В статье автор дает краткий обзор тому, что из себя представляют Общественные Советы в РФ, особенности и направления их деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан.
Ключевые слова: общественный совет, открытость государства, обращения граждан, диалог между гражданами и властью.
Как правило, когда мы начинаем изучать то или иное явление или предмет, мы всегда даем ему определение. Само название общественный совет при органе публичной власти рисует в воображении картину некоего собрания, члены которого, мудрые и уважаемые представители общества обсуждают насущные вопросы и проблемы, предлагают их решение и выбирают дальнейшие пути развития. Согласно ст. 13 Федерального Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах». Таким образом, Общественный Совет выступает важным связующим звеном между обществом и властью. [1]
Институт общественных советов в Российской Федерации получил свое широкое распространение в 2000-е годы. Это было связано с ростом заинтересованности государства во мнении населения, в выстраивании конструктивного диалога с ним. Можно выделить несколько основных направлений взаимодействия с помощью института Общественных Советов:
– экспертное (обращение за консультацией к экспертам по специальным вопросам);
– помощь и рекомендации при разработке законодательства, бюджетов;
– осуществление контрольной функции за деятельностью органов власти;
– содействие улучшению взаимодействия между обществом и властью.
Организация работы Общественного Совета, процесс его формирования и структура определяются Положением об Общественном Совете. Как правило, членами Общественных Советов становятся авторитетные люди, которые состоялись в различных сферах жизни таких как бизнес, наука, образование, медицина и т. д.
Рассмотрев определение и основные направления деятельности Общественных Советов, необходимо отметить то, что они являются не только связующим звеном между обществом и властью, но и также выступают триггером развития гражданского общества. Чем больше население вовлечено в диалог с государством, тем больше оно чувствует свою значимость и сопричастность ко всему, что происходит в стране. Таким образом можно сделать вывод о том, что одним из главных критериев деятельности Общественных советов является их открытость.
В качестве оценки эффективности деятельности Общественных Советов в Российской Федерации можно воспользоваться информацией из экспертного доклада «Открытость государства в России -2020», созданного при участии Счетной Палаты РФ совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений. Данный доклад представляет собой рейтинг открытости федеральных органов публичной власти, основанный на авторской экспертной методологии. Непосредственно Общественным Советам посвящен раздел 4.4. данного доклада, согласно которому «диалог и подотчетность — это ключевые принципы для осуществления общественными советами политики открытости». В качестве критериев открытости авторы выделяют следующее:
– информированность граждан о структуре Общественного Совета, о правилах его действия;
– информированность граждан о заседаниях Общественных Советов, его решениях;
– возможность участия граждан и экспертов в работе Общественных Советов;
– доступность обращения в Общественные Советы и к их членам;
– возможность граждан инициировать обсуждение значимых вопросов как на площадке Общественного Совета, так и в режиме онлайн. [2]
Авторы доклада «Открытость государства в России -2020» провели исследование непосредственно на деятельности Общественных Советов при федеральных органах исполнительной власти и одной из основных проблем выделили ограниченность возможности участия граждан в их работе. Причиной этого служит как раз несоблюдение названных ранее критериев открытости. Возникает вопрос, так каким образом достигнуть соблюдение критериев открытости деятельности Общественных Советов? Как повысить уровень вовлеченности граждан? Следует отметить особую роль в решении данных вопросов наличия Общественных Советов при органах местного самоуправления.
В российской муниципальной практике есть примеры общественных советов как общего профиля при главе или администрации муниципального образования, так и отраслевых при структурных подразделениях администрации. Среди отраслевых наиболее часто встречаются общественные советы в сфере благоустройства и ЖКХ. [4] Именно на местном уровне, гражданин может быстрее получить обратную связь, проявив гражданскую инициативу, в курсе большинства проблем и вопросов населенного пункта, где проживает, а также может оперативнее обратиться к членам Общественного совета или представителям органов местной власти, а порой и быть знаком с ними лично.
Для того, чтобы провести реальную оценку соблюдения критериев открытости деятельности Общественных Советов при органах местного самоуправления, рассмотрим на примере деятельности Общественного Совета города Брянска.
Общественный Совет города Брянска был образован Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07. 2006 г. № 487 о Принятии положения об Общественном Совете города Брянска, которое является правовой основой его создания и деятельности. Согласно этому положению «Общественный Совет города Брянска (далее по тексту — Общественный Совет) является постоянно действующим независимым коллегиальным консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах, и формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций». [3]
Ссылаясь на доклад «Открытость государства в России -2020», проведем оценку информационной открытости Общественного Совета города Брянска по следующим параметрам:
- Наличие сайта или раздела на сайте органа управления.
- Информация о членах Общественного Совета.
- Информация о работе Общественного Совета.
- Доступность коммуникации с Общественным Советом. [2]
- Наличие сайта или раздела на сайте органа управления.
Введя запрос в поисковой системе «Общественный Совет города Брянска», мы попадаем на сайт Брянского городского Совета народных депутатов в раздел «Общественный Совет» [5] (рис.1).
Рис. 1. Раздел «Общественный Совет» сайта Брянского городского Совета народных депутатов
То есть, Общественный Совет не имеет собственного сайта.
- Информация о членах Общественного Совета.
В разделе, посвященному деятельности Общественного Совета, имеется подраздел «Состав Общественного Совета» и «Структура Общественного Совета», в котором подробно указана информация о количестве участников Совета, ФИО, фото каждого из участников и его должность, состав рабочих группы. Также прилагается схема структуры Совета ссылками на членов Совета.
- Информация о работе Общественного Совета.
В разделе имеется краткая общая информация об Общественном Совете, процессе его формирования. Результаты работы Совета оформлены в виде подраздела «Решения Общественного Совета». В нем размещены ссылки на документы, с которыми можно ознакомиться и на регламент работы самого Совета. Последняя публикация Решения Общественного Совета от 20 апреля 2018 г.
Изучив данный подраздел, в основном складывается общее представление о деятельности Совета и имеется информация только об уже фактически принятых решениях. Отсутствует новостная лента, график и повестки предстоящих собраний, время проведения «круглых столов».
- Доступность коммуникации с Общественным Советом.
Контактная информация предоставлена в документах Общественного Совета в виде ссылок на электронную почту, адрес местонахождения и номер телефона. Раздел сайта «Обратная связь» посвящен обращению только в Брянский городской Совет народных депутатов. В разделе «Общественный Совет» нет возможности задать вопрос в Общественный Совет напрямую, нет форумов или открытой площадки для обсуждений.
Проведя оценку параметров информационной открытости деятельности Общественного Совета города Брянска, можно сделать следующие выводы:
- Общая информация об истории создания и формирования Совета, а также правовые основы его деятельности освящены подробно и полно.
- Информация о персонах участников Совета и структура Совета представлены в полном объеме.
- Представлено мало оперативной информации о работе Совета и низкая доступность к коммуникации с Советом и его участниками в режиме онлайн.
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность института Общественных Советов в России, являющегося диалогом между властью и населением. Для эффективности этого диалога является ключевым сделать процесс деятельности Общественных Советов максимально открытым и прозрачным для граждан.
Литература:
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.07.2014. — № 30 (часть 2). — Ст. 4213.
- https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-2020.pdf.
- Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07. 2006 г. № 487 о Принятии положения об Общественном Совете города Брянска // Газета «Брянск» — 28.07.2006.- № 20.
- http://cmokhv.ru/materials/mat20190617/.
- http://bryansk032.ru/?j=192&obchsov=5.