Процесс прохождения аттестации действующими сотрудниками государственной гражданской службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Плотникова, Е. Ю. Процесс прохождения аттестации действующими сотрудниками государственной гражданской службы / Е. Ю. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79612/ (дата обращения: 22.04.2021).



В данной статье проводится исследование по одному из важных институтов гражданского общества, который позволяет добиться эффективного функционирования государства‏, а именно институт государственной гражданской службы. В статье рассматривается процесс прохождения аттестации госуларственными гражданскими служащими. Данная процедура регламентируется законодательством Российской Федерации и является обязательной для всех категорий сотрудников. Однако, имеется и отдельная категория государственных гражданских служищх не подлежащих аттестации. В статье рассматривается порядок оценивания госдуарственных служдащих, спосок необходимых документов для предоставления аттестационной комиссии. Целью аттестации явялется выявление соотвествия государственного граждаснкого служащего занимаемой им должностью на государственной службе на основании его професиальных качеств, а также определение перспективных специалистов для пополнения кадрового резерва.

Ключевые слова: гражданская служба, законодательство, аттестация государственных гражданских служащих, аттестационная комиссия, четыре этапа прохождения аттестации.

In this article, a study is conducted on one of the important institutions of civil society, which allows for the effective functioning of the state, namely, the institution of the state civil service. The article deals with the process of passing certification by state civil servants. This procedure is regulated by the legislation of the Russian Federation and is mandatory for all categories of employees. However, there is also a separate category of state civil servants who are not subject to certification. The article discusses the procedure for evaluating civil servants, the list of necessary documents to provide the certification commission. The purpose of the certification is to identify the compliance of a state civil servant with the position he holds in the civil service on the basis of his professional qualities, as well as to identify promising specialists to replenish the personnel reserve.

Keywords: civil service, legislation, certification of state civil servants, certification commission, four stages of certification.

Процесс прохождения аттестации регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110, и может быть как очередной аттестацией, которой все подлежат все сотрудники один раз в три года и внеочередной, которая проводится по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего за год, в случаях сокращения должностей государственной гражданской службы в государственном органе или изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих.

Процессу прохождения аттестации подлежат абсолютно все государственные гражданские служащие государственного органа один раз в три года, но имеются и исключения. Таким образом, процессу прохождения аттестации не подлежат:

— государственные гражданские служащие, проходящие службу в занимаемой должности менее одного года;

— государственные гражданские служащие достигших возраста 60 лет;

— беременные сотрудницы;

— государственные гражданские служащие находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

— сотрудники, проходящие гражданскую службу по замещающей должности «руководителя» и «помощника», с которыми заключен срочный служебный контракт.

Процесс прохождения аттестация государственными гражданскими служащими делится на 4 этапа: подготовительный, проведение аттестации, принятие решений аттестационный комиссии, обжалование результатов аттестационной комиссии, каждый, из которых имеется свои функции и помогает разрешить ряд задач, образовавшихся в процессе прохождения аттестации.

Для более детального изучения процесса прохождения аттестации гражданскими государственными служащими, проблемами, с которыми возможно столкнуться в процессе прохождения аттестации и путей их разрешения, необходимо рассмотреть все 4 этапа прохождения аттестации.

Первый этап прохождения аттестации считается подготовительным и включает в себя формирование аттестационной комиссии. На основании ст. 48 Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» состав аттестационной комиссии формируется из представителя организации, представителя федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представителя научных и образовательных учреждений. В формировании аттестации комиссии допускаются и других организаций, которые действуют на основании приглашения соответствующего органа по управлению государственной службой, в качестве независимого эксперта или специалиста по вопросам, связанным с гражданской службой. Количество приглашенных независимых экспертов ограничено и должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии входит председатель, заместитель председателя, секретаря и члены комиссии. Все члены аттестационной комиссии обладают равноправием при принятии решении по итогам аттестационной комиссии.

После утверждения комиссии для проведения аттестации государственных гражданских служащих необходимо утвердить график проведения аттестации и ознакомить каждого государственного служащего с не менее чем за месяц до начала аттестации. В утвержденном графике проведения аттестации указываются наименование государственного органа, проводящего аттестацию, указывается список гражданских служащих, допущенных к аттестации, дата, время и место проведения аттестации, дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов (с обязательным указанием ответственного лица за представление документов).

Списки государственных гражданских служащих, допущенных к проведению аттестации, составляются отделом кадров организации и утверждаются высшим руководством.

К списку документов, подготовленных отделом кадров для прохождения аттестации прилагается отзыв руководителя на сотрудника, проходящего аттестацию, с указанием должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается непосредственным руководителем сотрудника, утверждается вышестоящим руководителем. Должен содержать персональную информацию о государственном гражданском служащем, подлежащем аттестации: фамилия, имя, отчество, занимаемую должность с датой назначения на эту должность, сведения о документах, в разработке которых государственный гражданский служащий принимал участие. Также в отзыве указывается оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. Отзыв представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

В дополнение к отзыву на аттестуемого государственного гражданского служащего прилагается информация о выполненных им поручениях, а также подготовленных им проектах документов за указанный период.

Отдел кадров организации не менее чем за неделю до начала аттестации должна проинформировать сотрудника подлежащего аттестации с представленным на него отзывом. Сотрудник, подлежащий аттестации вправе представить на рассмотрение аттестационной комиссии иные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период. Если сотрудник, аттестуемый государственный служащий не согласен с предоставленным на него отзывом, он вправе предоставить на рассмотрение аттестационной комиссии пояснительную записку на отзыв своего руководителя.

Кроме отзыва непосредственного руководителя, информации о выполненных поручениях и подготовленных проектах, на рассмотрение аттестационной комиссии представляется аттестационный лист государственного гражданского служащего, который должен содержать данными предыдущей аттестации

Ко второй этапу аттестации относится процесс проведения аттестации. Для проведения аттестации государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, приглашается на заседание аттестационной комиссии. Сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неявку на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины. В случае отказа на заседание аттестационной комиссии, государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, так же, как и в случае, неявку без уважительной причины, подлежит мерам дисциплинарной ответственности.

Для проведения аттестации сотрудник, подлежащий аттестации приглашается в специально выделенное помещение, где заседает аттестационная комиссия. В момент проведения опроса, собеседования или же проведения тестирования для выявления профессиональной пригодности для замещения должности на государственной гражданской службе, аттестационная комиссия изучает предоставленные документы для проведения аттестации на аттестуемого сотрудника.

На заседании аттестационной комиссии рассматриваются представленные документы, заслушиваются сообщения аттестуемого государственного гражданского служащего. По мере необходимости, на заседании аттестационной комиссии может быть заслушан непосредственный руководитель аттестуемого по вопросам профессиональной служебной деятельности служащего.

Оценка профессиональной служебной деятельности аттестуемого проводится по основаниям соответствия квалификационным требованиям для замещаемой должности, участие аттестуемого в решении поставленных перед государственным органом задач. Также оценка складывается из соотношения сложности и напряженности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

К третьему этапу проведения аттестации государственных гражданских служащих относится период принятия решений аттестационной комиссией . Все совещания и решения аттестационной комиссии проводятся и принимаются в отсутствие аттестуемого открытым голосованием простым большинством голосов. Также на заседание аттестационной комиссии при проведении открытого голосования не допускается и непосредственный руководитель аттестуемого. Если голоса членов аттестационной комиссии разделяются на равное количество голосов, то аттестуемый государственный гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности государственной гражданской службы. Заседание аттестационной комиссии признается правомерным, если на заседании аттестационной комиссии присутствует не менее двух третей ее членов. Все результаты аттестационной комиссии заносятся в протокол аттестационной комиссии.

По результатам проведения аттестации государственного гражданского служащего членами аттестационной комиссией может быть принято решение о соответствии замещаемой должности государственной гражданской службы, о включении в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста, о соответствии замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации и не соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы.

Материалы прохождения аттестации государственных гражданских служащих отправляются руководителю не позднее семи дней после ее проведения. После получения материалов прохождения аттестации государственных гражданских служащих руководителем выносится окончательное решение в отношении аттестованного и (или) неаттестованного сотрудника. По результатам окончательного решения в отношении государственного гражданского служащего прошедшего или не прошедшего аттестацию в течение 30 дней после проведения аттестации издается правовой акт государственного органа или выносится решение руководителя организации по отношению к сотруднику, проходившему аттестацию: подлежит ли он включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы, направляется ли он на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или же понижается в должности государственной гражданской службы.

На основании трудового законодательства Российской Федерации, сотрудника не прошедшего аттестацию по итогам аттестации нельзя, но руководитель организации имеет право освободить государственного гражданского служащего от замещаемой должности или уволить его с государственной гражданской службы, если сотрудник проходивший аттестацию отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность, на основании п. 17 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По истечении одного месяца после проведения аттестации подобные мероприятия в отношении сотрудника, проходившего аттестацию, не допускается.

Четвертым этапом проведения аттестации является обжалование результатов аттестации . Государственный гражданский служащий имеет право на обжалование принятых в отношении него решений аттестационной комиссии, в соответствии с п. 18 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обжалование результатов может проводиться как через трудовой спор, так и в судебном порядке.

Совершенствование института гражданской государственной службы может повлиять как на решение основополагающих идей в построении правового государства, так и в разрешении важных политических задач. Среди которых можно выделить следующие:

  1. Определение профессиональных качеств государственных гражданских служащих, выявление мер для улучшения деятельности государственных служащих.
  2. Разграничений аттестационной комиссии с целью избежание конфликтных ситуаций при принятии решений.

В соответствии со всеми принципами необходимо ограничение круга лиц, задействованных в аттестационной комиссии, согласно специфике работы каждого члена комиссии.

  1. Во избежание непредвиденных неприятных ситуаций, обосновано было бы закрепить формулировку, порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии в Положении о проведении аттестации.
  2. Пополнение, сохранение и совершенствование кадрового резерва государственных служащих из числа перспективных сотрудников.

Институт государственной службы способен сыграть активную роль в становлении правового государства, что позволит привлечение новых высококвалифицированных специалистов для сохранения рабочего потенциала, а для этого необходима достойная оплата труда и повышение статуса государственного служащего.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. — 25 декабря

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступил в силу 01.01.2021)

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (редакция от 31.07.2020)

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52., ст. 6228.

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»

6. Указ Президента Российской Федерации от 02 февраля 2013 года № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы»

7. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении гражданской службы в Российской Федерации и замещений должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2017 № 518 «О вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»

9. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 года № 353 «Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего»

10. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

11. Указ Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

12. Haritonov I. K. Constitutional and legal bases of differentiation of powers between public authorities of the Russian Federation and its subjects: questions of the theory and practice: auth. abstr.... Master of Law. Rostov-on-Don, 2015.

13. Minnigulova D. B. Administrative and legal status of civil servants and its implementation problems: auth. abstr.... Dr. of Law. Moscow, 2016

Основные термины (генерируются автоматически): аттестационная комиссия, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, проведение аттестации, аттестация, замещаемая должность, процесс прохождения аттестации, государственная служба, профессиональная служебная деятельность.


Ключевые слова

законодательство, аттестационная комиссия, гражданская служба, аттестация государственных гражданских служащих, четыре этапа прохождения аттестации
Задать вопрос