Особенности организации и проведения занятий по обучению плаванию лиц с ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 14.03.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Т. Н. Особенности организации и проведения занятий по обучению плаванию лиц с ДЦП / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79173/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье авторы рассматривают вопросы методики обучения плаванию лиц с ДЦП.

Ключевые слова : плавание, лица с ДЦП, особенности методики обучения

Плавание широко применяется в системе оздоровления, особое место занимает в системе реабилитации и адаптации лиц с ДЦП.

Воздействие водной среды на организм человека объясняется физическими и химическими свойствами воды: плотность, вязкость, сопротивление, температура, теплоемкость и теплопроводность. Состояние гидростатической невесомости тела в воде и ее выталкивающая подъемная сила создают облегченные условия для выполнения движений в воде — разгружая опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Плавание повышает функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшает чувство равновесия. Гемодинамика в воде имеет свои особенности из-за горизонтального положения тела, меньшей нагрузки из-за гидростатической невесомости, форсированного дыхания, отсутствия статического напряжения — все эти факторы облегчают регуляцию кровообращения при напряженной мышечной работе пловца. Занятия в воде повышают функциональные возможности дыхания за счет выполнения выдоха в более плотную среду (воду) и давления воды на грудную клетку при вдохе. Вода положительно влияет на нервную систему, стимулирует деятельность головного мозга, снимает умственное и физическое утомление, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. В процессе занятий плаванием формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности [2].

Всем категориям инвалидности свойственны наиболее типичные двигательные расстройства и деформации: слабость «мышечного корсета» и нарушения осанки, деформация стопы и позвоночника; гипокинезия, вынужденное снижение двигательной активности; нарушение координации движений, быстроты реакции, дифференцировки усилий, вестибулярного равновесия и устойчивости, расслабления и напряжения, ритма, темпа, что значительно снижает качество движения.

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух, глубокая чувствительность), судорожными припадками. Сочетания расстройств различны: при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства [3].

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляторной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, оказывают негативное воздействие на формирование психических функций и речи.

Формирование и проявление двигательных действий у детей с различными формами ДЦП имеют свои особенности. В первую очередь, возникают сложности с освоением главных навыков, необходимых для освоения навыка плавания — задержки дыхания на вдохе и выполнение выдоха в воду, а также выработки ритмичного дыхания при периодических погружениях в воду. Сначала выполняются обливания лица (3–4 раза с интервалом 5–10с). Первое погружение производят в момент задержки дыхания, сразу после обливания лица. В дальнейшем выполняют несколько погружений подряд (выдох-вдох на поверхности, затем погружение на 1–2с). Время погружения лица под воду постепенно увеличивается до 3-х секунд, но только в том случае, если кратковременные погружения (10–12 раз подряд) не вызывают напряжения.

Изучение подготовительных упражнений на освоение с водой идет одновременно с изучением простейших элементов техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые формируют равновесие тела в горизонтальном положении и тренируют умение напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для постановки рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела, особое внимание обращается на правильное положение головы, чтобы не нарушать горизонтальное положение тела. Скольжения на груди и на спине можно выполнять с использованием простейших плавательных движений руками без выноса их из воды. Выполнение выдохов в воду необходимо проводить после окончания любого упражнения и обязательно — в конце каждого занятия, это помогает совершенствовать дыхательную систему учеников.

Простейшие упражнения по освоению с водой (передвижения, погружения, лежание, скольжения) с детьми с церебральным параличом выполняются в воде с учетом тяжести физического и психического состояния ребенка. Со стороны тренера требуется повышенное внимание и контроль, владение различными видами поддержек и страховки. Так, например, у детей с двойной гемиплегией возможны резкие повороты головы, случайные погружения головы под воду. У детей с церебральным параличом лежание на груди с выпрямленным туловищем и конечностями вызывает значительные трудности из-за повышенной активности лабиринтного тонического рефлекса (голова наклоняется к груди, туловище сгибается, руки приводятся к груди, пальцы сжимаются в кулак, ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах с ротацией стоп внутрь). При удержании ученика в вертикальном положении тренер осуществляет поддержку головы (при свисании головы на грудь или слабых мышц шеи). Во время передвижения по дну тренер меняет положение тела ребенка (лицом, спиной, боком по направлению перемещения). При выполнении скольжений на спине или на боку обязательна поддержка головы ученика.

У лиц с диагнозом ДЦП возможны трудности с хватом руками бортика бассейна или плавательной доски, им необходима помощь и постоянный контроль тренера или помощника. Помощь тренера при освоении новых движений в воде заключается в активном разгибании спастически зажатых пальцев рук ребенка, пассивное сгибание-разгибание конечностей ученика.

При гемипаретической форме паралича рекомендовано выполнение упражнений с большей нагрузкой на пораженную конечность, для этого можно использовать лопатки, ласты, резиновые амортизаторы. Рекомендуемые способы плавания — кроль на спине и способ на боку. Плавание на груди является более сложным для освоения, так как выдох в воду затруднен в силу специфики дыхания у детей с ДЦП (сложности в управлении мышцами лица). При плавании на спине дыхание не должно вызывать трудности: сначала выполняется вдох, затем движение рукой (или обеими руками) и выдох. Плавание на боку позволяет максимально эффективно задействовать здоровые (с меньшей зоной поражения) конечности и избегать полного погружения лица в воду. При гиперкинетической форме паралича желательно выполнение упражнений в теплой воде (выше 30 0 С) [1].

Освоение новых движений у детей с поражениями опорно-двигательного аппарата требует значительно большего количества времени по сравнению со здоровыми сверстниками. В связи с этим каждое упражнение предварительно многократно отрабатывается на суше в различных вариациях: по частям, в медленном темпе, с помощью тренера, самостоятельно.

При отдельных формах ДЦП (спастическая диплегия) отмечается ассиметричный шейный тонический рефлекс, когда при повороте головы и глаз в правую (левую) сторону непроизвольно разгибается правая (левая) рука, что делает невозможным захват опоры или предмета. Напротив, при сгибании руки или захвате предмета голова немедленно отворачивается в противоположную сторону, и ребенок не видит захваченный предмет. Из-за данной особенности двигательных действий возможны трудности в воде при захвате опоры (бортика, плавательной доски).

У детей с церебральным параличом вызывает трудности согласование движений руками с дыханием. Как правило, движение руками выполняется на задержке дыхания, затем следует выдох-вдох. Важно делать акцент на паузе после выполнения движений руками, для этого тренер осуществляет поддержку за пояс. Часто при попытке выполнить незнакомое движение отмечается повышение тонуса мышц туловища и конечностей, не участвующих в движении (паратомия). Данное явление у страдающих церебральными параличами зависит от тяжести формы заболевания. Поэтому схему любого движения необходимо сначала осваивать пассивно. Особенностью двигательных действий детей с диагнозом ДЦП является недостаточное задействование пораженной конечности в работу (они как бы «забывают» про нее). При плавании на боку эффективной является помощь тренера в пассивном выполнении движения пораженной конечностью. При отработке движений «нижней» рукой тренер помогает выполнить гребок, контролирует положение головы, в момент скольжения помогает выпрямить руку и удержать ее у поверхности воды до завершения гребка ногами (полного смыкания ног). При разучивании движений «верхней» рукой («нижняя» рука при этом лежит на доске) тренер удерживает ладонь ученика и помогает выполнить правильное движение. Для лучшего ощущения опоры можно использовать небольшие лопатки.

Освоение спортивной техники брасса может быть затруднительно людям с диагнозом ДЦП, так как одной из особенностей поражения опорно-двигательного аппарата является ограничение подвижности в тазобедренных суставах. В случае сохранности двигательных функций верхних конечностей основной упор делается на гребок руками, акцент делается на симметричности и вовлечении в работу обеих конечностей. После вдоха следует погружение лица в воду и допустимо выполнение двух-трех гребков руками подряд, затем следует выдох-вдох. При ограниченной подвижности в тазобедренных и голеностопных суставах одновременные гребки руками можно сочетать с попеременными движениями ногами, как в кроле на груди или одновременными ударами стопами (как в способе дельфин).

При плавании брассом на спине руки одновременно проносятся над водой как можно ближе к телу, после вкладывания рук в воду следует гребок через стороны до касания ладонями бедер. При наличии контрактур или ограниченной подвижности в суставах у детей с диагнозом ДЦП пронос рук над водой может вызывать затруднения, поэтому лучше выполнять выведение рук под поверхностью воды, затем следует гребок руками до бедер.

При работе с инвалидами следует неукоснительно соблюдать доброжелательный стиль общения, спокойствие, выдержку, терпение, готовность к любой нештатной ситуации, конфликту (из-за непонимания, неустойчивого психологического состояния, разногласий и др.). Для лучшего запоминания упражнения применяют многократное повторение отдельных элементов, опираясь на слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.

Повседневное постоянство порядка и условий проведения занятий, поведения инструктора и его требований значительно упрощают организацию учебного процесса и повышают успешность обучения.

Литература:

  1. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль).
  2. Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2016. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  3. Шпак С. Л. Обучение плаванию детей с церебральным параличом. Учебно-методическое пособие / С. Л. Шпак — СПб.: ООИ Плавин, 2006. — 177 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, гребок руками, церебральный паралич, горизонтальное положение тела, опорно-двигательный аппарат, плавание, помощь тренера, пораженная конечность, ребенок, особое внимание.


Ключевые слова

плавание, особенности методики обучения, лица с ДЦП
Задать вопрос