Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути их решения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (33) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 4140 раз

Библиографическое описание:

Соболев, А. А. Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути их решения / А. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6768/ (дата обращения: 28.03.2024).



Целью настоящего исследования является рассмотрение некоторых проблем социальной защиты военнослужащих. В нем приведены примеры дифференциации подхода к предоставлению льгот и компенсаций разным категориям военнослужащих. Проанализированы некоторые недостатки действующего законодательства, которые могут привести к серьезным социальным проблемам для военнослужащих, увольняющихся по состоянию здоровья. Предложены изменения в действующее законодательство в части, касающейся увольнения военнослужащих, признанных военно-врачебной комиссией ограничено годными, которые могли бы способствовать решению проблемы социальной защищенности.

Ключевые слова: социальная защита, военная служба, военнослужащий, льготы и компенсации, накопительно-ипотечная система, военно-врачебная комиссия .

В настоящее время остро стоит проблема социальной защиты военнослужащих. Государство заботится о своих гражданах в целом, и о военнослужащих в частности, обеспечивая социальные гарантии и поддержку населения путем предоставления разного рода льгот, материального и иных видов обеспечения.

В 39 статье Конституции России [1] закреплено право граждан на обеспечение социального характера. Социальная защита — это комплекс мер, направленных на реализацию установленных государством гарантий, удовлетворение потребностей и поддержание жизнеобеспечения различных групп населения.

Социальная защита граждан, проходящих военную службу, а также членов их семей является функцией государства. Она закрепляет в нормативно-правовых актах права, компенсации и льготы, положенные разным категориям военнослужащих, а также правовой механизм по ее реализации.

В настоящее время можно отметить следующие элементы механизма социальной защиты:

— обязанности должностных лиц в данной сфере;

— юридическая ответственность органов государства и должностных лиц за нарушение прав военнослужащих.

— порядок и правила предоставления военнослужащим и их семьям компенсаций и льгот;

— материальные средства, предусмотренные бюджетом;

В соответствии с Конституцией Российской Федерации разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление льгот и компенсаций военнослужащим. Основными являются федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе» [2], «О статусе военнослужащих» [3], «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [4], «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [5] (далее — Закон о денежном довольствии).

Граждане, состоящие на военной службе, сильно подвержены социальному риску в связи с тем, что прохождение военной службы непосредственно связано с риском для жизни и здоровья. Также в отношении военнослужащих законодательство установило ряд ограничений гражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Ограничения и возможные риски компенсируются большим объемом социальной защиты и разного рода льготами действующим военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также членам их семей. «Главное содержание военно-социальной работы составляют вопросы создания достойных условий жизнедеятельности людей, прежде всего в области материально-бытовой, а также правовой и нравственной» [6, с. 100–104].

Система социального обеспечения военнослужащих включает в себя: жилищное и пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, компенсации в связи с утратой трудоспособности, денежные выплаты членам семьи погибшего военнослужащего, ежемесячные надбавки за особые условия военной службы, компенсации за проезд к месту проведения отпуска, лечения или учебы и другие виды обеспечения.

Социальная защита военнослужащих направлена на повышение боевой готовности, эффективное исполнение должностных обязанностей, а также компенсирование многочисленных ограничений гражданских прав и свобод. Реализация государственной политики по социальной защите военнослужащих прямо влияет на престиж военной службы, что в свою очередь создает условия для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными кадрами. Недостаточная социально-правовая защищенность создает предпосылки к понижению морально-психологического состояния военнослужащих. В Вооруженных Силах эта проблема стоит достаточно остро. Несмотря на обширную законодательную базу, права военнослужащих на льготы и компенсации часто игнорируются или нарушаются командирами и начальниками, которые обязаны вникать в проблемы и нужды подчиненных.

Следует отметить, что в законодательстве присутствует большое количество дифференцирующих факторов в части, касающейся социальной защиты военнослужащих. Так, офицеры и прапорщики имеют широкий ряд преимуществ перед сержантами и солдатами. Хотя на практике основные тяготы и лишения претерпевают именно сержанты и солдаты. В современных условиях дифференциация социальных прав и гарантий должна иметь объективный характер, который будет учитывать тяжесть и длительность воздействия факторов военной службы на организм человека, бытовые условия жизни и заслуги перед государством, а не только наличие определенного звания.

Разберем несколько примеров, где имеется существенная диспропорция в социальной защищенности. Так, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья гражданина, в связи с признанием его не годным к военной службе, вследствие военной травмы, ему выплачивается единовременное пособие. Военнослужащему контрактной службы положена компенсация в размере двух миллионов рублей, а военнослужащему по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы один миллион рублей. Здесь мы видим существенную разницу в размере выплат, хотя социальные последствия одинаковы как для первой, так и для второй группы военнослужащих.

Следует обратить внимание на понятие «военная травма». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» [7], военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья или заболевания. Формулировка «военная травма» указывается — если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы. Постановление предлагает довольно абстрактную формулировку и отсылает нас к другому термину — «увечье», которому не дается конкретного определения. А также перечисляет обстоятельства, которые могут привести к военной травме.

Также вышеприведенное Постановление дает формулировку причинно-следственной связи: «заболевание получено в период военной службы». На ней следует остановиться, потому что она непосредственно связывает заболевание военнослужащего со временем прохождения военной службы. Стрессовый характер повседневной жизнедеятельности, высокие физические и морально-психологические нагрузки, риск для жизни в мирное время, участие в боевых действиях и миротворческих операциях могут спровоцировать серьезные хронические заболевания у военнослужащего. Вследствие чего военно-врачебная комиссия может признать его не годным к военной службе, что спровоцирует его увольнение по состоянию здоровья с формулировкой «не годен к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы». Но такое основание не дает права на компенсации в соответствии с Законом о денежном довольствии. Подводя итог данной проблемы, можно сделать вывод, что социальные последствия — потеря трудоспособности, возможная инвалидность и другие негативные факторы соизмеримы, но при этом в первом случае военнослужащий получает существенную денежную компенсацию, а во втором нет. Автор соглашается с мнением Н. В. Антипьевой: «Причина инвалидности оказывает существенное влияние на объем социальных предоставлений для граждан. К числу юридически значимых причин инвалидности у военнослужащих традиционно относят военную травму и заболевание, полученное в период военной службы. Однако их круг намного шире» [8 — с. 27].

Еще одна дифференциация в части, касающейся увольнения с военной службы по состоянию здоровья, закреплена в 51 статье Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (далее Закон № 53-ФЗ), которая регламентирует основания увольнения с военной службы.

В соответствии с ней, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. По данным основаниям обязательному увольнению подлежит категория военнослужащих, которая проходит военную службу по контракту в звании до старшины или главного корабельного старшины включительно, а также военнослужащих по призыву. При этом у офицеров и прапорщиков есть выбор продолжить службу или уволиться по данной статье. Это обусловлено тем, что военнослужащие, не имеющие звания офицера или прапорщика, получают более высокую физическую и морально-психологическую нагрузку. Стойкую потерю трудоспособности и даже инвалидность гражданин может получить, уволившись из армии ограниченно годным к военной службе. Возникает закономерный вопрос, почему у данной категории военнослужащих меньше льгот и компенсаций?

На взгляд автора, в целях справедливой социальной защиты разных групп военнослужащих, следует уравнять права и размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и «заболевание, полученное во время прохождения военной службы». Предоставить возможность выбора продолжить службу или уволиться военнослужащим по контракту, признанным ограниченно годными, которые по объективным причинам могут исполнять обязанности по занимаемой должности, либо переводить их на другие должности, на которых они смогут исполнять свои должностные обязанности без ущерба для службы.

С увольнением по состоянию здоровья раньше срока связаны и другие негативные последствия материального характера, например, необеспеченность жильем либо долги по военной ипотеке, что существенно ухудшает материальное положение военнослужащего и членов его семьи.

В 2004 году был принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Закон № 117-ФЗ). Его принятие положило начало становлению нового вида реализации жилищных прав военнослужащих. Благодаря данному закону у граждан, проходящих военную службу, появилась возможность обеспечить себя и членов своей семьи жильем в процессе службы, и не дожидаться выслуги лет, необходимой для получения жилищной субсидии. В целом данная инициатива рассматривается положительно. В рамках социальной защиты военнослужащих предлагаем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и юридических последствиях, связанных с данным фактом.

В соответствии с Законом № 117-ФЗ основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, является, в том числе, увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. До выполнения данных условий средства, учтенные на накопительном счете и уплаченные в счет погашения ипотеки, принадлежат Российской Федерации. Государство платит за жилье военнослужащего пока он проходит службу. И если военнослужащий вынужден прекратить ее по состоянию здоровья, в связи с признанием его ограниченно годным при отсутствии десятилетней календарной выслуги, он остается один на один со своими проблемами. Целевой жилищный заем и средства, которые вносились на погашение ипотеки, необходимо будет вернуть государству, а дальнейшие расчеты за жилье с банком производить самостоятельно. При этом продать жилье невозможно по рыночной цене, так как оно имеет обременения. Кроме того, уволенный военнослужащий может быть нетрудоспособен и не иметь возможности устроиться на работу, которая будет давать ему возможность расплачиваться по своим обязательствам перед банком и государством. В подобной ситуации военнослужащий и члены его семьи абсолютно не защищены, ведь права на пенсию и денежную компенсацию у него не возникает.

Становится очевидно, что несмотря на многообразие льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством, у военнослужащего могут сложиться жизненные обстоятельства, при которых он будет социально не защищен, лишен здоровья, возможности полноценно трудиться, при этом не получит от государства поддержки.

Исходя из вышеизложенного, предлагается внести изменения в пункт 12 статьи 3 Закона о денежном довольствии и изложить его в следующей редакции: «При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту или по призыву.

2) 1 000 000 рублей — гражданину, призванному на военные сборы».

А также изменить подпункт «г», пункта 1, статьи 51 Закона № 53-ФЗ и изложить его в следующей редакции:

«1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

г) по состоянию здоровья — на основании рапорта военнослужащего по контракту, в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву».

Внесенные изменения позволят уровнять компенсационные выплаты для военнослужащих по контракту и призыву при признании их не годными к военной службе вследствие военной травмы или заболевания, полученного во время военной службы. А также дать возможность выбирать: увольняться или нет военнослужащим по контракту, не имеющим звания офицера или прапорщика при признании их ограниченно годными. Либо по решению ежегодной аттестационной комиссии переводить их на другую должность, где состояние здоровья не будет препятствовать прохождению службы. Это даст возможность военнослужащим, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, сохранить трудоспособность, проходить лечение за счет государства и дослужить до выслуги, необходимой для исполнения обязательств по военной ипотеке, а также начисления пенсии. В целом это повысит социальную защищенность военнослужащих разных категорий и престиж военной службы, что в свою очередь привлечет больше профессиональных кадров в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
  2. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  3. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.
  4. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 34. — Ст. 3532.
  5. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: Федеральный закон от 01 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 45. — Ст. 6336.
  6. Дроздов А. Г. Основные проблемы военно-социальной сферы Вооружённых сил России / А. Г. Дроздов // Учёные записки РГСУ. — 2011. — № 4. — С. 100–104.
  7. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе: Постановление Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (ред. от 01 июня 2020 г., с изм. 27 сентября 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 28. — Ст. 3831.
  8. Антипьева, Н. В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: специальность 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Антипьева Наталья Валерьевна; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2010. — 45 c.
Задать вопрос