ЛФК как метод консервативной терапии контрактур у детей с ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Л. Н. ЛФК как метод консервативной терапии контрактур у детей с ДЦП / Л. Н. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87456/ (дата обращения: 27.01.2022).



В нашей стране существует тенденция к росту заболеваний ЦНС и мышечно-костного аппарата у детей, что имеет не только медицинскую проблему, но и социально-экономическую. Существуют разные взгляды на лечение, реабилитацию детей с ДЦП, в данной статье рассматривается ЛФК как метод консервативной терапии контрактур у детей с ДЦП.

Ключевые слова: ДЦП, паралич, реабилитация, контрактуры, ЛФК.

По состоянию на 2020 год, более чем на 15 % увеличилось количество случаев детской инвалидности в Российской Федерации. Первое место среди нервных и двигательных патологий занимает ДЦП (детский церебральный паралич) [4].

Говоря о ДЦП, стоит отметить, что это не единое заболевание, а целая группа расстройств, которые возникают у плода еще до рождения ввиду повреждения определенных структур головного мозга ребенка. Можно выделить основные признаки, которые определяют у уже родившегося ребенка наличие ДЦП, такие как параличи (все возможные вариации) и парезы, нарушения тонуса мышц двигательного аппарата, нарушение речи и походки, а также очень заметны гиперкинезы. Частыми, но не определяющими симптомами, можно выделить наличие у ребенка умственной отсталости, эпилептиформных состояний и эпилепсии, а также снижение работоспособности основных органов чувств.

У детей, страдающих ДЦП, также часто можно заметить признаки нарушения правильной конфигурации двигательного и опорного аппарата, а именно искривления позвоночного столба (сколиоз, кифоскалиоз, гиперлордоз и т. д.), деформации в суставах нижних конечностей, чаще всего стопы, которые происходят в следствии мышечных параличей и парезов. Это все ведет к укорочению мышечного слоя и как следствие появляется неправильная походка, искривление осанки и страдает поза ребенка как при сидении, так и при ходьбе [2].

После постановки диагноза ДЦП физическую реабилитацию необходимо начать как можно раньше. Согласно статистическим исследованиям, комплексные методики восстановления дают лучшие результаты при начале работы с детьми в младенческом возрасте и до трех лет [2]. Лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП необходима для предотвращения атрофических изменений в мышцах, правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Физическая реабилитация использует силовую нагрузку, а также координационные упражнения для достижения лечебных и профилактических целей в процессе реабилитации или восстановления основных принципов здоровья, а также физического состояния.

Специалисты рекомендуют ребенку с детским церебральным параличом любые виды физической активности (при отсутствии противопоказаний): длительные прогулки, плавание, активные игры с другими детьми, животными. В некоторых случаях необходим контроль медицинского персонала для правильного развития физической формы, формирование двигательных стереотипов.

Как говорилось выше, ДЦП ведет к сложным структурным изменениям в мышечно-костном аппарате ребенка, именно поэтому реабилитация должна быть, в первую очередь, направлена на восстановления основных утраченных ребенком функций.

Следует помнить, что чем раньше начать реабилитацию ребенка с ДЦП, тем более высокая вероятность восстановления всех физических функций организма с последующей адаптацией и возможностью к ведению нормальной социальной жизни ребенком. Стоит отметить, что все комплексы физической реабилитации для детей с ДЦП, в первую очередь, направлены на избежание ослабления и мышечной атрофии в связи с адинамией аппарата, которая ведет к формированию контрактур. Контрактуры, в свою очередь, приводят мышцы в состояние напряжения, делая их неспособными к движению, при этом патологическое положение сохраняется долгое время.

Контрактуры можно считать самым распространенным и опасным осложнением ДЦП у детей. Дети с ДЦП, у которых развились контрактуры, страдают ухудшением развития костно-мышечного аппарата, где, как следствие, происходит задержка роста. Это связано с тем, что мышцы растут медленнее и отстают в размере от костей. Контрактуры, в первую очередь, опасны тем, что ухудшают равновесие и ведут к утрате уже развитых ребенком навыков. Разрабатывая программу физической реабилитации, нужно учитывать, что она должна быть направлена на профилактику контрактур путем растягивания мышц, делая их более развитыми для дальнейших занятий [3].

Важным пунктом при формировании программы физической реабилитации для ребенка с ДЦП является построение программы таким образом, чтобы не только профилактически и лечебно влиять на контрактуры, но и способствовать правильному развитию моторики ребенка.

Одной из самых известных программ для профилактики контрактур является программа по методике Бобат-терапии, основная идея которой состоит в том, что рефлексы, которые не просто сохраняются у детей с ДЦП, а и усиливаются со временем, препятствуют совершению детьми контролируемых волевых движений.

При применении методики Бобат основной задачей реабилитолога является противодействие основным рефлексам (чаще всего врожденные хватательные рефлексы), которые блокируют возможность совершения контролируемых движений путем позиционирования, говоря точнее — путем придания телу правильного положения, которое необходимо для совершения определенных функций [2].

С возрастом акценты в реабилитации ребенка немного смещаются в сторону социальной адаптации. Сейчас основной задачей физической адаптации является формирование у ребенка с ДЦП основных навыков, которые будут помогать совершать коммуникацию и поддержат нормальную жизнедеятельность.

Самое важное, на что стоит обратить внимание — обучить ребенка выполнять самостоятельно все простейшие действия для обеспечения качества жизни, а именно: самостоятельно есть, надевать одежду, поддерживать личную гигиену. Если ребенок сможет самостоятельно ухаживать за собой в таких простых и обыденных вещах, тогда уход за ним значительно облегчиться, и ребенок сможет значительно повысить свою самоуверенность и самооценку, что также поможет ребенку с ДЦП в социализации.

Одним из важных методов в реабилитации детей с ДЦП является ЛФК. Основным методом при ЛФК выступает лечебная пассивная гимнастика. Пассивная гимнастика являет собой мануальную терапию, физические упражнения, закаливание и реабилитация трудовыми процессами [3].

Для ликвидации патологического процесса лечебная физкультура использует терапию, которая влияет на регуляторные механизмы и использует все возможные биологические пути воздействия для того, чтобы мобилизовать все приспособительные, компенсаторные и защитные механизмы.

Для достижения максимально положительных результатов в лечении, чтобы сделать тело гибким и ловким, подчинить его движению сознания, необходимо как можно раньше начать занятия по физической реабилитации с ребенком, у которого поставлен диагноз ДЦП. Также очень эффективными в борьбе с контрактурами и развитии нормальной двигательной активности является использование различного физкультурного приспособления, такого, как мячи, валики, ходунки, специальные тренажеры (например гравитрон).

Воздействие правильно поставленной лечебной физкультуры на организм ребенка переоценить невозможно. Кроме оздоровительного эффекта в целом, следует отметить следующие изменения: активизацию работы мышц и обменных процессов, укрепление тканей и органов, ускорение кровообращения, улучшение мозговой деятельности. [4] Однако подобающий эффект будет достигаться только при соблюдении основных принципов ЛФК для детей. Во-первых, упражнения следует выполнять регулярно, не допуская длительных перерывов. Второй принцип — постепенное увеличение нагрузки.

Основным методом влияния ЛФК на контрактуры и улучшение физического состояния ребенка является физическая нагрузка в различных формах, главный из которых лечебная гимнастика. Лечебная гимнастика подразумевает под собой индивидуально подобранные для каждого ребенка физические упражнения, соответствующие его возможностям. Чаще всего для лучшего восприятия и побуждения желания к выполнению реабилитолог использует игровые формы выполнения упражнения.

Важно учесть тот факт, что дети с ДЦП обладают меньшей физической силой, чем их сверстники, что ведет к более быстрой усталости при выполнении упражнений. Именно исходя из этого, стоит построить программу так, чтобы упражнения с высокой физической активностью гармонично чередовались с упражнениями с низкой активностью. Так у ребенка будет достаточно времени для отдыха, не нарушая принципов и улучшая прогресс. Также после ЛФК хорошей практикой будет отправить ребенка на массаж для улучшения лимфотока. Это в значительной мере повысит эффективность реабилитации. [2]

При ЛФК, как и говорилось выше, стоит индивидуально рассчитывать физическую нагрузку каждого ребенка. Это делается ввиду различия индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. В дальнейшем, когда мышечная основа укрепиться и будет планомерно развиваться, нагрузка будет увеличиваться. Но на начальном этапе целью лечебной физкультуры является получение нормальных поз ребенка, приведение в норму координации движений, сопротивлению гиперкинезам, а также обучение ребенка выполнять основные бытовые нужды.

Самыми эффективными являются упражнения, которые способствуют развитию координации, умению сохранить равновесие положения, упражнения для развития мимической мускулатуры, а также важное место занимают упражнения на сопротивление рефлекторной деятельности и контрактурам. Так как контрактуры, в первую очередь, повреждают дистальные части конечностей, где расположены мелкие суставы и мышцы, то рекомендуется особое внимание уделить упражнениям для кистей, пальцев, упражнениям по захвату мелких предметов, они также способствуют и улучшению координации ребенка, а также применяются упражнения на отведение нижних конечностей. При этом важно помнить о создании особых, облегченных, условий для выполнения детям с ДЦП [3].

Следует отметить, что, если у ребенка гиперкинетическая форма ДЦП, при ЛФК нужно ввести некоторые ограничения, для того чтобы избежать осложнений, которые эти упражнения могут повлечь за собой. К примеру — занятия на тренажерах, упражнения, которые включают в себя бег, прыжки, подъем тяжелых предметов и гантелей.

Причиной ограничения этих упражнений является повышение мышечного тонуса, к которому они ведут.

Часто занятия на тренажерах у детей с ДЦП могут привести к формированию еще больших контрактур в связи с тем, что ухудшается крово- и лимфоток и мышцы, можно сказать, «забиваются», при этом нарушается и координация движений ребенка и увеличивается мышечная усталость. Также увеличивается и спастическое напряжение мышц, что может привести к значительной мышечной боли и невозможности перейти в фазу расслабления, после фазы напряжения.

Учитывая все вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что использование тренажеров в процессе физической реабилитации ребенка с ДЦП является очень спорным вопросом, и использовать их или нет нужно определять конкретным индивидуальным случаем и возможностями ребенка.

Существует отдельная классификация упражнений, которые используются у детей с ДЦП для профилактики физической активности и контрактур [4]. Выглядит она следующим образом:

 Упражнения на растяжения — основной целью является снижение мышечного напряжения, развитие координации и диапазона движения ребенка.

 Упражнения способствующие развитию чувствительности мышц. Эти упражнения способствуют улучшению волевого контроля и самостоятельной регуляции движений и отдельных мышечных участков.

 Упражнения, направленные на физическую выносливость ребенка и поддержание эффективности функциональной активности органов. Данные упражнения способствуют расслаблению, устранению спазмов и судорог.

 Упражнения, направленные на сопротивление. Данная группа упражнений направлена на развитие мышечной силы путем постепенного увеличения нагрузки.

Важно при работе с детьми страдающими ДЦП учитывать их возраст и тяжесть заболевания, его форму и степень и при этом важно соблюдать систематичность в занятиях. Это так важно в связи с тем, что в процессе роста и развития ребенка с ДЦП увеличивается его рост и масса при этом нарастает отставание в физическом развитии ввиду нарастающей гиподинамии, снижается тонус мышц и способность к растяжению мышечного аппарата. Именно поэтому главное место в реабилитации и занимает массаж и ЛФК [1].

Следовательно, можно сказать, что ЛФК и массаж, как и остальные методы физической реабилитации, не только улучшают физическое состояние детей с ДЦП, но и способствуют их дальнейшей социализации, также укрепляют общее состояние организма.

Выводы

Физическая реабилитация детей с ДЦП является основным аспектом в исполнении элементарных навыков самообслуживания, улучшения жизнедеятельности и социализации в современном обществе.

Делая вывод, можно сказать, что не существует метода, который мог бы восстановить поврежденный мозг ребенка, но при постоянной работе вполне можно улучшить качество жизни и помочь в дальнейшей социализации ребенка.

Литература:

  1. Воробьева Н. А., Гросс Н. А., Морозов В. Н., Пономарева А. Г., Кривощапов М. В., Журбина А. Д. Изучение способов физической реабилитации при ДЦП (обзор литературы) // Вестник спортивной науки. 2019. № 6. С.55–62.
  2. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для студентов высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ / Ю. Г. Камскова, Д. А. Сарайкин, В. И. Павлова, Е. Л. Бачериков. Челябинск, Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 202 c.
  3. Рябова Е. В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: формы спастической диплегии и тетраплегии / Е. В. Рябова. М. Издательство ВЛАДОС, 2020. 316 с.
  4. Токарь Е. В. Лечебная физическая культура. Учебное пособие / Е. В. Токарь. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, физическая реабилитация, контрактура, детский церебральный паралич, лечебная гимнастика, лечебная физкультура, правильное развитие, физическая активность, физическая нагрузка.


Ключевые слова

реабилитация, ЛФК, ДЦП, паралич, контрактуры
Задать вопрос