В статье автор исследует законодательство Российской Федерации и судебную практику в рамках правового режима цифровых технологий в договорном процессе при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровые технологии, договор, предпринимательская деятельность.
С каждым годом в текущих условиях развития рыночной российской экономики, развала старых хозяйственных связей, отсутствии систематических платежей и других негативных тенденций возрастает роль гражданско-правового договора и расширение сферы его применения. Следовательно, актуально стоит вопрос формирования стабильных договорных отношений в рамках предпринимательской деятельности, их надлежащего правового обеспечения, особенно при развитии цифровых технологий и возможности заключения сделок без личностного контакта. И мы все понимаем, что любые договорные отношения начинаются с момента их заключения. От того, насколько юридически грамотно соблюдены порядок и правила заключения договора, проведена правовая работа, зависит количество спорных вопросов между контрагентами и размер возможных убытков.
Договор как сделка представляет собой соглашение в виде единого волевого акта сторон, т. е. является результатом согласования воли участников правоотношений. В этом смысле заключение всякого договора происходит посредством действий сторон, совершаемых ими в определенной последовательности. Целью указанных действий выступает достижение юридически значимого соглашения (договора), порождающего желаемые участниками гражданского оборота правовые последствия. Поэтому заключение договора всегда является процессом.
Зачастую, термин «договор» употребляется в гражданском праве, по крайней мере, в нескольких значениях. Выделяют три значения этого термина:
Во-первых, когда мы говорим договор, мы можем договором назвать документ, на котором зафиксировано соглашение сторон.
Во-вторых, когда, под договором подразумеваем обязательства, возникшие на основании соглашения сторон. Мы говорим: между сторонами существует договор, имея в виду, что между ними возникли договорные обязательства, обязательственные правоотношения.
В-третьих, это значение употребляют как юридический факт, как основание возникновения обязательства.
Любую договорную работу нужно сформировать как бизнес-процесс: обеспечить ее эффективность, скорость принятия решений, взаимодействие всех заинтересованных лиц. В итоге должен получиться структурированный, продуманный результат — договор, который приносит экономические выгоды и страхует от рисков.
Для этого нужен регламент договорной работы, который поможет:
- Организовать бизнес-процессы договорной деятельности.
- Оптимизировать сроки выполнения процедур составления и согласования договоров.
- Улучшит качество подготовки договоров.
- Снизит правовые риски.
- Организует защиту интересов.
- Повысит прозрачность деятельности и процессов принятия управленческих решений.
Поскольку договорная работа сквозной нитью проходит через все структурные подразделения организации, то именно регламент договорной работы представляет собой некий единый алгоритм для совместных действий.
Любой регламент договорной работы разрабатывается в целях минимизации экономических, правовых, налоговых и иных рисков и является внутренним документом, который отражает порядок договорной работы в организации.
Стадии договорного процесса.
1) Инициатива заключения договора
Подразделение или специалист по договорной работе взаимодействуют с руководством и представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.
2) Определение основных условий
На стадии определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.
3) Проверка контрагентов
Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Нужно проявить осмотрительность, так как ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.
Стандартный перечень документов для карточки контрагента:
— копия выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) со свежей датой, если осуществляется сделку с недвижимостью или крупным активом — не старше 10 дней;
— копия устава;
— ИНН/ОГРН;
— протокол назначения генерального директора;
— копия доверенности на иных лиц;
— копия лицензии на деятельность;
— бухгалтерская отчетность, налоговая декларация.
— письменное согласие на предоставление персональных данных, копии паспорта ИП;
— сведения о наличии необходимых активов, ресурсов, квалифицированного персонала.
4) Доработка текста договора
На этом этапе формулируются существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, прорабатывается вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), вносятся положения об ответственности и досрочном расторжении.
5) Согласование
Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора.
Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.
6) Подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту
Передача согласованного проекта договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого направление на подпись контрагенту.
Регистрация подписанного обеими сторонами оригинала договора: присвоение номера и внесение сведения о нем в реестр договоров.
Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. В связи с тем, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, обязательно необходимо уточнить сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.
Подписание договором при помощи, усиленной квалифицированной электронной подписи.
7) Контроль за исполнением
В регламент договорной работы в составе обязанностей вносится контроль исполнения уже заключенного договора. Эта обязанность отражается в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Указываются критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).
Также в регламенте договорной работы указана процедура выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.
8) Хранение
Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах.
Роль юриста в современном договорном процессе, несомненно, велика. Однако его участие в различных стадиях договорного процесса существенно уменьшилось. Это совсем не говорит о том, что юрист стал менее необходим. Это говорит о том, что в современном мире, в погоне за качеством работы и ее скоростью, промежуточные этапы переговорного процесса модернизированы и унифицированы.
Так во многих сферах договорного процесса сам юрист непосредственно не участвует, при встрече сторон его заменяют приходящие на смену многозадачности люди узконаправленных специальностей. Например, менеджеры. Роль юриста в договорном процессе все также велика, однако унификация и более скоростная обработка данных, а также применение своих основных знаний, порой не требует личного контакта юриста со сторонами договора. При этом увеличивается роль более быстрого получения качественной информации от участников договорного процесса.
И в этом играет важную роль документооборот между сторонами.
В наше время — в век цифровизации, актуальным стало получение информации и более широкого использование сети интернет и использование как открытых почтовых серверов, социальных менеджеров так и закрытых корпоративных сетей, обладающих функциями удаленного доступа.
Тем не менее, при работе с бумажными документами не избежать ряда проблем:
— потеря документов (как в процессе согласования, так и в процессе хранения);
— затрудненный поиск документов и приложений к ним;
— несоблюдение сроков согласования;
— невозможность отслеживания срока действия договоров;
— случаи нестабильной эпидемиологической обстановки в стране (эпидемия COVID) и, как следствие, ограниченное передвижение (изоляция).
Большая часть времени в процессе подготовки договора тратится на его согласование, которое объединяет сотрудников разных уровней: от инициатора договора до генерального директора организации. Большая вовлечённость, по идее, должна снизить риски ошибок в договоре. Однако, если обрабатывать правки «руками», есть риск сделать другие ошибки: не учесть все правки, запутаться в исправлениях и пожеланиях к документу.
По какому маршруту должен пройти договор, чтобы быть согласованным, зависит от ряда параметра: тип договора, сумма контракта, контрагент, ответственное за исполнение подразделение — в каждой организации процесс будет свой, и будет не один.
В начале 2020 года, во время развития эпидемии COVID, еще более актуальным стало получение информации и использование сети интернет от подтвержденных источников.
В это сложное время участникам договорного процесса также пришлось находить актуальные возможности и решения для более динамичного, объективного и качественного достижения согласования своих позиций и условий в сделках между сторонами.
Под эти изменения, например, по смыслу положений статьи 435 ГК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 434 ГК РФ переписке сторон, осуществляемой по электронной почте, может быть придана юридическая сила в том случае, если такая переписка ведется уполномоченными лицами и между адресами, позволяющими достоверно установить, что документы исходят от сторон по договору.
Более того, переписка по электронной почте имеет юридическую силу, что подтверждается и судебной практикой.
ГК РФ не устанавливает обязательного требования к тому, чтобы распечатки были заверены нотариально, однако практика показывает, что, если доказательство удостоверено нотариусом, оно не вызывает сомнений в суде.
Благодаря этим нововведениям, работа юриста в договорном процессе стала еще более значительной. Внедрение электронной переписки договорной процесс более обтекаемым и быстрым, а принятие решений взвешенными, что значительно уменьшает риски сторон.
В качестве решения вышеуказанных проблем выступает переход на электронный документооборот (далее — ЭДО), то есть комплексная автоматизация всего документооборота компании (система электронного документооборота) (далее — СЭД).
Автоматизация процесса согласования договоров, как любого другого процесса, позволяет измерять результат и эффективность, предупреждать несоответствия. Организация получает измеримый и быстрый результат в виде ускорения договорного процесса.
По данным независимых исследований, более четверти всех сотрудников организации участвует в подготовке и согласовании договоров, что говорит о высоком уровне межфункционального сотрудничества в процессе подготовки контрактов. И большую часть времени занимает именно процесс согласования. Трения, возникающие в процессе согласования, снижают скорость заключения контрактов и могут повредить закрытию сделки.
Подобный уровень вовлечённости в критически важный процесс требует его автоматизации. В результате алгоритмизации процесса и определения владельца процесса, заинтересованного в развитии его качества, компания может увеличить скорость работы с договорами, минимизировать ошибки.
Создание договора начинается с создания текстового документа в виде файла. Этот файл вводится в систему электронного документооборота, и запускается процесс согласования по маршруту. Система определяет маршрут автоматически в зависимости от данных о документе. Однако при создании документа ответственный менеджер может использовать устаревший шаблон. Если юридический отдел каждый раз готовит уникальный договор, то он занимается рутиной, уделяя меньше внимания важным договорам. Но с помощью СЭД можно оптимизировать процесс подготовки договора.
Организация пересылает договор контрагенту для подписания, а СЭД в результате интеграции с операторами ЭДО обеспечивает юридическую значимость электронных документов.
Когда стороны подписали договор, бизнес начинает исполнять принятые обязательства. Этот этап можно также автоматизировать и отслеживать, например, процесс поступления своевременных платежей по договору.
Организация может полностью выстроить процесс управления сделкой: от подготовки и согласования договора с клиентом до отслеживания своевременного поступления платежей по договору. Завершение работы по этапу договора закрывается актом, который фиксируется в СЭД и должен быть связан с сохранённым договором.
После завершения всех контрактных обязательств бухгалтерия обязана хранить договора, акты на протяжении 5 лет [ст. 12 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Росархива от 20.12.2019 № 236]. Запросы контролирующих органов, банков или аудиторов могут заставить сдуть пыль с документов, чтобы ответить на поступивший вопрос. Поэтому косвенно бухгалтерия получает выгоду от автоматизации договорного процесса и организации архива электронных документов.
Показатели, свидетельствующие об оптимизации договорного документооборота:
- измеримое ускорение процесса согласования и повышения скорости принятия управленческих решений в рамках рабочей недели;
- снижение числа инцидентов с контрагентами в рамках финансового года;
- рост оборачиваемости финансов в рамках года.
Примеры программ автоматизации договорного документооборота: СЭД, МСЭД, OpenText, 1С: Документооборот 8, Domino.Doc, Novell GroupWise, LiveLink, Keyfile, Context, iManage и другие.
Преимущества для организаций, которые используют ЭДО в договорном процессе:
— на 80 % сокращается среднее время подготовки договора: от подачи заявки до подписания;
— до 8 % организация снижает среднюю стоимость договора;
— усовершенствованная аналитика рисков и потоки данных обеспечивают раннее предупреждение и упреждающую аналитику в неопределённых условиях, снижают финансовые и репутационные риски.
— высокий уровень прибыльности за счет скорости согласований и обработки данных.
Автоматизация процессов согласования обладает инструментами для построения маршрутов любой сложности и для их адаптации под новые бизнес-требования. В результате автоматизированный процесс полностью соответствует правилам и сложившейся практике организации.
Преимуществами от автоматизации согласования договоров являются:
- исключение ошибок и «человеческого фактора» (есть риск взять не тот шаблон договора или указать в нём старые реквизиты контрагента);
- сокращение срока согласования (пока договор не подписан, компания не получит товар или деньги за него);
- повышение прозрачности процесса и контроля за ним (сложно понять, сколько в среднем в компании согласовывается договор и где он «зависает»);
- безбумажный обмен, особенно в дистанционном режиме (в дистанционном режиме сотрудникам сложно согласовывать договоры, а руководителю — их подписывать).
Все больше организаций, особенно с большим количеством контрагентов, переходят на электронный документооборот, оценив плюсы этой технологии:
— быстрый обмен любыми документами, в том числе бухгалтерской «первичкой»;
— сокращение издержек на обработку и передачу документов.
По договоренности между собой стороны могут использовать любой вид электронной подписи, но гарантом юридической силы электронных документов без подписания дополнительных соглашений между участниками документооборота является только квалифицированная электронная подпись.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об ЭП) под электронной подписью подразумевается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП). Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом об ЭП (части 1–4 статьи 5 Закона об ЭП).
Другими словами, электронная подпись — это закодированная информация о лице как физическом, так и юридическом, которая необходима для его идентификации при подаче документов в электронном виде. Также она позволяет защитить документ от редактирования сторонними лицами.
Документы, заверенные электронной подписью, имеют точно такую же юридическую силу, как и документы, подписанные вручную.
В новеллах законодательства стало применимо, что абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ применяется при заключении гражданско-правовых сделок посредством обмена электронными образами документов. Совершение подобных сделок допускается, если лицо, направившее электронный образ документа, можно будет определить достоверно, например стороны заранее согласуют, что электронные почтовые адреса, с которых будут направляться документы, являются электронной подписью, либо если между сторонами сложились фактические взаимоотношения, основанные на переписке по электронной почте. Юридическая сила сообщений с адреса электронной почты подтверждается и судебной практикой.
Так, в Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 18002/12 по делу № А47–7950/2011 указано, что «получение или отправка сообщения с использованием адреса электронной почты, известного как почта самого лица или служебная почта его компетентного сотрудника, свидетельствует о совершении этих действий самим лицом, пока им не доказано обратное». Если участники электронного взаимодействия договорятся о применении в качестве простой электронной подписи определенного адреса электронной почты, то в этом случае контрагентам целесообразно согласовать, к обмену какими документами будет применяться данная электронная подпись.
В 2023 году в силу вступили новые правила работы с электронными подписями.
С 1 января 2023 года прекращают действия все КЭП, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Теперь сотрудник организации сможет подписать договор подписью физического лица, но подпись будет валидной вместе с машиночитаемой доверенностью, которая подтверждает право этого человека на подписание такого типа документов.
Самые распространенные операторы ЭДО 2022–2023 годов, программ и сервисов электронного документооборота: Контур Диадок, Таском, Сбис, Корус.
Регулярно субъекты предпринимательской деятельности сталкивается с нарушениями своих прав в рамках договорных отношений. В условиях ускоренного развития рыночной экономики очень важное значение имеет право на судебную защиту. Однако возникает вопрос: «Какой способ решения этой проблемы является наиболее действенным?». К сожалению, в нынешних реалиях ответ очевиден и это судебная форма защиты.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.
Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» [ч. 4 ст. 125 Конституции РФ] конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.
Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.
Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ все договоры, хотя бы одной из сторон которых является юридическое лицо, должны быть заключены в простой письменной форме. При этом согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен не только путем составления одного документа, подписанного сторонами, но также и путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, в данном случае признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что законодательство напрямую предполагает возможность заключения договора в письменной форме путем обмена сообщениями посредством электронной почты. На это указывает и судебная практика [постановление ФАС Московского округа от 24.05.2012 № Ф05–4684/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 № 09АП-3966/16, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 № 01АП-7858/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 № 13АП-20159/11].
Единственное требование, которое предъявляется к вышеуказанному способу заключения договора, — возможность достоверно установить, что электронный документ исходит от стороны по договору. Вместе с тем законодательство не устанавливает каких-либо критериев, в соответствии с которыми может определяться достоверность адресанта сообщения, отправляемого по электронной почте.
В связи с этим некоторые суды приходят к выводу о том, что достоверно исходящими от лица электронными сообщениями могут считаться лишь те, которые направлены уполномоченным лицом во исполнение заключенного соглашения между участниками электронного взаимодействия и подписаны электронной подписью, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» или иным аналогом собственноручной подписи лица [постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2015 № Ф05–4229/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 № 13АП-11177/15].
Однако другие суды основывают свою позицию на том, что ГК РФ не устанавливает в качестве обязательного критерия для признания определенного лица адресантом сообщения подписание этого сообщения электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи указанного лица. При этом они ссылаются также и на то, что в своем определении от 06.09.2013 № 18002/12 по делу № А47–7950/2011 Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил, что процессуальное законодательство [ч. 3 ст. 121, ч. 1 ст. 122 АПК РФ] и ряд постановлений Пленума ВАС РФ допускают обмен информацией (сообщениями) посредством электронной почты без заключения соглашения об обмене электронными документами и без применения электронной цифровой подписи.
Следовательно, даже если в рассматриваемом случае электронные сообщения не подписывались электронными подписями юридического лица и гражданина, заключивших договор, они могут быть признаны исходящими от данных лиц, тем более в ситуации, когда ни одна из сторон не оспаривает направление указанных сообщений другой стороне.
Таким образом, принимая во внимание, что в своем постановлении от 08.02.2011 № 13970/10 Президиум ВАС РФ подчеркнул, что в случае наличия спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства, договор, указанный в вопросе, следует считать заключенным в надлежащей форме. Даже если судом будет установлено несоблюдение простой письменной формы договора, то это не влечет за собой автоматической недействительности такого договора. Договор может быть признан недействительным из-за несоблюдения простой письменной формы только в случаях, прямо предусмотренных законом [п. 2 ст. 162 ГК РФ] Если же такое последствие несоблюдения простой письменной формы в законе не предусмотрено, то договор считается действительным и стороны могут представлять в подтверждение его условий любые доказательства (в том числе сообщения, направленные по электронной почте), за исключением свидетельских показаний [п. 1 ст. 162 ГК РФ].
Более того, в ряде случаев суды признают обмен документами по e-mail электронным документооборотом [постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2021 № Ф10–2033/2021 по делу № А08–9183/2019, определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 № 88–9221/2020, постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 № 16–1155/2020]
Также существует судебная практика, при которой суд приравнивает обмен электронными документами через ресурс хранения файлов в сети Интернет к электронному документообороту [определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2021 № 88–6605/2021].
Поэтому можно выделить такие преимущества от автоматизации согласования и подписания договоров, как исключение ошибок и «человеческого фактора», сокращение срока согласования, повышение прозрачности процесса и контроля за ним, удаленный бесконтактный обмен сведениями, особенно в дистанционном режиме, гарантия юридической силы электронных документов.
Автоматизация процессов подписания договоров при взаимодействии двух и более лиц очень необходима, особенно это видно по все увеличивающемуся объему информации и подключаемых в договорной процесс количеству специалистов из разных областей. Необходимость автоматизации и четкого отслеживания всех цепочек для более быстрого и всестороннего рассмотрения актуальных проблем в договорном процессе обусловлена ростом актуальных вопросов и вызовов. Которые необходимо решать «на месте» или же иметь возможность получения экспертных заключений от специалистов.
Более того, интернет и цифровизация настолько глубоко укоренилась в сам процесс подписания договоров и документов, что порой нет необходимости в реальной встрече контрагентов — предпринимателей или участников договора.
Однако и столь быстрое и качественное применение специальных средств для подписания договоров несет в себе риски. Так, например, позицией Верховного суда РФ признаны не только основные принципы деловой переписки, цифровые подписи и электронный документооборот, что не противоречит ст. 75 АПК РФ, и говорит о юридической силе и то, что является письменным доказательством осуществляемая сторонами договорного процесса в рамках договорных согласований электронная переписка по e-mail. Для этого согласно требованию п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса в самом тексте договора должно быть прямо предусмотрено, что стороны признают юридическую силу за документами, подписываемыми аналогом собственноручной подписи.
Но не одним этим сильна позиция Верховного суда и судебная практика. Так, например, в качестве новаторства и применения новой практики, введено в обиход заключение договоров посредством мессенджеров, в которых даже смайлик под договором, заключенном в таком мессенджере будет считаться официальной подписью. Сторонам договорного процесса, да и всем остальным, кто пользуется возможностью заключения договора и согласования условий в электронном виде, больше не потребуется требуется терять время на дорогу или согласования для встреч. Более того, под текстом договора, присланного по мессенджеру, теперь можно поставить смайлик или эмодзи, чтобы считать текст этого договора согласованным. Такое вот нетривиальное решение принял арбитражный суд. И не только один арбитражный суд. Если договор предусматривает электронное согласование тех или иных действий, смайлика достаточно для того, чтобы подтвердить согласие [решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2023 по делу № А32–36944/2022 и постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2023 № 15АП-8889/23].
В итоге мы имеем в наличии первый пример судебной практики, где смайлик (эмодзи) был интерпретирован как знак согласия с условиями договора. Соответственно такой смайлик запросто может свидетельствовать как заключение договора, так и его изменение, расторжение и любые другие действия в процессе его исполнения.
Таким образом, необходим более четкий контроль со стороны предпринимателей за своей деятельностью в рамках договорного процесса.
До сих пор является актуальным вопрос формирования стабильных договорных отношений в рамках предпринимательской деятельности, их надлежащего правового обеспечения, тем более в наше время, когда при развитии цифровых технологий и возможности заключения сделок без личностного контакта. От того насколько юридически грамотно соблюдены порядок и правила заключения договора, насколько силен человеческий фактор при заключении сделок, зависит количество спорных вопросов между контрагентами и размер возможных убытков.
В связи с чем одним из вариантов решения поднятой проблемы является повсеместное внедрение цифровых технологий и электронный документооборот в организациях с целью исключения человеческого фактора и создания благоприятной почвы для работы в сфере предпринимательской деятельности, а также упрощение и ускорение договорного процесса в рамках предпринимательской деятельности, путем создания возможности проведения деловых переговоров и согласований в рамках договорного процесса посредством цифровых технологий (применения видеоконференцсвязи и электронной деловой переписки).
Только при повсеместном внедрении и осознании предпринимателями этих направлений, возможен стабильный, устойчивый, а также с минимизацией рисков и спорных вопросов, договорный процесс в рамках предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994
- № 51-ФЗ.
- Суханов Е. А. Гражданское право: В4 т. Том 4: Обязательное право, 2011.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения, кн. 1, 2017.
- Беспалов Ю. Ф. Договорное право, 2012.
- Гройсберг А. И., Ерахтина О. С., Кондратьева К. С. Договорное право, Пермь, 2016.
- Карапетов А. Г., Савельев А. И. Свобода договора и ее пределы, Статут, 2012.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
- от 25.12.2018 № 49.
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8–2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. № 1185-ст).
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
- Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 18002/12 по делу № А47–7950/2011, «Вестник ВАС РФ», 2014, № 5.
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.05.2012 № Ф05–4684/12,
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 № 09АП-3966/16.
- Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 № 01АП-7858/15.
- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 № 13АП-20159/11.
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2015 № Ф05–4229/15,
- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 № 13АП-11177/15
- Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2013 № 18002/12 по делу № А47–7950/2011.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 № 13970/10.
- Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2021 № Ф10–2033/2021 по делу № А08–9183/2019.
- Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 № 88–9221/2020.
- Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 № 16–1155/2020.
- Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2021 № 88–6605/2021
- Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2023 по делу № А32–36944/2022.
- Постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2023 № 15АП-8889/23.
- Электронная правовая информационно — поисковая система «Консультант Плюс».
- https://www.nalog.gov.ru.