Использование средств индивидуализации в коммерческом обороте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Рогова, В. А. Использование средств индивидуализации в коммерческом обороте / В. А. Рогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97324/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается проблема, которая связана с эволюцией отечественного законодательства в сфере регулирования средств индивидуализации. Раскрывается история возникновения средств индивидуализации и прослеживается их использование в коммерческом обороте.

Ключевые слова: средство индивидуализации, коммерческий оборот, товарный знак, торговые предприятия.

Изучая исторические источники, можно сказать, что различные обозначения, необходимые для индивидуализации товаров, возникли очень давно. Но на законодательном уровне регулирование товарных знаков появилось гораздо позже. Товарные обозначения стали широко востребованы только на достаточно высоком этапе развития рыночных отношений. Зарождение законодательства в области регулирования средств индивидуализации началось с XVII в. Однако, вплоть до конца XIX в. применяемые в этой области законы не выделяли товарный знак как самостоятельную сущность.

К первым средствам индивидуализации относились клейма. Их первое упоминание содержалось в Новоторговом уставе. Однако, в законодательстве они определялись ни как средства индивидуализации, а как способ обеспечения тех или иных публичных интересов, прежде всего таможенных, для разграничения отечественных товаров от зарубежных и фискальных для представления интересов государственной казны [4].

Реформы Петра I привели к бурному развитию промышленного производства и усилили роль клеймения продукции, что еще больше приблизило клейма к товарным знакам в современном понимании.

Уже в то время существовала конкуренция между идентичными товарами у разных продавцов, что требовало регулярного и обязательного клеймения продукции и закрепления за конкретными производителями отличительных знаков.

5 февраля 1830 г. была установлена обязанность владельцев фабрик иметь клейма. Данная обязанность была закреплена в Положении о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов. Положение регламентировало клеймение: в нем содержались определённые правила, методы, санкции за подделку. Регламентация клеймения не содержала определения товарного клейма. Также необходимо уточнить, что не было и определённого порядка установления прав на него. Но стоит отметить, что в положении были указания о том, что должно входить в состав клеймо. Клеймо включало в себя местонахождение предприятия, имя фабриканта и фамилию. Содержался также перечень изделий, которые подлежат клеймению. В перечне описывались правила наложения клейм, и образцы изделий. Благодаря положению наметился Прогресс в развитии законодательства.

Чтобы не вводить покупателей в заблуждение и предотвратить соблазн использования популярной среди населения товарной марки недобросовестными торговцами, запрещалось иметь существенные сходства между фабричными и таможенными пломбами. В этот период были внесены нормы, касающиеся наказания за подделку клейма.

Существенное сближение отечественного товарного законодательства с европейским, где соответствующие реформы происходили несколькими десятилетиями ранее, произошло в 1896 г. при принятии Закона «О товарных знаках (фабричных и товарных марках и клеймах)» [5]. Данный закон уже чётко определял понятие товарного знака. Товарный знак в данном законе характеризовался как знак, наносимый промышленниками и торговцами на упаковку или товары и посуду, в которых они хранились. В Законе товарный знак определялся в качестве средств индивидуализации товара. В качестве товарных знаков выделялись этикетки, пломбы, печати, клейма, рисунки и так далее. Если говорить простым языком, то суть товарного знака состояла в том, чтобы при помощи него отличить собственные товаров от товаров другого купца. Именно товарный знак позволял потребителю различать товары между собой.

Потребитель, таким образом, визуально мог определить какой товар, какому купцу принадлежит. Таким образом, товарный знак в законодательстве был определен как внешний знак.

Право на товарный знак приобреталось путем его регистрации в Министерстве торговли и промышленности. Выдача свидетельства осуществлялось по желанию просителя на срок от 1 года до 10 лет. Однако данный срок можно было продлить. Закон 1896г. имел силу до смены общественно-политического строя в России, вплоть до 1917г. В период с 1909г. было заметно увеличение числа прошений на выдачу свидетельства на товарный знак. Но, с началом войны в 1913г. был зафиксирован спад на выдачу свидетельств на товарные знаки со странами, воюющими с Россией.

Национализация предприятий появилась с приходом Советской власти. Большинство предприятий была укреплено и реорганизовано. Фирменные наименования таких реорганизованных и укрепленных предприятий изменились. Стоит отметить, что продукция таких предприятий выпускалась под теми товарными знаками, которые были прежде. Следовательно, необходимо было принять закон, который был бы направлен на такие товарные знаки. Это ознаменовало появление нормативно-правового акта — декрета Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) от 15 августа 1918 г. «О пошлине на товарные знаки» [1].

Народный комиссариат торговли и промышленности регистрировал свидетельства, которые выдавались в царской России иностранным и отечественным предприятиям. это регулировалась статьями 5 и 7 указа. Если сертификаты не регистрировались, то их можно было считать недействительными. Указ определял также порядок и размер оплаты сбора за регистрацию знаков.

В 1919 году разрабатывается следующее постановление, в котором вводились новые знаки, которые носили лишь референтный характер. Данное Постановление называлось «О товарных знаках государственных предприятий». Обозначения новых знаков в Постановлении не являлось проводником продукции к потребителю от производителя. Обозначения, как правило, были лишены коммерческого содержания.

Переход в 1921 году к НЭПу ознаменовал следующий этап эволюции товарных отношений в СССР. Использование товарных знаков было связано с увеличением торговых отношений. На законодательном уровне обращалось внимание на движение вопросов по маркировке товаров и её рекламы.

10 ноября следующего года принимается соответствующей декрет, который закрепляет правила на различение товаров по внешнему признаку торговыми и промышленными предприятиями, которые должны были использовать товарные знаки для отличия собственной продукции. В качестве отличительных знаков, имеющих постоянный характер, признавались товарные знаки, которые размещались на упаковке [2].

Конкретных требований по форме выражения обозначений в указе не было обозначено. Следовательно, можно было использовать любую произвольную, однако указ устанавливал требование указывать в товарном знаке наименование фирмы и предприятия. Если знак уже был зарегистрирован организацией, то его использование повторно другой организацией было невозможным, закон это запрещал. В данном документе СНК был указан перечень требований к товарным знакам, которые практически не изменились и по сей день. Были предусмотрены ограничения, согласно которым не признавались товарными знаками:

а) «свободные знаки»;

б) состоящие из рисунков, отдельных букв или цифр, содержание, расположение или сочетание которых не имели отличительных признаков;

в) с указанием исключительно способа, времени или места изготовления товаров, их цены, меры или веса, а также состава, качество и назначение.

Ограничения появилась на применение товарных знаков, которые были аналогичны тем знакам, которые действовали в товарном обороте. Запрет связан с тем, что потребители были в заблуждении о том, какой товар, какому предприятию принадлежит.

Ещё одно ограничение было принято в Постановлении Совнаркома от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках». Ограничение касалось запрета на применение товарных знаков, которые принадлежали бывшим собственником национализированных предприятий. Постановление распространялась на всю территорию Советского Союза. На основании этого Постановления советские предприятия должны были создавать свои товарные знаки.

Принятое 15 мая 1962 года Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках» обозначало новый этап эволюция законодательства о товарных знаках. Принятие данного Постановления обозначало повышение ответственности предприятий за ту продукцию, которую они выпускают. В соответствии с новым постановлением внешнеторговые организации и торговые предприятия имели право размещать на товарах, которые были реализованы ими, которые в свою очередь сделанные по специальным заказам, собственный товарный знак вместо товарного знака изготовителя.

Использовать знаки обслуживания могли организации, которые оказывали различные услуги. Знаки обслуживания в таком случае приравнивались к товарным знакам. Регистрировать знаки обслуживания необходимо было в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР [3]. Постановление устанавливало определенный срок — 10 лет — это срок действия регистрации товарного знака. Продлевать срок действия можно было не более, чем на 10 лет. По лицензии в определённом порядке можно было передавать право использования товарного знака.

Многие законы о правилах использования средств индивидуализации продолжают действовать, и по сей день. Практически не изменились требования к товарным знакам, прежним остался и срок действия исключительного права на товарный знак.

Несмотря на то, что законодательство в сфере использования средств индивидуализации активно развивалось в начале и середине XX века, под конец данного периода новые вводимые нормы не отличались большой содержательностью. В законе продолжало отсутствовать развернутое правовое регулирование охраны фирменных наименований.

Литература:

  1. Бузанов В. Ю. Интеллектуальная собственность на коммерческое обозначение // Хозяйство и право. — М., 2018. — № 12.
  2. Закурдаева О. Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. М., 2006. № 11.
  3. Золотарев Б. Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (Отечественное законодательство и практика 20–30-х годов) // Вопросы изобретательства. 1967. № 10
  4. Панкова М. Н. Эволюция и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России // Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). С. 156–163.
  5. Романенко Д. Эволюция торговой марки. URL: http://www.romanenko.biz/ru/library/article_tm_evolution.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, знак, знак обслуживания, постановление, предприятие, средство индивидуализации, законодательный уровень, какой товар, коммерческий оборот, Россия.


Ключевые слова

товарный знак, средство индивидуализации, коммерческий оборот, торговые предприятия

Похожие статьи

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Товарный знак как средство индивидуализации

В статье проведено исследование понятия «товарный знак», которое представлено в разных научных источниках. Автором предложены признаки товарного знака.

К вопросу об экосистеме поддержки социальных предприятий

Статья посвящена исследованию экосистемы поддержки социальных предприятий. Охарактеризована сущность данного термина. Обозначены виды поддержки, предоставляемые субъектам социального предпринимательства в Российской Федерации, а также указаны недоста...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Особенности правовой охраны товарных знаков: практический аспект

В данной статье рассмотрены особенности правовой охраны товарных знаков. Исследована проблема словесных и комбинированных товарных знаков. Проанализированы примеры злоупотребления товарными знаками в современных отечественных реалиях.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Современное общество с ограниченной ответственностью: права и обязанности участников

В статье рассматривается понятие общества с ограниченной ответственностью, определенны права и обязанности участников таких предприятий, а также даны рекомендации по усовершенствованию законодательства в этой сфере.

Использование товарных знаков в контексте реализации технологии AR

В статье автор исследует вопрос о соотношении реализации технологии AR с правовым регулированием использования средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Использование товарных знаков посредством реализации технологии AR с высокой долей ...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Похожие статьи

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Товарный знак как средство индивидуализации

В статье проведено исследование понятия «товарный знак», которое представлено в разных научных источниках. Автором предложены признаки товарного знака.

К вопросу об экосистеме поддержки социальных предприятий

Статья посвящена исследованию экосистемы поддержки социальных предприятий. Охарактеризована сущность данного термина. Обозначены виды поддержки, предоставляемые субъектам социального предпринимательства в Российской Федерации, а также указаны недоста...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Особенности правовой охраны товарных знаков: практический аспект

В данной статье рассмотрены особенности правовой охраны товарных знаков. Исследована проблема словесных и комбинированных товарных знаков. Проанализированы примеры злоупотребления товарными знаками в современных отечественных реалиях.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Современное общество с ограниченной ответственностью: права и обязанности участников

В статье рассматривается понятие общества с ограниченной ответственностью, определенны права и обязанности участников таких предприятий, а также даны рекомендации по усовершенствованию законодательства в этой сфере.

Использование товарных знаков в контексте реализации технологии AR

В статье автор исследует вопрос о соотношении реализации технологии AR с правовым регулированием использования средств индивидуализации, в частности, товарных знаков. Использование товарных знаков посредством реализации технологии AR с высокой долей ...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Задать вопрос