космосе»;
— Создание рукописной книги «О космосе хочу все знать!»;
— Создание мини-музея «Загадки космоса»;
— Проведение итогового музыкально-развлекательного мероприятия «Квест-игра «Космическое путешествие».
Вывод: Проект стимулирует познавательную и творческую активность детей, способствует расширению и систематизации знаний детей о космосе, дает заряд положительных эмоций у детей, повышает их самооценку, благотворно влияет на климат в группе. Познавательно-творческий проект способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д.
Благодаря участию в проекте расширяются границы детско-родительного взаимодействия, улучшается их качество. Повышается статус детского сада, сотрудников детского сада в глазах родителей. Участие в проектной деятельности способствует развитию педагогов как творческом, так и интеллектуальном плане.
Литература:
- «Беседы о космосе». Методическое пособие. Авторы Е. А. Панникова, В. В. Инкина. Москва, 2011.
- «Всё обо всём» («Космос»). Научно-популярное издание. Автор Михаэль Бул, перевод с немецкого Г. Яшиной. Москва-Астрель, 2007
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2010.
- «Моя первая книга о космосе». Автор К. А. Порцевский. Москва «РОСМЭН», 2008.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2012.
- «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
- Увлекательная астрономия / Елена Качур; ил. Анастасии Балатенышевой и Анастасии Холодиловой. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
- Юрий Гагарин / А. И. Монвиж-Монтвид; ил. М. М. Салтыкова. — М.; Издательство АСТ, 2015.
- «СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru