Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79449/ (дата обращения: 22.04.2021).



Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но немаловажное направление в дошкольной педагогике. Дети уже в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления.

Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней.

Программа Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу педагога с детьми в условиях общественного дошкольного воспитания, хотя, бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Поэтому совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги.

Как же правильно познакомить детей в дошкольном учреждении с финансовой составляющей жизненных отношений?

Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений:

– это создание условий для формирования азбучных экономических представлений;

– развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни;

– обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность.

Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы.

Смоленцова А. А. считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов.

Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.

В процессе моей работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. В своей работе я широко применяю различные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого — умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

В процессе дидактических игр «Хорошо — плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно — нельзя», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений.

Игра-путешествие — это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Настольно — печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом.

Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Литература:

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
  2. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63. 14.
  3. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.
  4. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31. 15.
  5. Шатова А. Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, финансовая грамотность, игра, дошкольное учреждение, игровая деятельность, окружающий мир, познавательная активность, представление, формирование.


Задать вопрос