Система аттестации государственных гражданских служащих | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (17) январь 2019 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Журавлева И. А., Суменкова Ю. Ю. Система аттестации государственных гражданских служащих // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №1. — С. 36-41. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/111/3733/ (дата обращения: 23.08.2019).



Аттестация государственных гражданских служащих является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня квалификации служащих.

Ключевые слова: аттестация, государственный гражданский служащий, проведение аттестации.

При рассмотрении системы аттестации государственных служащих актуальность анализа правового регулирования государственной гражданской службы объясняется тем, что гражданская служба в государственном органе является важнейшим административно-правовым институтом.

В соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, «федеральная государственная служба находится в исключительном ведении Российской Федерации». Также установлено, что «установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1].

В части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениям части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были внесены изменения и дополнения в Гражданский и Трудовой кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Изменения направлены на ужесточение требований к гражданским служащим и предупреждение коррупции.

Все нормативные правовые акты являются необходимыми для регулирования правоотношений в сфере гражданской государственной службы и являются достаточными для функционирования государственных органов. Таким образом, правовые основы государственной гражданской службы на федеральном уровне можно считать сформированными.

За субъектами Российской Федерации согласно федеральному законодательству закреплены полномочия по:

‒ организации и установлению условий прохождения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ распределению по группам или категориям должностей государственной гражданской службы согласно положениям федерального законодательства о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей наряду с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены также законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

‒ утверждению реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также по организации и порядку ведения данного реестра;

‒ осуществлению переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

‒ присвоению классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению программ развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 79-ФЗ за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по:

‒ установлению квалификационных требований к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных служащих субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению реестра должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ определению порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным служащим субъектов Российской Федерации, которые имеют ненормированный служебный день;

‒ установлению величины должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

‒ ежегодной индексации величины окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ формированию фонда оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда специалистов, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы субъекта Российской Федерации;

‒ установлению порядка и условий командирования гражданского служащего, а также порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; выплаты по обязательному государственному страхованию;

‒ предоставлению гражданским служащим дополнительных государственных гарантий;

‒ установлению порядка и условий выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру;

‒ утверждению положения о кадровом резерве, который утверждается соответственно Президентом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельного определения условий предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации.

Также положения о регулировании государственной службы в субъектах Российской Федерации содержатся в уставах и конституциях этих субъектов. Законодательство Омской области о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области состоит из Основного Закона Омской области, Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (с изменениями на 6 ноября 2014 года) и иных нормативных правовых актов Омской области, принимаемых в соответствии Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области.

Также во всех субъектах Российской Федерации активно продолжается формирование правовой базы с целью:

‒ совершенствования государственной политики по борьбе с коррупцией в государственных органах;

‒ ликвидации причин и условий, создающих возможность для реализации коррупционных схем;

‒ устранения злоупотреблений и профилактики совершения преступлений с использованием должностных полномочий;

‒ обеспечения соблюдения норм служебной этики служащими государственных учреждений.

Изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации вносятся для приведения регионального законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства, а также с целью совершенствования регулирования правоотношений в сфере государственной гражданской службы.

В государственных органах РФ аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2], и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». На основании последнего во всех органах государственной власти приняты правовые акты, получившие разные названия — положение, порядок, регламент, определяющие организацию проведения аттестации.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной должности, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационных комиссии.

Таким образом, анализ практики применения законодательства об аттестации государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что, гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт, исключены из процедуры профессиональной оценки их соответствия занимаемой должности. Необходимо унифицировать указанную процедуру для всех категорий государственных служащих, а также поставить в зависимость решение руководителя государственного органа от решения комиссии, проводящей аттестацию.

Литература:

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изменениями на 21 июля 2014г.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).
  2. Российская Федерация. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, Омская область, служащий, субъект, государственная служба, государственный орган, проведение аттестации, правовой акт субъектов, федеральное законодательство.

Ключевые слова

аттестация, государственный гражданский служащий, проведение аттестации

Похожие статьи

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Методы проведения конкурсного отбора кадров на замещение...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, конкурсный отбор, вакантные

В органах государственной гражданской службы Омской области существуют следующие методы

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя...

Некоторые проблемы правового регулирования...

Амелина Е. В. Некоторые проблемы правового регулирования государственной гражданской службы.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ, государственное управление, исполнительная власть...

Правовое положение государственных гражданских служащих...

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий

В законодательстве Российской Федерации правовое положение государственных служащих закреплено в пункте 4 статьи 10 главы 1...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного...

Регулирование труда государственных служащих: постановка...

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения.

Вышеперечисленные нормативные акты на федеральном органе закладывают общие основы правового регулирования труда...

Правовые основы формирования кадрового резерва на...

О поведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 года № 111 «О порядке

Формируется кадровый резерв в соответствии с поступившими в государственный орган заявлениями от гражданских служащих и (или)...

Служба в правоохранительных органах как вид государственной...

Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование.

Государственные гарантии как средство реализации принципа... Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской...

Анализ практики социально-правового обеспечения...

В рамках реализации государственных гарантий гражданских служащих государственными органами субъектов Российской Федерации, рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения этой категории.

Похожие статьи

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Методы проведения конкурсного отбора кадров на замещение...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, конкурсный отбор, вакантные

В органах государственной гражданской службы Омской области существуют следующие методы

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя...

Некоторые проблемы правового регулирования...

Амелина Е. В. Некоторые проблемы правового регулирования государственной гражданской службы.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ, государственное управление, исполнительная власть...

Правовое положение государственных гражданских служащих...

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий

В законодательстве Российской Федерации правовое положение государственных служащих закреплено в пункте 4 статьи 10 главы 1...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного...

Регулирование труда государственных служащих: постановка...

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения.

Вышеперечисленные нормативные акты на федеральном органе закладывают общие основы правового регулирования труда...

Правовые основы формирования кадрового резерва на...

О поведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 года № 111 «О порядке

Формируется кадровый резерв в соответствии с поступившими в государственный орган заявлениями от гражданских служащих и (или)...

Служба в правоохранительных органах как вид государственной...

Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование.

Государственные гарантии как средство реализации принципа... Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской...

Анализ практики социально-правового обеспечения...

В рамках реализации государственных гарантий гражданских служащих государственными органами субъектов Российской Федерации, рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения этой категории.

Задать вопрос