Библиографическое описание:

Кубарева Л. А., Морозова Ю. В. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/archive/168/45493/ (дата обращения: 17.12.2017).



Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л. А.

Ребёнок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объём знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли? Извечный спор и проблема учителей школы и педагогов детского сада, тревога родителей. Как избежать этих споров, волнений, а порой и взаимных упрёков?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01.01.2014 г. направлен на решение следующих задач:

формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Аргументом в пользу необходимости подготовки детей ещё в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных умений служит всё возрастающее число первоклассников, неспособных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Стоит отметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что возраст от 3до 7 лет характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классно — урочную форму занятий, а также постоянный психологический контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей старшего дошкольного возраста.

Последние изменения в жизни современного общества и сделали актуальной задачу дифференцированного обучения детей в системе школьного образования и постепенной подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. В чем же появляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6–7 -летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально — волевую её формы. Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную готовность.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением. Следует отметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления прямо зависят от степени зрелости головного мозга и, в первую очередь, от степени зрелости лобных долей.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

 У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Необходимо помнить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

 Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

 При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

 Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

 Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.

 Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, занятия лепкой, аппликацией, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

 Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Самое главное, у детей должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает определенную ступень развития различных сторон личности ребенка. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнить все обязанности школьника, он должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и иметь достаточный запас представления, но и должен обладать известной направленностью личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении разработаны занятия, активно использующиеся по формированию психологической готовности к школьному обучению.

Цель занятий:

 формирование компонентов школьной готовности:

— интеллектуальной,

—мотивационной,

—волевой,

— психомоторной,

—коммуникативной.

Цель реализуется через решение таких задач:

 формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

 развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

 формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

 развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

 развитие волевых компонентов: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

 развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения

 видеть мир глазами другого человека — коммуникативная готовность

 развитию логического и образного мышления дошкольника;

 развитию мелкой моторики — психомоторная готовность; внимания, памяти.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25–30 минут в подгруппах по 10 -12 детей.

Курс обучения рассчитан на 1 год.

Содержание курса

1. Приветствие.

2. Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга)

3. Развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи.

4. Развитие психомоторной готовности к школе (графический диктант, задания на листах). Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»).

5. Развитие творческого воображения.

6. Ритуал прощания.

Пример разработанных занятий по формированию психологической готовности к школьному обучению.

Занятие №1.

1. Ритуал начала занятий. Упражнение «Пожми друг другу руку».

Цель: настроиться на совместную деятельность, общение, развитие тактильных ощущений, эмпатии.

2. Кинезиологическая гимнастика «Кнопки мозга».

Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом.

1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

2.Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем руки массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.

3. Поменяйте руки и повторите упражнение.

3. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитывается, с установкой на запоминание 10 одно –и двусложных слов:

Книга луна звон мед вода

окно лед день гром брат

4. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед.

Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони).

Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

5. Упражнение на развитие координации движений играфических навыков.

Рисовать в тетради круги, квадраты, треугольники одновременно обеими руками:

левой рукой правой рукой.

6. Припоминание 10 слов из упражнения №1.

7. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

8. Упражнения на развитие логического мышления.

Словесная игра «Концовки».

— Если жираф выше тигра, значит тигр…

— Если слон тяжелее зебры, значит зебра…

— Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица…

— Если лев сильнее черепахи, значит черепаха…

— Если гепард бегает быстрее черепахи, значит черепаха…

Словесная игра «Кто больше?»

Какое животное больше собаки?

Как только ребенок называет кто больше, взрослый называет свое животное еще больше, потом ребенок по очереди.

9. Ритуал окончания занятия. «Комплименты». Упражнение на развитие эмпатии друг к другу. Похвали своего соседа, скажи ему что-нибудь приятное.

Занятие №2.

1. Ритуал начала занятия. Упражнение «Пожми друг другу руку»

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске. Время для запоминания 20 сек.

Воспроизвести символы в блокноте по памяти. Записи убрать.

3. Дыхательные упражнения см. Занятие №1.

4. Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений играфических навыков.

Задание:

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради геометрические фигуры, начиная с разных точек:

Левая рука правая рука.

5. Припоминание символов (см. упр.1)— записать втетради.

Результаты сравнить с записями в блокноте.

6. Упражнения на развитие логического мышления.

Словесная игра «Родственники».

— Елка родственница ежа, потому что…

— Клубок — родственница ежа, потому что…

— Медведь родственник ежа, потому что…

— Енот — родственник ежа, потому что…

Словесная игра «Без чего не может быть?»

«Без чего не может быть собака (без кости, конуры, шерсти, хозяина и т. д.), лошадь, корова, кошка, коза и т. д.

7. Игра «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

8. Ритуал окончания занятия.

Литература:

  1. ФГОС ДО от 01.01.2014 г.
  2. Ильина М. Н.. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения, тесты»., С-П, 1999.
  3. Безруких М. М. Ступеньки к школе» книга для педагогов и родителей, М «Дрофа» 2010
  4. Л. А. Венгер «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. «Знание» 1994г.
  5. С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» М. 1998г.
  6. Горячев А. В., Информатика «Всё по полочкам» «Школа 2100», -М., 2004.
  7. Гаврилина С. Е. «Учимся считать», -М., 2005.
  8. Парамонова Л. Г. «Подготовка к школе. Речь, письмо, математика». -С-П, 1999.
  9. Петерсон Л. Г. Игралочка»,- М., 2004. «Школа 2100».
  10. Петерсон Л.Г «Раз ступенька, два ступенька»,- М. 2001. «Школа 2100».
Основные термины (генерируются автоматически): школьному обучению, ребенок должен, учебной деятельности, Психологическая готовность, «Школа 2100», родственник ежа, родственница ежа, объём знаний должен, школьному обучению дети, психологической готовности ребенка, возраста ребенка родители, определенный уровень, окончания занятия, эффективную интеллектуальную готовность, школе ребёнок, Правильная подготовка ребенка, сторон личности ребенка, подготовки дошкольников, степени зрелости, начальной школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос