Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 3255 раз

Библиографическое описание:

Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79449/ (дата обращения: 23.05.2024).



Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но немаловажное направление в дошкольной педагогике. Дети уже в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления.

Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней.

Программа Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу педагога с детьми в условиях общественного дошкольного воспитания, хотя, бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Поэтому совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги.

Как же правильно познакомить детей в дошкольном учреждении с финансовой составляющей жизненных отношений?

Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений:

– это создание условий для формирования азбучных экономических представлений;

– развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни;

– обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность.

Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы.

Смоленцова А. А. считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов.

Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.

В процессе моей работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. В своей работе я широко применяю различные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого — умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

В процессе дидактических игр «Хорошо — плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно — нельзя», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений.

Игра-путешествие — это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Настольно — печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом.

Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Литература:

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
  2. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63. 14.
  3. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.
  4. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31. 15.
  5. Шатова А. Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, финансовая грамотность, игра, дошкольное учреждение, игровая деятельность, окружающий мир, познавательная активность, представление, формирование.


Похожие статьи

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Игровая деятельность является основным в организации воспитательного процесса

игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте также продолжает иметь свой вес

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для детей. Дети на этапе детского сада имеют право узнать немного о финансах, а также о том, как управлять этими финансами. Дети дошкольного возраста на этом этапе должны узнать о...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

 Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей...

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта...

Система работы по формированию экономических знаний...

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего

Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и

Выстраивая такую систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

 Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой

Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Интеллектуальные игры как средство формирования...

Дошкольник воспринимает окружающий мир через чувство, на уровне образов, в целом его мышление в

Неоспоримый факт, что решающий фактор развития и формирования познавательной

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных...

Похожие статьи

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

Игровая деятельность является основным в организации воспитательного процесса

игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте также продолжает иметь свой вес

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать...

Формирование основ финансовой грамотности старших...

Финансовая грамотность для детского сада — это первая финансовая грамотность для детей. Дети на этапе детского сада имеют право узнать немного о финансах, а также о том, как управлять этими финансами. Дети дошкольного возраста на этом этапе должны узнать о...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

 Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей...

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта...

Система работы по формированию экономических знаний...

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего

Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и

Выстраивая такую систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

 Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой

Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Интеллектуальные игры как средство формирования...

Дошкольник воспринимает окружающий мир через чувство, на уровне образов, в целом его мышление в

Неоспоримый факт, что решающий фактор развития и формирования познавательной

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных...

Задать вопрос