Особенности функционирования уступительных конструкций в научном тексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Цао, Лина. Особенности функционирования уступительных конструкций в научном тексте / Лина Цао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79360/ (дата обращения: 21.04.2021).



В настоящей работе проанализированы функции типичных средств выражения уступительных отношений в научном стиле речи и определены их роли. Источниками для отбора материала исследования являются статьи по лингвистике, литературоведению, страноведению, методике преподавания русского языка и литературы, опубликованные в российском журнале «Мир русского слова» в период с 2011 по 2020 гг.

Ключевые слова: функциональная грамматика, уступительные конструкции, научный стиль речи, функция.

Taking into account the fact that in the scientific style of speech, far from all the ways of expressing concessional relations available in the Russian language are used. This paper will analyze the functions of typical means of expressing concessions in the scientific style of speech and define their roles. The sources for the selection of research material are articles on linguistics, literary studies, regional studies, methods of teaching the Russian language and literature, published in the Russian journal «World of the Russian Word» in the period from 2011 to 2020.

Keywords: functional grammar, concessive constructions, scientific speech style, function.

По словам Л. В. Щербы, когда речь идет о единицах строя языка, обычно мы обращаем внимание прежде всего на грамматические формы слова и синтаксические конструкции [Щерба, 1928]. Как считает А. В. Бондарко, цель функционально-грамматического исследования заключается в том, чтобы «раскрыть особого рода систему, существующую на этом уровне», — систему взаимодействия грамматической формы, лексики и контекста, систему закономерностей и правил функционирования языковых средств, служащих для передачи смысла высказывания [Бондарко, 2001, с. 10].

В современной русистике уступка рассматривается в качестве характерного явления для научного текста, так как никакая научная аргументация не может иметь места без уступки, то есть без частичного признания справедливости противоположной точки зрения. Таким образом особую значимость средства выражения уступительных отношений имеют именно в научном тексте в ходе аргументации собственной точки зрения. Изучение их типичных функций является огромным значимым.

Как А. Э. Левицкий пишет: «мы трактуем функцию как многогранное явление, включающее в себя: потенциальную способность номинативной единицы выполнять определенную роль в высказывании; реализацию данной способности в конкретном акте коммуникации; обобщенное значение формы, конструкции и даже позиции номинативной единицы в высказывании; позицию единицы в составе речевой конструкции; отношение между единицами языка в высказывании» [Левицкий 2010: 31]. Таким образом, с точки зрения А. Э. Левицкого, у каждой языковой единицы имеются разные типы функций.

Рассмотрим более подробно многообразные функции типичных средств выражения уступительных отношений в разных видах научных статьях, в том числе в текстах по лингвистике, лингвокультурологии, литературоведению и методике.

Фрагмент 1: Сточки зрения языка не только переводы, но и оригинал повести представляется малоисследованным, хотя используемые в тексте грамматические конструкции и дискурсивные маркеры заслуживают не меньше внимания, чем сюжет, композиция и система художественных образов. (Мир русского слова. 2017. № 2. С. 59).

В данном фрагменте основные средство связи — союз «хотя» , выражающий реально-уступительное значение. Реальным фактом является то, что используемыевтексте грамматические конструкции и дискурсивные маркеры заслуживают больше внимания, чем сюжет, композиция и система художественных образов, фактическим следствием является то, что переводы и оригинал повести представляются малоисследованными. Автор имплицитно передает информацию и выражает свое мнение. В таком случае союз «хотя» придает предложению функционально-прагматическую направленность, в нем выражается семантика субъективного отношения, он также обладает отчасти образностью.

Фрагмент 2: Дружеские отношения связывали его и с Шаляпиным. В одном из разговоров со мной отец как-то обмолвился, что хотя он и любит рассказывать и слушают его с большим интересом, но бывали случаи, когда он сам не открывал рта и только следил с восхищением за рассказчиком, боясь перебить его репликой. Таким рассказчиком был великий артист Ф. И. Шаляпин, с которым отец поддерживал дружеские отношения в первые годы революции и вел некоторое время переписку». (Мир русского слова. 2018. № 2. С. 66).

Вышенаписанный фрагмент приведен из литературного произведения, союз «хотя» выполняет функцию связи в зависимой части, придаточное предложение отвечает на вопросы: несмотря на что? В данном контексте писатель нам рассказал, что его отец очень любил рассказывать, но иногда все-таки не открывал рта и молчал с восхищением. Видимо, в данном фрагменте с помощью уступительного союза «хотя» отражаются отношения и чувство героя к третьему лицу, в какой-то мере это увеличивает эстетичность речи в литературных произведениях, и именно в этом заключается экспрессивная функция.

Фрагмент 3: Метафорическое моделирование действительности, имеющее глубокие исторические корни и в своём изучении получившее значительное развитие в последние десятилетия, по существу сформировалось в качестве нового научного направления, несмотря на нерешённость ряда проблем, в том числе и отсутствия единой базы классификаций, единых принципов дифференциаций конкретных моделей. (Мир русского слова. 2012. № 1. С. 17).

Данный фрагмент выбран из лингвистической статьи, которая посвящена метафоре семантической сферы «природа» в аспекте антропоцентризма. Здесь рассматриваемое словосочетание «несмотря на нерешённость ряда проблем» не вызывает никаких зрительных ассоциаций, а представляет собой добавочное уступительное действие вопреки развитию метафорического моделирования действительности. Конструкция с предлогом «несмотря на» может находиться в начале предложения, она создает ткань предложения и текста, участвует в их построении.

Фрагмент 4: Студенты в возрасте от 16 до 25 лет могут устроиться на неполный рабочий день в социальную службу и найти работу в сфере охраны окружающей среды, гуманитарной помощи, культурного досуга, спорта или программы «Образование для всех». Несмотря на то, что эти проекты считаются волонтерскими, участники проектов получают около 600 евро в месяц в качестве вознаграждения. Иностранные студенты имеют право работать до 20 часов в неделю (или до 964 часов в год), что составляет около 60 % рабочего времени самих французов. (Мир русского слова. 2019. № 4. С. 83).

Данный пример извлечен из статьи по методике преподавания русского языка как иностранного, в которой рассматривается опыт социокультурной адаптации иностранных студентов в России, Германии и Франции. В нем используется сложный союз «несмотря на то, что», который считается составным подчинительным союзом для присоединения придаточных частей СПП. Здесь он используется для приведения дополнительной аргументации вышесказанного явления: хотя в принципе вышесказанные проекты считаются волонтерскими, но на самом деле они получают определенное количество зарплаты . При этом использование союза «несмотря на то, что» придает тексту книжную стилистическую окраску.

Собранные примеры показывают, что уступительный союз «хотя» и уступительная конструкция с предлогом «несмотря на» используются в научных статьях по лингвистике, лингвокультурологии, литературоведению и методике. Функции союза «хотя» и конструкции с предлогом «несмотря на» в научном стиле речи многообразны. Среди них наиболее значимыми являются следующие: стилистическая, смысловая, семантическая, текстообразующая и экспрессивная функции.

Литература:

  1. Бондарко А. В. Введение. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис / Отв. ред. А. В. Бондарко. Л.: «Наука», 1987. С. 5–39.
  2. Левицкий А. Э. Функциональный подход в современной лингвистике // Studia Linguistica. Выпуск 4. — 2010. — С. 31–38.
  3. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Русская речь. Новая серия. Л., 1928. II. С. 5–27.
Основные термины (генерируются автоматически): русское слово, научный стиль речи, фрагмент, метафорическое моделирование действительности, научный текст, номинативная единица, русский язык, типичное средство выражения, уступительный союз, экспрессивная функция.


Ключевые слова

функциональная грамматика, функция, уступительные конструкции, научный стиль речи
Задать вопрос