Верховенство Конституции как правовая основа разрешения коллизий между Конституцией Российской Федерации и актами Европейского суда по правам человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Осипов, А. В. Верховенство Конституции как правовая основа разрешения коллизий между Конституцией Российской Федерации и актами Европейского суда по правам человека / А. В. Осипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79870/ (дата обращения: 16.01.2025).



Вопрос разрешения коллизий между Конституцией РФ и актами Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) является наиболее актуальным в последние годы.

Конституция РФ в части 3 статьи 46 прямо предусматривает право каждого обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

РФ присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 г, ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод 1950 г. принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Федеральным законом определяется, что РФ в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенции Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения РФ их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации [5].

Вместе с тем, статьей 19 Конвенции [2] предусматривается учреждение ЕСПЧ в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участницами Конвенции.

Исполнение постановлений ЕСПЧ является обязательной для Российской Федерации в рамках его обязательств в Совете Европы. Таким образом, ратификация Конвенции расширила возможности граждан РФ защищать свои права.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заключение международного договора налагает на государство обязательство по его исполнению. Международные договоры РФ носят в себе выраженное соглашение РФ на обязательность для нее международного договора, но при этом его участие в международном договоре не означает какого-либо отказа от суверенитета. В этом смысле РФ не может заключать международные договоры, которые не соответствуют Конституции РФ.

Следовательно, решения ЕСПЧ должны в обязательном порядке исполняться РФ. Однако, такое неукоснительное соблюдение его решений РФ не соответствует идее верховенства Конституции РФ.

На этот счет следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П [6] по делу о проверке конституционности положений федеральных законов по запросу депутатов Государственной Думы. В рамках этого дела заявители основывали свой запрос тем, оспариваемые положения федеральных законов обязывают суды и иные государственные органы исполнять решения ЕСПЧ даже в случае, если они противоречат Конституции РФ, и тем, что участие в межгосударственных объединениях не должно приводить к нарушению прав человека или каким-либо образом противоречить основам конституционного строя.

Конституционный Суд РФ признал указанные в запросе оспариваемые положения соответствующими Конституции РФ и установил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В частности, согласно статьям 46, 120, 125 и 126 Конституции РФ роль ЕСПЧ в РФ предопределяется необходимостью осуществления судебной защиты в первую очередь всеми судами РФ, включая Верховный Суд РФ, а также Конституционный Суд РФ. В этом контексте ЕСПЧ по своему существу является дополнительной к национальному механизму судебной защиты прав человека, часть 3 статьи 46 Конституции РФ закрепляет, что право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами РФ в случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. При этом, следует также учитывать, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. не имеет приоритета над Конституцией РФ.

Вместе с тем, статьей 79 Конституции РФ предусматривается возможность неисполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ, если их истолкование противоречит Конституции РФ.

В этой связи Конституционный Суд РФ, как высший судебный орган конституционного контроля [3], решения которого обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных лиц, образований и объединений, имеет особое значение при согласовании национального и международного права.

Таким образом, правовая основа разрешения коллизий между Конституцией РФ и актами ЕСПЧ заключается в наличии специального механизма обеспечения верховенства Конституции РФ при исполнении постановлений ЕСПЧ в виде Конституционного Суда РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 144(8198) от 4 июля 2020 г.
  2. Европейская конвенция по правам человека (Рим, 1950 г.): измененная и дополненная Протокола N 11 и N 14, вступившими в силу 01.06.2010 // Официальный сайт Совета Европы [электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols (дата обращения: 05.04.2021).
  3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения: 05.04.2021).
  4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ (дата обращения: 05.04.2021).
  5. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 05.04.2021).
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182936#09207087395348393 (дата обращения: 05.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, международный договор РФ, Конституционный Суд РФ, международный договор, РФ, Российская Федерация, Европейская конвенция, правовая защита, Совет Европы, судебная защита.


Похожие статьи

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по правам человека, закрепленные в Конституции РФ и в конституциях других европейских стран

Допустимые условия ограничения свободы массовой информации в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Проблема допустимого ограничения прав и свобод человека при производстве следственных действий в аспекте решений Европейского суда по правам человека

Доступность правосудия как гарантия реализации права на судебную защиту в сфере гражданской юрисдикции

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Гражданское судопроизводство как форма реализации права на судебную защиту физических лиц

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ

Похожие статьи

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по правам человека, закрепленные в Конституции РФ и в конституциях других европейских стран

Допустимые условия ограничения свободы массовой информации в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Проблема допустимого ограничения прав и свобод человека при производстве следственных действий в аспекте решений Европейского суда по правам человека

Доступность правосудия как гарантия реализации права на судебную защиту в сфере гражданской юрисдикции

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Гражданское судопроизводство как форма реализации права на судебную защиту физических лиц

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ

Задать вопрос