Незаконное использование товарного знака субъектами предпринимательства в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 11.04.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Захарова, А. Э. Незаконное использование товарного знака субъектами предпринимательства в сети Интернет / А. Э. Захарова, А. А. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79918/ (дата обращения: 17.05.2021).



В статье авторы рассматривают особенности незаконного использования товарного знака субъектами предпринимательства в сети интернет.

Ключевые слова: товарный знак, сеть Интернет, интеллектуальные права, предпринимательство.

Исследуемая тема в настоящее время является актуальной, потому что часть предпринимателей продает свою продукцию через Интернет. Кроме того, еще одна не менее важная причина — заинтересованность продавца в повышении внимания потребителей к своей продукции. Эта коммерческая потребность удовлетворяется за счет рекламы, в том числе в Интернете. Для предпринимателя важны эффективные правовые механизмы защиты созданного ими объекта интеллектуальной собственности в сети Интернет, т. к. в рекламе размещается обозначение зарегистрированного товарного знака.

Товарный знак — это обозначение, позволяющее отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров или услуг других юридических лиц (ст. 1 Закона РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров). В настоящее время доменное имя стало удобной формой указания адреса фирмы в Интернете. Но доменное имя выполняет не только функцию адреса, оно также служит средством индивидуализации производителей товаров и услуг.

На практике часто встречается такое явление, как нанесение товарного знака известного производителя на малоизвестные товары начинающих продавцов. Они хотят избежать проблем рекламного процесса и траты денег, в результате которых появляется некачественная продукция. От таких незаконных действий законные владельцы товарного знака или фирменного наименования несут убытки. Привлекая пользователей Интернета на свою страницу, владелец домена извлекает необоснованные преимущества, так как использует чужую репутацию и представления о данном фирменном наименовании и товарном знаке. Кроме того, он вводит потребителя в заблуждение в отношении законного владельца фирменного наименования и товарного знака и тем самым наносит ущерб его деловой репутации.

Существуют случаи анонимного выхода предпринимателя в интернет и реализации под чужим товарным знаком продукции. Субъект должен получить специальное свидетельство на товарный знак, зарегистрировав товарный знак в Роспатенте. Незарегистрированные объекты интеллектуальной собственности не могут быть в полной мере защищены от плагиата и в этом случае конкуренты того или иного предпринимателя смогут оперативно зарегистрировать товарный знак или другое схожее с ним обозначение. Для этого необходимо получить свидетельство, которое закрепит право субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью, на товарный знак. Для реализации на практике этого положения предусмотрена статья 1483 ГК РФ, где закреплено, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные с товарными знаками других лиц на однородные товары [1].

Наша страна находится сейчас в самом начале пути к правовому регулированию отношений, возникающих в Интернете. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что у нас та же корпорация Eastman Kodak Company, являющаяся владельцем товарного знака «Кодак», никак не может добиться запрета использования доменного имени www.kodak.ru, зарегистрированного РосНИИРОС на имя некоего предпринимателя без образования юридического лица, предлагающего на своём сервере вовсе не велосипеды, а фототовары и фотоуслуги [2].

В случае обнаружения на товарах сходного с зарегистрированным товарным знаком обозначения предприниматель имеет право потребовать изъятия из оборота и уничтожения данного контрафактного объекта за счет правонарушителя, а также возмещения убытков, или же компенсации от него. Юридическая ответственность применяется и в отношении товаров, незаконно сбываемых посредством сети Интернет. Правообладателю товарного знака зачастую бывает не известно о том, кто же являлся правонарушителем, и может возникнуть ситуация, когда сайт, на котором было размещено объявление о продаже контрафактного изделия, был закрыт. В России ответственность за подобные деяния устанавливается статьей 1253.1. Гражданского кодекса.

При подаче заявления в суд владелец товарного знака или фирменного наименования вправе требовать, чтобы суд постановил:

1) запретить ответчикам использование фирменного наименования и товарного знака в Интернете, а также любым другим способом, в том числе в рекламе; обязать их воздерживаться от незаконного использования товарного знака в будущем;

2) обязать ответчиков провести мероприятия по передаче домена истцу,

3) обязать ответчиков опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации фирмы в Интернете и средствах массовой информации.

Чтобы реализовать свою продукцию и оказать услуги предпринимателям, необходим рынок сбыта. Наиболее действующим видом рекламы является реклама в интернете, одним из элементов которой является товарный знак. Сложности могут возникнуть при вопросе использования данного товарного знака третьими лицами. Например, магазинами при рекламе товаров компаний — производителей. В этом случае имеются в виду те ситуации, когда продавец размещает на рекламном объявлении товарные знаки тех товаров, которые законным образом введены в гражданский оборот, но без разрешения правообладателя на использование данного товарного знака в рекламных целях.

Чтобы разрешить указанную проблему нужно законодательно закрепить возможность использовать продавцами товарные знаки на рекламных сообщениях в целях её реализации без заключения лицензионного договора с правообладателем. На практике это исключит лишние формальные действия, что позволит осуществить продвижение и собственной фирмы, и товара компании-производителя. Важное требование, предъявляемое к рекламе — это её добросовестность и достоверность [3]. В рекламных объявлениях, содержащихся в интернете, не должно быть указаний на принадлежность объекта рекламирования к рекламирующей фирме.

Таким образом, реализация продукции посредством сети Интернет содержит множество проблем. Они заключается в законодательном закреплении юридической ответственности за незаконное использование товарного знака. Данные проблемы поможет решить привлечение к ответственности продавцов, использующих товарные знаки, которыми маркированы товары, на рекламных объявлениях без заключения лицензионного договора с производителем, но при условии, что товар сбывается легально.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // СЗ РФ. 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 1483.
  2. Орлова О. А. Незаконное использование известных товарных знаков в Интернете // Российское предпринимательство. — 2001. — Том 2. — № 9. — С. 76–80.
  3. Беспалов Ю. Ф. Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 3. — С. 175–178.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, Интернет, фирменное наименование, доменное имя, знак, незаконное использование, интеллектуальная собственность, лицензионный договор, обозначение, юридическая ответственность.


Задать вопрос