Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 10532 раза

Библиографическое описание:

Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / О. Е. Люнгрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 20.04.2024).



Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать».

Главной целью экономики для дошкольников является формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями.

Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку, лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Основной задачей родителей и воспитателей является, донесение до ребёнка информации и умении правильно ей пользоваться. Процесс экономического воспитания может осуществляться разными формами. Ведущей формой обучение в дошкольном возрасте является игровая деятельность. «Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский.) Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

В игре, у ребёнка раскрываются творческие способности, индивидуальность. В ходе игры он закрепляет, знания, которые получил на занятиях, экскурсиях, во время бесед, чтения художественной литературы. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, осознаёт своё «я» и определяет своё место в системе общественных отношений. Игра помогает воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

В игре ребёнок моделирует жизненные ситуации, через игру, происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности.

При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания в вести в мир вещей, предметов и взаимоотношений.

Экономические знания придают социальную направленность, что позволит ребёнку впоследствии, выстраивать правильную линию собственного поведения, способом зарабатывания и разумному использованию. Благоприятные, комфортные условия, созданные в группе позволяют каждому ребенку реализовать свои способности.

Работу по знакомству детей с экономикой делю на четыре блока:

1 блок «Семья» (семейная экономика)

2 блок «Потребности и возможности»

3 блок «Деньги и цена».

4 блок «Мой город, моя страна».

В первый блок входят дидактические игры «Расходы семьи», «Кому что нужно для работы», «Сюжетно ролевые игры «Почта», «Супермаркет», «Ателье»

Второй блок — «На что расходуем деньги», сюжетно ролевые игры «Кафе Вкусняшка», «Аптека», «Магазин»

Третий блок — «Для чего нужны деньги», «Что быстрее купят», «Дороже — дешевле»

Четвёртый блок — «Производство товаров нашего округа и страны», «Маршрут товара», направлен на показ взаимосвязи производства и потребление товара, услуг в сфере обслуживания, воспитание уважения к труду людей.

Работая с дошкольниками, пришла к выводу, что работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки забывает выключить или до конца закрыть кран с водой надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги.

У каждого из детей на шкафчике имеется кармашек, где лежат деньги- фишки у каждого их одинаковое количество. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.

Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры.

Уже в младшей группе знакомство с экономикой начинается с сюжетно ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Роль продавца беру на себя и показываю, как правильно нужно разговаривать с покупателем используя в своей речи слова деньги, товар. Показываю отношения между продавцом и покупателем. Аналогично происходит, знакомство с профессией врача, водителя автобуса. Каждое движение проговаривается.

В средней группе роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — воспитатель. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продуты которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке — покупают лекарство за деньги-фишки. Использую настольно-дидактические игры «Кому что нужно»

В старших группах на стене вывешиваю карту мира по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. Выстраивают план своей поездки (на чём поедут, какие вещи им необходимо взять с собой, что хотели бы посетить в данной стране, городе).

С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая- маленькая, доход- расход, экспорт- импорт, много-мало. Кроме игр с детям предлагаю разобрать разные ситуации, отгадывать загадки, решить кроссворды.

Во время экскурсии в разные магазины дети узнают новые понятия касса, продавец работающий на кассе называется кассир, витрина, товар. Обращаю внимание детей, как оформлены витрины, рассматриваем товар, предлагаю сделать покупку. В группе анализируем зачем и почему он приобрёл этот товар. В качестве домашнего задания детям, вместе с родителями предлагается, сделать рекламу купленного товара.

Очень интересно проходят совместные беседы где родители рассказывают о своей профессии, как оплачивается их труд. Дети начинают понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. У детей формируется понятие о семей ном бюджете, доходах и расходах. Чуть позднее к ним приходит понимание, что многое с чем они сталкиваются в жизни, создаётся людьми разных профессий.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Дети учатся находить связь профессиями и результатами труда, выстраивать производственные цепочки, например: откуда пришёл хлеб вспахали поле, посеять зерно, вырастить, собрать урожай, смолотить, перевезти расфасовать, доставить на пекарню, замесить тесто, испечь хлеб. Таким образом ребёнок осваивает тему профессии, устанавливает количество закономерностей.

Обобщить и систематизировать знания помогают Викторины, игры-развлечения, Что?, Где?, Почём?

Большие воспитательные возможности содержат произведения художественной детской литературы. Сказки способствуют воспитанию и уважению к труду взрослых, учат бережливости, расчётливости. Во многих сказках можно найти экономическое содержание. Сказка расширяет представления о мире людей, взаимоотношениях, пробуждает фантазию, учит мысленно представлять воображаемую ситуацию.

Большое влияние на ребёнка имеет телевизионная реклама. В разделе «Рекламы» дети с интересом рисуют рекламные плакаты, придумывают телерекламу, используя в ней героев сказок «Айболит». Он приглашает прийти обследоваться или приобрести лекарство. «Карлсон» рекламирует своё любимое варенье. «Красная шапочка» пирожное.

Обогащается словарный запас во время отгадывания экономических загадок, происходит понимание пословиц «Копейка –рубль бережет», «Сто раз отмерь-один отрежь»

Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения.

Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения

Поэтому образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, тогда полученные знания ребёнком в дошкольном возрасте останутся в памяти на долго. Впоследствии он сможет умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Основные термины (генерируются автоматически): линию собственного поведения, дошкольном возрасте, духовный мир ребёнка, словарный запас, духовную основу ребёнка, ролевые игры, экономического воспитания, социального развития ребёнка, видах деятельности ребёнка, окружающий мир духовных, младшей группе знакомство, игры дошкольника легче, ролевые игры «Кафе, воображаемой социальной жизни, дидактические игры «Расходы, современными рыночными отношениями, настольно-дидактические игры «Кому, «экономическую рыбалку» ребёнок, речи слова деньги, Главной целью экономики.


Похожие статьи

Базисные экономические представления детей как...

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности.

Организация дидактической игровой деятельности...

Подвижные игры, свойственные детям любого возраста, также широко используются в обучении.

«Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Использование дидактических игр как средства развития...

Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь...

Формирование экономических представлений у детей...

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью является игра.

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется — ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой (воображаемой) ситуации [4, с.200].

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Играведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

...между людьми: взрослый — ребёнок, взрослый — взрослый, ребёнокребёнок, ребёнок — взрослый, в игровой, воображаемой ситуации.

- Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая...

Похожие статьи

Базисные экономические представления детей как...

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности.

Организация дидактической игровой деятельности...

Подвижные игры, свойственные детям любого возраста, также широко используются в обучении.

«Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Использование дидактических игр как средства развития...

Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь...

Формирование экономических представлений у детей...

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью является игра.

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется — ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой (воображаемой) ситуации [4, с.200].

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Играведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

...между людьми: взрослый — ребёнок, взрослый — взрослый, ребёнокребёнок, ребёнок — взрослый, в игровой, воображаемой ситуации.

- Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая...

Задать вопрос