Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шильникова, Л. В. Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области) / Л. В. Шильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79673/ (дата обращения: 23.04.2021).



В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты ведения внешнеэкономической деятельности в регионе, предложены возможные пути решения.

Ключевые слова: экспорт, малое предпринимательство, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.

Сектор малого и среднего предпринимательства как отдельная составляющая системы экономики Российской Федерации способствует структурной перестройке и саморегулированию экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличению общего объема производства и розничного товарооборота, созданию благоприятной среды для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса.

В настоящее время все большее внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе двенадцати приоритетных отраслей развития общества также обозначена и сфера малого бизнеса, в частности, речь идет о реализации комплекса мер, направленного на создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизацию системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, увеличение их доли в общем объеме несырьевого экспорта до 10 процентов [1].

Эти идеи нашли свое отражение в национальных проектах «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство», которые представляют собой комплекс мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, в том числе на иностранных рынках. При этом институт национальных проектов нельзя рассматривать в отдельности от административного контроля, который отвечает за соблюдением графика исполнения соответствующих мероприятий, контролирует и стимулирует ответственных исполнителей.

С развитием государства и общества, а также под влиянием внутренних и внешних факторов, политика государства, в том числе намеченные ранее стратегические планы и приоритеты, подвержены изменениям. Соответствующая нормативная база, отвечающая за механизм государственного регулирования и целеполагание, также претерпела свои изменения. В 2020 году высшим должностным лицом государства подписан Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» перед страной установлены следующие задачи: «реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года», «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [2].

Виду обозначенного курса развития, представляется, что субъекты малого и среднего предпринимательства в глазах российских политиков и экспертов в области экономики является достаточно перспективным сектором, обладающим наибольшим потенциалом роста несырьевого неэнергетического экспорта.

Кроме того, национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено достижение в 2024 году значения показателя «объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров» в размере 250 млрд. долларов США [3].

Для достижения указанной цели каждому субъекту Российской Федерации необходимо усовершенствовать свою систему поддержки и государственного регулирования экспортной деятельности, в том числе за счет увеличения доли вовлеченности малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность.

В рамках реализации на территории Кировской области указанных выше национальных проектов разработаны и утверждены соответствующие региональные проекты, целью которых также является повышение доли несырьевого неэнергетического экспорта в регионе, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время на территории Кировской области зарегистрировано 43206 микропредприятия, 1933 субъекта малого предпринимательства, 132 — среднего [9].

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортно-ориентированные, могут воспользоваться информационной, консультационной и финансовой поддержкой, которую предоставляют

АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области», «Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания)» и его филиалы в муниципальных образованиях. По итогам 2020 года государственная поддержка оказана 7129 субъектам малого и среднего предпринимательства [8]. В общем объеме малых и средних предприятий, ведущих свою деятельность на территории Кировской области, количество предпринимателей, которые воспользовались мерами государственной поддержки, сравнительно мало. В связи с этим можно предположить, что такой эффект вязан с недостаточной информированностью бизнес-сообщества о мерах государственной поддержки и деятельности инфраструктуры поддержки, а также о возможном недоверии предпринимателей к региональным органам власти и организациям, реализующим политику поддержки и развития предпринимательства.

Необходимо также отметить, что пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные мероприятия неблагоприятно отразились на региональных экспортерах, в большей части на малых и микро-предпринимателях. По данным статистики в 2019 году на территории Кировской области во внешнеэкономической деятельности были задействованы 517 предприятий, на конец 2020 года — 470 [8]. На сокращение доли экспортеров повлияли не только последствия пандемии, но и низкая предпринимательская грамотность и владение профессиональными компетенциями в сфере внешнеэкономической деятельности, низкая инновационная активность предпринимателей, в том числе при внедрении новых технологий в производственные процессы, при наличии высокой степени износа основных фондов.

Как уже было заявлено ранее, перед государством к концу 2024 года стоит задача по достижению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США. Учитывая отличительные особенности регионов, в частности качество правоприменения нормативной базы регулирования осуществления экспорта, наличие инфраструктуры поддержки экспорта, транспортную доступность и географическое расположение субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне в 2018 году было принято решение о разработке и внедрении такого инструмента государственного регулирования как Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт) [5].

Региональный экспортный стандарт представляет собой комплекс мер, способствующих активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформулировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта, обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерацией и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности, и как результат, увеличить число экспортеров и объём экспортной продукции.

С 2019 года Стандарт поэтапно внедрялся в 11 «пилотных» субъектах Российской Федерации: Смоленской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской областях, Пермском, Приморском, Ставропольском краях, Республиках Башкортостан и Татарстан. Кроме того, в инициативном порядке вступили в реализацию Стандарта Рязанская, Курганская и Тверская области, Хабаровский и Камчатский края [10].

По предварительным итогам внедрения стандарта в пилотных регионах документ был переработан, наиболее успешные инструменты поддержки вошли в состав актуализированного Регионального экспортного стандарта 2.0, утверждённого протоколом заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 30.06.2020 № 6.

С целью более эффективного использования потенциала Кировской области, решения обозначенных в настоящей работе проблем, увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономической деятельности и увеличения объемов несырьевого неэнергетического экспорта в целом, считаем целесообразным включение в процесс внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 Кировской области.

Реализация Стандарта на территории Кировской области будет предполагать создание Экспортного совета при высшем должностном лице региона — экспертный совещательный координационный орган, состоящий из действующих участников внешнеэкономической деятельности, представителей общественных организаций, инфраструктуры поддержки предпринимательства, заинтересованных органов исполнительной власти региона, а также высшего должностного лица области и его заместителей, курирующих развитие внешнеэкономической деятельности региона.

Также необходимым условием внедрения Стандарта является разработка и написание нового стратегического документа — Экспортной стратегии, отражающей текущее состояние экспорта в Кировской области, анализ потенциальных и перспективных зарубежных рынков, основных внешних и внутренних барьеров, а также которая должна отражать направления развития экспорта, содержать механизм и соответствующие меры по снижению препятствий при осуществлении экспорта. В последствии Стратегия рассматривается на публичных заседаниях Экспортного совета, в которых активно принимают участие заинтересованные представители общественных организаций и жители региона, что в свою очередь должно обеспечить учет мнений различных экспертов, потребностей бизнес-сообщества, и выработку оптимальной стратегии развития экспорта.

Еще одним нововведением для Кировской области должно стать появление в образовательных учреждениях региона программ обучения, направленных на подготовку специалистов по ведению внешнеэкономической деятельности, что также призвано решить проблему с низкой профессиональной грамотностью у экспортно-ориентированных представителей бизнес-сообщества региона [6, 7].

Таким образом, внедрение комплекса мер в рамках Регионального экспортного стандарта 2.0 на территории Кировской области не только позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки предпринимательства, но и обеспечит плодотворное сотрудничество представителей органов исполнительной власти региона и бизнес-сообщества в процессе реализации политики в области поддержки и развития предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, а также внести свой вклад в достижение национальных целей.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.06.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  3. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 28.03.2021).
  4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 29.03.2021).
  5. Протокол заседания комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 21.12.2018 № 6.
  6. Протокол заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 30.06.2020 № 6.
  7. Региональный экспортный стандарт 2.0. — Текст: электронный // Российский экспортный центр: [сайт]. — URL: https://www.exportcenter.ru/company/region_standard/ (дата обращения: 30.03.2021).
  8. Отчет о реализации национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство» на территории Кировской области по итогам 2020 года. Источник информации: внутренняя документация и отчетность Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области.
  9. Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=5&ssrf=43 (дата обращения: 24.03.2021).
  10. В 11 пилотных регионах ввели Экспортный стандарт — Текст: электронный // Российский экспортный центр: [сайт]. — URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/all-news/v-11-pilotnykh-regionakh-vveli-eksportnyy-standart-2–0/ (дата обращения: 30.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Кировская область, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, государственное регулирование, среднее, предпринимательство, Региональный экспортный стандарт, экспортная деятельность, высшее должностное лицо, Международная кооперация.


Задать вопрос