Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.07.2018

Статья просмотрена: 866 раз

Библиографическое описание:

Пузанова, Е. В. Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников / Е. В. Пузанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3503/ (дата обращения: 25.04.2024).



С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые обеспечивают учащемуся «умение учиться», формируют способность саморазвития и самосовершенствования личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков . Но все, с чем придет ребенок в школу закладывается в дошкольном детстве. А значит нужно использовать все механизмы, которые нам предоставляет природа, для того чтобы заложить фундамент будущих достижений. Универсальные учебные действия формируются в младшей школе, но предпосылки к ним, как базу мы развиваем в старшем дошкольном возрасте. Одним из эффективных средств для этого служит ведущая деятельность дошкольника — игра. А значит формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий-важная задача для взрослых, которые работают с дошкольниками. Интеллектуальные игры мы рассмотрим плане формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий, хотя они могут быть рассмотрены как «мультиэффективное» средство для формирования предпосылок любых универсальных учебных действий. Надеюсь, материал заинтересует воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: ребенок, игра, умение, действие, формирование предпосылок, дошкольное детство

Целевые ориентиры модели дошкольного образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании», Федеральных государственных общеобразовательных стандартах (ФГОС). Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главе угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения.

Разработчики, представили планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования — выделили, девять основных интегративных качеств, которые можно отнести к личностной, физической и интеллектуальной сферам развития ребенка. В ряду этих интегративных качеств важное место занимает освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск, как основа познавательных универсальных действий становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение в современном мире может рассматриваться не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы работников науки, а как важная характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой деятельности. И даже шире-как стиль современного человека. Поэтому познавательные УУД и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Часто, дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму и определенному набору умений и навыков. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое, т. е. соблюдать определенные правила, а, если говорить еще точнее обладают универсальными учебными действиями, которые формируются в детстве на основе исследовательского поведения дошколят. По данным физиологов у дошкольников категория новизны связана прежде всего с эмоциональностью, а не с информативностью. Для них первична не «информация», а «отношение» к ней. Дошкольник воспринимает окружающий мир через чувство, на уровне образов, в целом его мышление в значительной степени интуитивно. Поэтому для дошкольников важен не столько результат деятельности, как сам процесс и способ познания, он должен быть привлекательным, вызывать положительные эмоции.

Практически все психические функции, сенситивные периоды которых приходятся на дошкольное детство –прерогатива правого полушария. Считается, что все дошколята- правополушарники. Поэтому логично в этот период сделать акцент именно на развитии функций, за которые условно оно отвечает. Функция правого полушария-работа с непознанным. Вот почему малышня так любознательна! Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление. Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди. Вообще-то это о раннем обучении!! Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался развитием интеллекта у детей высказывал очень интересную мысль: «Развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие, а развивая правое, мы развиваем весь мозг».

Доказано, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеет ничего общего с готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе — это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре, что абсолютно подходит дошкольнику-правополушарнику.

В дошкольном возрасте идет активное развитие органов чувств. В этом промежутке активизируются речевые, сенсорные, социальные и двигательные способности. И ведущей деятельностью этапа является игра. Как известно, младший школьный возраст — это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), следовательно, этот возраст является сенситивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Как же дошкольнику плавно и успешно сменить позицию беззаботного «детсадовца» на ответственного и работоспособного ученика через пару лет?

Выдающийся психолог Выготский Л. С. ввел термин «зона ближайшего развития», которая определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием, его компетенцией. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает»

И, если следовать логике, то в дошкольном детстве необходимо создать условия для раскрытия этих почек, т. е создать предпосылки для успешного формирования универсальных учебных действий, которые необходимы для успешности ребенка в школе.

Предпосылками познавательных УУД являются:

‒ навыки сформированности сенсорных эталонов;

‒ ориентировка в пространстве и времени;

‒ умение применять правила и пользоваться инструкциями;

‒ умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

‒ умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

‒ умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

‒ умение выделять существенные признаки объектов;

‒ умение устанавливать аналогии на предметном материале;

‒ умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. );

‒ умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

‒ умение производить анализ и синтез объектов;

‒ умение устанавливать причинно-следственные связи.

‒ ориентировка в пространстве и времени;

‒ умение применять правила и пользоваться инструкциями;

‒ умение ориентироваться в книге;

‒ умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

‒ умение находить нужную страницу;

‒ умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

‒ умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п. );

‒ умение пользоваться простейшими инструментами.

В раннем детстве ребенок необычайно активен и любознателен. Но взрослые, подчас, рассматривают это, как неудобство или, хуже того, ненормальность. В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

Человек с первого дня рождения взаимодействует со средой посредством реагирования на различные ситуации. Это важно в жизни любого живого организма, и в первую очередь человека, очень важно и автоматизированное, стереотипное реагирование, и гибкое, поисковое, ориентированное на открытие новых способов взаимодействия со средой. И тот, и другой типы реагирования занимают большое место в повседневном поведении человека, взаимно дополняя друг друга.

Значимость автоматизированного типа реагирования объясняется тем, что любой живой организм постоянно сталкивается с большим количеством стандартных ситуаций. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Примечательно, что он может быть ориентирован в двух направлениях: а) на изменение самой проблемной ситуации или б) своего отношения к ней. Этот механизм и лежит в основе исследовательского поведения ученого и познавательной активности малыша. Его функционирование необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в сложном, динамичном, непрерывно меняющемся мире.

Отметим сразу, что утверждение о существовании биологических корней поисковой активности подтверждено экспериментально, а потому признано и биологией, и психологией, и никем не подвергается сомнению. Главное качественное отличие человеческого исследовательского поведения от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у него проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве. Творчество человека выступает в качестве наиболее яркого проявления его исследовательского поведения. Причем исследовательский, творческий поиск для человека важен, по меньшей мере, с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном и образовательном планах особенно важно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности. Это легко объяснимо: потребность должна тем или иным способом удовлетворяться.

Таким образом, исследовательское поведение и познавательная активность может и должны быть использованы педагогом в формировании предпосылок познавательных универсальных учебных действий.

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлена работа педагога в детском саду.

Неоспоримый факт, что решающий фактор развития и формирования познавательной активности — это общение ребенка с взрослым человеком- педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой — способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Как использовать педагогу богатый потенциал различных интеллектуальных игр для формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий? Игра — естественная и благоприятная среда для детей. Она развивает их внимание, память, мышление, способствует навыкам общения. Толковый словарь В. И. Даля дает такое объяснение игре: действие, забава, установленная по правилам. Играть — тешиться, веселиться. Перевод с древнерусского выделяет смысл каждой буквы:

«И» — соединение.

«Г» — движение.

«Ра» — солнечный свет.

Таким образом, «игра» — соединение желания и действия в устремленности к лучшему. В культурологическом словаре, игра определяется какодин из свободных видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра — прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивиду как биологическая функция. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Наверное, это достаточно говорит о значимости игры, как человеческой деятельности.

Если говорить об игре, как источнике развития для дошкольников, то она способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. А знаете, что еще интересно и я бы сказала символично, что «школа» в переводе с греческого означает «отдых, досуг». Как вам такое?

Каким же образом решить задачу- сформировать предпосылки познавательных УУД и сделать процесс максимально эмоциональным, а не информативным, как не подавить интуицию ребенка, как поддержать высокий интерес в интеллектуальной работе.

Убеждена, что это можно сделать на основе интеллектуальных игр, где ребенок не изучает аспекты логического мышления на понятийном уровне, а усваивает их в игре, в реально-практических действиях, опираясь на свою интуицию. Кроме того, вектор всех заданий, обычно –через чувство к мысли. Используются сказочные герои, волшебные ситуации, юмор. Данный вид игр, основывается на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Любая интеллектуальная игра дает огромные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков.

При проведении игр стоит придерживаться следующих методических принципов:

  1. Правила игры должны быть максимально понятными.
  2. Материал игры соответствовать возрасту детей.
  3. Используемая наглядность эстетично оформлена.
  4. Игра интересна тогда, когда задействованы все дети. Очередь в игре скучна гасит интерес.
  5. Подведение результатов игры должно быть интересным и продуктивным для всех.

Важно, что интеллектуальные игры это не только средство формирования предпосылок к познавательным УУД. Они решают задачу формирования предпосылок личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Загадки — универсальное средство развития ребенка-дошкольника. Потому что весь мир вокруг него наполнен ими: загадки слов, чисел, пространства, рисунков, схем…А ребенок природой создан для поиска ответов на свои вопросы. Загадки придуманы и используются так давно, что люди, вряд ли узнают когда-нибудь, зачем их придумали: то ли скрывать информацию, то ли учить уму-разуму своих детей, то ли проявить свой поэтический дар. Но одно бесспорно-загадка бесценна для развития многих психических качеств. Кроме того, загадка несет эмоциональный заряд наряду с информативным, что полностью отвечает нашей задаче. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Кроссворд — я отношу к разновидности загадок со словами. Причем здесь даже не важно умеют ли дети читать. Главная их задача-разгадать. А потом уже с помощью взрослого вписать в структуру кроссворда. Попутно, дети умеющие читать тренируются в записи слова, грамотности, если хотите. А те, кто уровнем пониже, формируют образ буквы и ассоциируют его с определенным звуком и запоминают образ слова. Наибольший интерес вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, выдумки.

Ребус — игра, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. Чтобы прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Очень увлекательная игра. Важно просто подобрать материал, соответствующий возрасту детей.

Логико-малыш — это планшет с карточками, на которых очень интересные задания. Работать с планшетом можно индивидуально, в парах, командах. Причем каждый ребенок может делать свое задание с собственной скоростью. Просто быстрые сделают все 6 и попросят «добавку», а вдумчивые сделают 3. Комплекты карточек разработаны по разным тематикам и для разного возраста. В каждом комплекте карточек есть методические рекомендации с пояснениями. Результат, к которому придёт ребенок, будет всегда его личным достижением, его индивидуальным осмыслением задания, а не запрограммированным заранее. Допускается и приветствуется творческий подход к выполнению заданий. Для работы с планшетом «Логико-малыш» не нужны ни карандаши, ни тетради, также не являются обязательными четкие инструкции по выполнению задания. Достаточно однажды объяснить ребенку алгоритм действий, чтобы после этого дети сами могли ставить перед собой задачу, находить решение. Можно не бояться ошибиться. Кроме того, пособие «самопроверяющееся», т. е. для проверки достаточно перевернуть карточку. Использование в работе воспитателя планшета «Логико-Малыш» позволяет решить многие задачи формирования предпосылок познавательных УУД.

Блоки Дьенеша — многофункциональное пособие, которое очень здорово помогает решать задачу формирования предпосылок познавательных УУД. Причем использовать его можно с детками даже раннего возраста. Автор этого пособия Золтан Дьенеш — это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Использование пособия позволяет решить следующие задачи:

‒ познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины;

‒ формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации);

‒ способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;

‒ развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления;

‒ развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам;

‒ развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;

‒ воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

«Палитра» представляет собой индивидуальное раздаточное пособие. Это Круглая деревянная доска и 7 пар фишек круглой формы: обычные и с дырочками. Раздается палитра каждому ребенку. В комплект так же входит набор тематических карточек. Карточки каждого набора разноуровневые. Дошкольники довольно легко овладевают методом работы с пособием. Один раз поняв, как работать с данным пособием, ребенок запоминает это навсегда и может обучить этому и других. Пособие также самопроверяемое. Дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое.

Здесь были представлены лишь некоторые яркие представители интеллектуальных игр, способствующие формированию предпосылок познавательных УУД. Самые первые игры для детей были созданы народной педагогикой. В наше время этим занимаются многие специалисты. Но, думаю, использование интеллектуальных игр в формировании позиции человека, умеющего и желающего познавать окружающий мир еще недооценено. Особенно это касается младшей, да и, пожалуй, старшей школы.

Таким образом, для формирования предпосылок учебной деятельности на дошкольной ступени образования можно рекомендовать:

‒ использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»;

‒ доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям;

‒ поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

‒ использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;

‒ адекватная оценка — развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать;

‒ запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр. ).

Формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действий и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; контроль.

Этот же путь дети должны пройти и при формировании универсальных учебных действий (УУД). Дошкольное детство — это первый этап. И от того, насколько он будет эффективен, содержателен, зависит успешное продвижение в дальнейшем.

Формирование фундамента для универсальных учебных действий школьника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках ведущей деятельности для дошкольника-в игре.

Литература:

  1. Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 22. 4.
  2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». М. Педагогика 1991г.
  3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд. , доп. и перераб. — М. : Национальный книжный центр, 2017. — 240 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher». )
  4. Савенков А. И. Путь к, одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. Питер, 2004г.
  5. Ломбина Т. Н. , Лукша В. Г. Рюкзачок с загадками, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
  6. Ж. Пиаже, Б. Инельдер Генезис элементарных логических структур, Москва, ЭКСМО, 2002
  7. Культурологический словарь, Издательство: Директ-Медиа, 2014
  8. Т. Г. Визель Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста, АСТ, Москва 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умение, игра, действие, формирование предпосылок, дошкольное детство, задача, исследовательское поведение, задача формирования предпосылок, правое полушарие.

Ключевые слова

игра, ребёнок, действие, умение, дошкольное детство, формирование предпосылок

Похожие статьи

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Психологические основы игры вдошкольный период. Дошкольное детство — это короткий, но очень

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных

Именно для их формирования этот возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития...

Формирование психологической готовности к школьному...

формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Задачи исследования: - охарактеризовать психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста

Уже в раннем детстве у ребенка формируется первичная Я-концепция, что «связано со становлением переживаний независимости своего Я, его...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период становления личности.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная педагогическая задача третьего этапа — формирование у детей умения строить и развивать сюжет игры развивать его.

Игрушка — это часть игры, это непременный спутник детства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Но во время игр формировала у детей умение произносить звукоподражания с разной силой голоса

Усложнение игры идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед

Одним из направлений работы является формирование у детей положительного...

Похожие статьи

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Психологические основы игры вдошкольный период. Дошкольное детство — это короткий, но очень

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных

Именно для их формирования этот возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития...

Формирование психологической готовности к школьному...

формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Задачи исследования: - охарактеризовать психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста

Уже в раннем детстве у ребенка формируется первичная Я-концепция, что «связано со становлением переживаний независимости своего Я, его...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период становления личности.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная педагогическая задача третьего этапа — формирование у детей умения строить и развивать сюжет игры развивать его.

Игрушка — это часть игры, это непременный спутник детства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Но во время игр формировала у детей умение произносить звукоподражания с разной силой голоса

Усложнение игры идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед

Одним из направлений работы является формирование у детей положительного...

Задать вопрос