Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Абахова, А. В. Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников / А. В. Абахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79670/ (дата обращения: 23.04.2021).



Жан Жак Руссо утверждал: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» Научить шалуна кажется невозможным. Но, на мой взгляд, ребенка можно научить всему, играя с ним. Игра для детей является самой привлекательной формой познания мира и своих возможностей. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» именно таким средством, на мой взгляд, и является одна из интересных педагогических технологий — квест-игра.

Квест (от англ. поиск, приключение) — путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит соединение разнообразных видов детской деятельности.

Сплав образовательных областей и видов детской деятельности

Рис. 1. Сплав образовательных областей и видов детской деятельности

Квест-игра решает следующие задачи:

— активизировать интерес к познанию окружающего мира;

— помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

— создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

— воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

— способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

— стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Проводить игры можно в групповом или любом другом помещении достаточной площади, на территории здания детского сада, перемещаясь по всей территории во время прогулки.

Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.

По строению квесты могут быть:

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

НАПРИМЕР:

Маршрут линейного квеста

  1. Актовый зал. Весна встречает детей.
  2. Зона с планшетом на стене (столы, конструктор для конструирования моста)
  3. Спальня свободной группы (столы)
  4. Игровая комната свободной группы (столы)
  5. Спортивный зал (кочки, ручеёк, дуги)
  6. Лаборатория (столы)
  7. Зона с планшетом на стене (столы)
  8. Арт — студия (столы и стулья)
  9. Актовый зал (столы, музыкальные инструменты)

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

При выборе построения квеста надо учитывать ресурсы: количество задействованных лиц в организации и проведении игры.

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.

НАПРИМЕР:

Весна встречает детей.

Здравствуйте ребята! Я весна-красна! В гости к вам пришла не просто так. Ребята, вы знаете, что сегодня за день? ( Ответы детей) А еще сегодня день весеннего равноденствия. Вы знает, что это такое? ( Ответы детей)

Это когда продолжительность дня и ночи одинакова. А уже завтра день должен становиться длиннее, а ночь короче. Но Зиме это не нравится, она не хочет уходить и уступать мне место. Чтобы навредить мне, Зима забрала солнечные лучики. А без них я не смогу обогреть землю: травка не зазеленеет, деревья не распустятся, цветы не зацветут. Спрятала она их в лесу. Поможете мне их найти? ( Ответы детей)

ЗВУК ВЬЮГИ

Весна: Ребята, послушайте, это же голос Зимы.

Зима (запись голоса): Попробуйте найти! Лес большой, заблудитесь! Путь будет непростой, много испытаний ждет вас! А вот первое из них. Отгадайте, о ком идет речь. Живут в реке работники, Они совсем не плотники, Но большую построят плотину — Из веток и из глины.

Весна: Не пугай нас Зима. Мы тебя не боимся. Правда, ребята? Догадались о ком речь в загадке идет? Тогда в путь, ищем Бобра. (Выходят в коридор) А где же мы его искать будем? (Обратить внимание на стрелки)

Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий.

НАПРИМЕР:

Здравствуйте ребята! Ах, как долго я вас ждала! Сорока все утро трещала «Ребята по лесу ходят, весне помогают, лучики для солнца ищут». Вот возьмите лучик — для хороших людей ничего не жалко.

А где подсказка? куда нам дальше идти? (спрашивает Весна)

— Подсказка? Куда-то я ее положила, пока собиралась за подснежниками, хотела сделать подарок тебе Весна, а куда не помню.

Ребята, помогите мне собрать подснежники, глядишь и вспомню, куда положила подсказку. Поможете?

(Да)

(Показ картинки с подснежниками)

Посмотрите, ребята, какие красивые эти цветы. Подснежник хоть и маленький, нежный, хрупкий, но гордый и смелый, потому что растёт рядом со снегом, он не боится холода и ветров, а ещё люди считают его символ весны и тепла. А скажите мне, можно ли рвать подснежники? Почему?

(ответы детей)

Конечно, этот цветок занесен в Красную книгу, под защиту, его рвать нельзя!

— (Весна) Значит, я останусь без подарка?

— Не огорчайся Весна. Мы можем сделать подснежники.

Ребята, предлагаю рассмотреть материал, из которого мы будем делать подснежники. Давайте назовем эти предметы.

( Ложки, трубочки, пластилин, бумага зеленого цвета.).

— Как вы думаете, для чего они

— Ложки — это будущие лепестки, трубочки-стебельки, из бумаги вырежем листочки. Для чего нам нужен пластилин?

— Правильно. Пластилином мы соединим все детали.

— Ребята, давайте посмотрим, как из всех этих материалов сделать подснежник.

А теперь я предлагаю вам приступить к работе.

(Выполнение работы)

Молодцы, ребята, очень красивые подснежники у вас получились. Давайте соберем их в корзину и подарим Весне

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

НАПРИМЕР:

Весна: Ребята, какие вы молодцы, большое вам спасибо, вы помогли мне вернуть все солнечные лучики. И победить Зиму. Теперь у меня хватит сил обогреть землю, растопить снег и лед. И у нас зазеленеет травка, и зацветут цветы. Давайте вспомним, как называется сегодняшний день?

Ответы детей .

Весна: А в народе этот день называется Жаворонки. В этот день жаворонки возвращались с теплых краев, а за ними и другие птицы. Хозяйки в этот день готовили угощение в виде птичек жаворонков. И раздавали их детям. А ребята выкрикивали стишки, зазывая солнце. Давайте и мы с вами позовем солнышко.

Солнышко появись,

Яркое разожгись.

С весною красною вернись,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй.

СОЛНЦЕ ВЫКАТЫВАЕТСЯ

Весна: Ребята, давайте возьмем солнышко за лучики и поводим с ним хоровод. (хоровод) У меня для вас есть сюрприз. (детям весна раздает печенье)

О чём нужно помнить при подготовке квеста:

— Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.

— Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

— Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.

— Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

— Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

— Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

— Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

— Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

— В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, и представляет собой мобильную систему: мобильной должна быть среда, мобильным должен быть педагог. Современные принципы воспитания и образования побуждают педагога к поиску новых форм работы и взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является образовательная технология квест-игра, способствующая развитию детской инициативы и познавательной активности дошкольников.

Литература:

1. Кисленко О. В. «Квест-игра в русле образовательной деятельности с дошкольниками коррекционной группы ДОУ»

  1. Позднякова Е. А. «Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ»
Основные термины (генерируются автоматически): весна, ответ детей, ребята, ребенок, подснежник, актовый зал, день, линейный квест, мой взгляд, свободная группа.


Задать вопрос