Актуальные проблемы реализации конституционных обязанностей граждан РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Лексикова, М. А. Актуальные проблемы реализации конституционных обязанностей граждан РФ / М. А. Лексикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79654/ (дата обращения: 23.04.2021).



Цель представленной статьи — исследование актуальных проблем реализации конституционных обязанностей граждан Российской Федерации. Методы исследования: аналитический метод, историко-правовой метод, обзорный метод.

Ключевые слова: конституционные обязанности, граждане, злоупотребление, обязанности, права.

Еще с момента принятия первых конституций появилась проблема, связанная с соотношением прав и обязанностей граждан государства. Указывалось, что между правами и обязанностями есть тесная взаимосвязь.

Обязанности не могут быть реализованы без достаточного количества прав. Если же количество прав будет слишком высоким, то появится возможность для злоупотребления. Поэтому на сегодняшний день актуальной остается точка зрения о взаимосвязи прав и обязанностей.

Еще советский писатель М. Чулаки говорил о том, что на первом месте должны находиться обязанности, а уже за ними должны находиться права. Это спорная точка зрения, однако она заслуживает внимания.

Дело в том, что современное общество все глубже интегрируется в систему правовых отношений. В этой системе есть масса обязанностей, которые в основном для закрепления и установления ответственности за неисполнение приводятся в законах. Если обязанности не закреплены в законах, не принимаются обществом, то они не будут исполняться, а без этого невозможно представить себе полноценное развитие общества [1].

Вся суть обязанностей сводится к тому, что они должны исполняться. Современные люди в наибольшей степени знакомы со своими правами, однако представление о своих обязанностях у них поверхностное. Это приводит к появлению правовых проблем. Поэтому необходимо проводить активную информационную и разъяснительную работу среди населения, чтобы его представителями в равной мере эффективно реализовывались права и исполнялись обязанности [2].

Основным законом РФ является Конституция, в ней закреплены права человека и гражданина, обязанности. Часто случается так, что люди пользуются ключевым правом, закрепленным в Конституции, на благоприятную окружающую среду, при этом они совершенно не исполняют обязанностей, связанных с поддержанием благополучного состояния окружающей среды. В данном случае речь идет о загрязнении природы бытовым мусором, о разжигании костров и т. д. В связи с этим становится актуальным вопрос о том, понимают ли граждане в достаточной степени свои обязанности, понимают ли они, как эти обязанности могут быть реализованы, почему их реализация важна для государственных институтов и самого человека и т. д.

Возьмем в качестве примера ключевую обязанность прохождения мужчинами воинской службы по призыву. Проходить воинскую службу по призыву обязаны все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые по своему состоянию здоровья годны для прохождения службы. В большинстве случаев работа военкоматов начинается еще задолго до начала призывной кампании. Так, для старшеклассников проводятся специальные занятия в полевых условиях (военно-полевые сборы), на них даются базовые знания, необходимые для военных, отрабатываются навыки стрельбы, развертывания палаток, оказания первой помощи и т. д. После прохождения этих курсов организуется медицинский осмотр для граждан в возрасте от 16 лет.

При достижении возраста для призыва на военную службу гражданин вызывается в военкомат для прохождения медосмотра и отправки на сборный пункт в субъекте РФ. В данном случае речь идет о реализации обязанности гражданина по прохождению военной службы путем его принуждения к прохождению обязательных подготовительных процедур и отправки на сборный пункт после медосвидетельствования [3].

Поэтому и получается, что в большинстве случаев исполнение обязанности по прохождению срочной военной службы носит не добросовестный и добровольный характер, а принудительный характер, так как к исполнению обязанности прохождения военной службы граждан принуждают государственные органы. Решить указанную проблему можно путем проведения разъяснительной работы среди граждан, в ходе этой работы у тех же граждан призывного возраста должно сформироваться четкое представление о том, что срочная военная служба — это обязанность, которая исполняется на добровольных началах. При достижении соответствующего возраста обязанность прохождения военной службы может быть реализована путем обращения в военкомат и предоставления сведений о себе, получения информации по порядку и условиям прохождения призывной комиссии [4].

Еще в качестве одного примера можно привести ст. 57 Конституции РФ и обязанность граждан платить налоги и сборы. Данное требование со стороны государства является справедливым, однако в обществе бытует точка зрения о том, что реализация обязанности по уплате налогов и сборов не требуется, так как задачей налоговых органов является установление информации по имуществу, начисление налогов и информирование налогоплательщика о необходимости уплаты налогов. Как и в предыдущем примере, речь идет о действиях государственных органов, через которые граждане принуждаются к исполнения своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Практически треть российской экономики находится в тени. Осознают ли свою обязанность платить налоги граждане, которые работают в теневом секторе?

Стоит отметить, они эту обязанность осознают, а вот ее реализации мешают конкретные правовые проблемы. Основы налоговой политики в Конституции не закреплены, там не приводятся категории налогоплательщиков, перечень лиц, освобожденных от уплаты налогов и сборов.

Более того, налоговая политика государства в течение последних лет крайне нестабильна — ставки по налогам и сборам повышаются, региональным властям предоставлены достаточно широкие полномочия по регулированию налоговых ставок, а в положениях о льготах и категориях налогоплательщиков может запутаться даже опытный специалист. Получается, что граждане, которые теоретически готовы к исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов, намеренно не исполняют свою обязанность в связи с непониманием принципов налогового законодательства, рисками, связанными с постоянным изменением его норм.

Еще одним примером является обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях. На практике случаются такие ситуации, при которых нетрудоспособные родители по решению суда лишаются на получение содержания от детей.

Речь идет о случаях, при которых родители не заботились о детях, не участвовали в их материальном содержании и т. д. В Конституции ограничения для несения данной обязанности не установлено. Следовательно, создается ощущение, что все без исключения дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

В данном случае речь идет о правовой коллизии, которая связана с конституционной обязанностью. Для решения установленных правовых проблем, связанных с реализацией конституционных обязанностей, необходимо выстроить систему для проведения информационной и разъяснительной работы среди граждан. Должны быть установлены добровольные начала для исполнения гражданами своих обязанностей, а также определена роль государственных институтов при неисполнении гражданами своих обязанностей. Также требуется конкретизировать отдельные положения Конституции для устранения правовых коллизий, связанных с обязанностями человека и гражданина.

Литература:

  1. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности: монография. М.: Норма, 2017. С. 204.
  2. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 536 с
  3. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико—информационный аспект. 3-е издание доп. и перераб. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, Germahy. -2018. — С. 79–129.
  4. Липинский Д. А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — № 3 (41). — С. 100–108.
Основные термины (генерируются автоматически): обязанность, гражданин, уплата налогов, военная служба, разъяснительная работа, большинство случаев, воинская служба, категория налогоплательщиков, сборный пункт, срочная военная служба.


Задать вопрос