Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фесенко, Н. И. Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников / Н. И. Фесенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54123/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, экономические знания, развитие.

Всё преимущество иметь деньги

заключается в возможности ими пользоваться.

Бенджамин Франклин

Понятие «экономика» происходит от греческого слова, которое переводится как искусство ведения домашнего хозяйства. В наше время слово «экономика» чаще употребляется в более широком смысле слова и обозначает хозяйство той или иной страны. Хозяйство любой страны очень сложное дело. Оно состоит из разных отраслей, т.е. видов профессиональной деятельности-промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.

Знания об экономике позволяют нам успешно вести хозяйство, наилучшим образом организовать дело, получить наибольшую выгоду. В содержание экономических знаний включены знания о деньгах, их назначении.

Задачи воспитания охватывают такие вопросы:

- умение целесообразно тратить карманные деньги;

- умение ориентироваться в разносторонней, привлекательной для детей, рекламе;

- разумно подходить к покупке вещей, учитывая свои потребности.

Иными словами, с детства у детей формируют потребности, что очень важно для вступающего в жизнь молодого поколения.

Экономическое воспитание длительное время не было предметом специального изучения не только дошкольной, но и школьной педагогики. Ведь дошкольники далеки от сферы настоящего производительного труда – основы экономической жизни. А отсюда и вопрос: «А не рано ли в дошкольном возрасте ставить какие-то экономические задачи?» Это неверный подход!

Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного образования, а также систему дополнительного образования.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от детей умения правильно ориентироваться в экономической действительности: строить свою жизнь более организованно и разумно.

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Автор программы «Экономика и дошкольник» Шатова А.Д. оставляет за детским садом право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Одной из основных задач программы является задача осознания взаимосвязи понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», развитие разумных потребностей.

Я считаю, что ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, о профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города; о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом; учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Начиная работу по данному направлению, я поставили перед собой следующие задачи:

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к окружающему миру.

2. Способствовать пониманию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

3. Развивать разумные потребности и правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях посредством создания игровых ситуаций.

Реализуя задачи в нашем детском саду, я уделяю особое внимание формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями. Проводятся целенаправленные, систематические занятия (в форме игры) по экономике один раз в неделю. Длительность занятий зависит от активности детей, эмоционального состояния детей и формы организации занятия: индивидуальная, подгрупповая, кружковая работа.

Практические и познавательные задачи в области экономики не должны быть отвлеченными и надуманными. Важно, чтобы они вытекали из ситуации, с которой дети встречаются в повседневной жизни. С этой целью в ДОУ организован кружок «Азбука экономики».

Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и обучение, что помогло обеспечить единство решения познавательных, практических игровых задач.

Дети очень любят сказки. Чтобы заинтересовать детей, я прочитала много сказок разных народов и выбрала из них моменты экономического содержания. Это способствовало тому, что дети учились находить элементы экономики в сказках и переносить их в современный мир.

Такая вариативность в подаче содержания способствовала успеху детей в осмыслении нравственных, экономических проблем: бережливость по отношению к личному общественному достоянию, трудолюбия, уважительного отношения к трудящемуся человеку, правильной позиции приобретения вещей, учитывая и сочетая свои потребности с возможностями родителей.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мною разработана анкета по определению экономических знаний для детей и родителей. На родительских собраниях и индивидуальных беседах, я пытаюсь донести до родителей значимость работы по этому направлению. Консультации для родителей, открытые занятия, обсуждения вопросов проходят в форме «Семейного кафе» с использованием такой форма работы как театр.

В семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ведь ребенок неотделим от жизненного функционирования семьи, её быта и повседневных забот. Именно в семье, он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношения понятий «работа» (мама работает, папа работает) и «деньги» (мама, папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли-продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает в кассу деньги, получает чек, сдачу).

Из опыта работы с родителями стало известно, что дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот. Работая со старшими дошкольниками, можно сделать вывод, что дети очень хорошо чувствуют многие стороны экономической деятельности, благодаря приобщению к повседневным делам семьи. Оказалось, что они хорошо представляют границы экономических возможностей семьи, ее достаток и примерный уровень потребностей соответственно семейным доходам. Детям предлагалось (индивидуально) представить себе семейную ситуацию: «Ты будешь исполнять роль папы (мамы) и сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить всё, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги? Оказалось, все дети очень хорошо сориентировались в потребностях своей семьи, и самое главное, в своих возможностях. У большинства из них выбор был приблизительно одинаков, то есть, ребята покупали предметы первой необходимости. В работе использовался пример родителей, старших сестер и братьев. Важна при этом нравственная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребенку людей, их отношения к деньгам, вещам, труду.

Работая с детьми на практике, я убедилась, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются очень рано, и, если не сформировать их своевременно, то могут проявиться такие негативные стороны в поведении детей, как небрежность, неряшливось, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам, к материалам для игр и занятий, а иногда и неоправданные потребности, может нарушиться процесс правильной ценностной ориентации.

Учитывая, что ведущая детская деятельность дошкольников – это игра, работа по финансовой грамотности в ДОУ проводилась в игровой форме. Использовались сказочные персонажи: гном Эконом, Белка, герои мультфильмов. Участие детей в специально созданных ситуациях, способствовало приобретению определенного опыта. Разыгрывая сказку «Три поросенка», дети узнали о разнообразных природных ресурсах, которые использовались для строительства жилища. Уточняла с детьми, какие другие природные ресурсы могли использовать поросята для строительства домов, если бы они жили в разных уголках России или земного шара. Через чтение детских произведений, я расширяла представления детей о разнообразии способов использования природных ресурсов: С. Маршака «Откуда стол пришел?», Баркова А и Р. Сурьяновой «Откуда пришла книга?», сказки Е.Пермяка «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Некрасивая елка» и другие.

В работе с детьми, я широко использую дидактические, настолько-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. В игре «Волшебное дерево» происходит закрепление знаний детей в арифметических действиях: сложение, вычитание. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» -дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Банк» раскрывает для детей смысл вложение денег на хранение и использование их сберегательным банком.

В своей работе с воспитанниками активно использую театрализованную деятельность.

В спектаклях по книге Смироновой Т. «Белка и компания» дети, взяв на себя роли героев произведения -хозяюшка и хлопотунья Белка, рассудительный Ежик, приветливый и безотказный Мышонок, хвастунишка и лакомка Лис хотят совсем немного. Жить в достатке, без тревоги и страха, получать за свой труд хорошее вознаграждение. Они пробуют хозяйничать и так, и эдак. Однако, это очень непросто. Особенно, если жадный и завистливый Филин все время чинить им препятствия. Чтобы вести свое хозяйство разумно, чтобы не потерять все разом, оказаться в выигрыше, нашим детям приходилось постоянно думать, считать, планировать. В процессе театрализованной деятельности дети сдружились, научились выслушивать друг друга, не перебивать, учитывать мнение других, быть доброжелательными, т.е. у них сформировались навыки ведения дискуссии. Поддерживая, и выручая друг друга, дети старались понять, как действуют основные экономические законы. А главное – дети поняли, что не надо гнаться за наживой, надо поступать всегда по совести. Добрая дружба и точный расчет -вот и весь секрет.

Особый интерес дошкольники проявили к рекламе.

Рекламные ролики, яркие и красивые, привлекли их внимание. Знакомство детей с рекламой, с профессий людей, работающих в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера. Дети сравнивали варианты ответов, решений, и выбирали наиболее удачный, рациональный. Подводила детей к выводу: о товаре можно узнать с помощью рекламы, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной, способной выделить самое главное, лучшее в товаре. Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы. Они понимают, что придумать рекламу важно, но еще надо совместно с художником-оформителем изобразить задумку. Дети на собственном опыте наблюдают за процессом рождения рекламы.

В работу были задействованы и родители. Они вместе с детьми придумывали рекламу своей любимой игрушки, книги, конфетки.

Специально для закрепления знаний детей об экономике, педагоги нашего ДОУ разработали ряд логических заданий: это кроссворды, занимательные задания, требующие размышления, усидчивости, задачи на развитие творческого мышления с экономическим содержанием, ребусы, тесты (задания) на закрепление знаний по экономике.

Пословицы и поговорки включались во все время обучения детей экономике, так как они способствуют воспитанию уважение к труду, трудолюбие, расчетливости, бережливости. Пословицы и поговорки способствуют формированию человека – хозяина, а это основной результат экономического воспитания.

Выстраивая такую систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экономических знаний, можно говорить о положительных результатах. Дети с удовольствием и большим интересом выполняют действия, связанные с денежными операциями, рассказывают о том, что они видели в магазине, как рассчитываются за товар. Дети становятся более самостоятельными, общительными, не боятся обращаться к продавцу, описывают свои ощущения во время покупки. У детей появилась потребность разбираться в предлагаемых товарах (по качеству и по цене), воспитаны разумные потребности с учетом возможностей родителей. Изменилось отношение родителей к детям и педагогам. Родители поняли, что детям можно доверять: отправляя в магазин, дети правильно купят товар и принесут сдачу.

Проведенная работа способствовала тому, что дети не только получили определенные экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они владеют экономическими терминами, умеют их правильно применять в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни. Дети правильно ведут себя в реальной жизненных ситуациях, а у них развиты разумные потребности.

Одними занятиями задачу экономического воспитания дошкольников не решить: экономическое направление должно присутствовать во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе семьей.

Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьей сможет заложить азы экономического воспитания ребенка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.

Литература:

  1. Албу З. Воспитываем бережливых //Дошкольное воспитание.1989-№6.
  2. Кларина Л.М Экономика и экология для малышей //Обруч. -1997-№4.
  3. Кларина Л.М Уроки гнома Эконома и феи Экологии. – М.: Вита-пресса,1995.
  4. Катюсова И.М Лукянова Р.С Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей Н.Новгород,1994.
  5. Липсиц И.В Удивительные приключения в стране «Экономика». – М.: Триада,1992.
  6. Меньшикова О.И. Попова Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким. –М.1994. Выпуск 1-4.
  7. Шабельник Е.С, Рубе В.А. Зачем нужны налоги. – М.: Вита-пресса,2000
  8. Шатова А.Д. Программа «Дошкольник и экономика».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, финансовая грамотность, деньга, детский сад, знание, дошкольник, потребность, родитель, товар, экономическое воспитание дошкольников.


Ключевые слова

развитие, дошкольное образование, экономические знания

Похожие статьи

Формирование основ экономического воспитания...

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных...

Базисные экономические представления детей как...

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью

И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован...

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание дошкольников. Автор: Люнгрин Ольга Евгеньевна.

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка.

При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам...

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

Возможности экономического воспитания в становлении...

Возможности экономического воспитания в становлении позитивной социализации детей дошкольного

Дети видят, что можно экономить деньги, собирая семена с растений, а не

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления...

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Формирование экономических представлений у младших...

- определять источники удовлетворения различных потребностей; - пользоваться деньгами

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Формирование экономического мышления у подростков

Обсуждение экономических вопросов и ознакомление с деньгами. Часто ли твои родители разговаривают с тобой на экономические темы

Считают ли твои родители, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль? 35%. Считают ли твои родители ли...

Похожие статьи

Формирование основ экономического воспитания...

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных...

Базисные экономические представления детей как...

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью

И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован...

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание дошкольников. Автор: Люнгрин Ольга Евгеньевна.

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка.

При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам...

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

Возможности экономического воспитания в становлении...

Возможности экономического воспитания в становлении позитивной социализации детей дошкольного

Дети видят, что можно экономить деньги, собирая семена с растений, а не

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления...

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Формирование экономических представлений у младших...

- определять источники удовлетворения различных потребностей; - пользоваться деньгами

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Формирование экономического мышления у подростков

Обсуждение экономических вопросов и ознакомление с деньгами. Часто ли твои родители разговаривают с тобой на экономические темы

Считают ли твои родители, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль? 35%. Считают ли твои родители ли...

Задать вопрос