Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019

Дата публикации: 11.06.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова Е. Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №24. — URL https://moluch.ru/archive/262/60469/ (дата обращения: 16.06.2019).

Препринт статьи



В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.

В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций [6].

Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно-экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [4].

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.

Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно-ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением [4]. В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:

– реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;

– организация развивающей предметно-пространственной среды;

– целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.

В процессе экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходима реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, которые в совокупности будут способствовать решению задач экономического и нравственно-трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д.

Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:

– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;

– применению экономических знаний в конкретной ситуации;

– воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда.

В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л. Н. Галкина, Л. С. Гумерова, Л. Г. Киреева, В. П. Макеенок [1; 2; 3; 5].

Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста считаем необходимым:

– определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания;

– создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием;

– обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами:

– труд;

– мир денег;

– товары;

– экономный хозяин.

Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги».

По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты». Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости.

В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости.

Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки». В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).

Реализация данных игр происходит поэтапно:

– в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой;

– на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль;

– этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре.

В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно-экономическую направленность.

Важным условием реализации сюжетно-ролевых игр экономической направленности является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы. Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии.

Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).

Итак, в ходе организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), формируются экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Литература:

  1. Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Н. Галкина //Одаренный ребенок. — 2010. — № 4. — С.42.
  2. Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. — 2012. — № 2. — С. 12.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. / Авт.- сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003.
  5. Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В. П. Макеенок // Педагогические науки. — 2011. — № 3. — С. 43.
  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников/ А. Д. Шатова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.


Задать вопрос