В статье освещается правовая природа государственных и муниципальных унитарных предприятий. Актуальность стать заключается в том, что современные унитарные предприятия стоит усовершенствовать под новую модель экономики, а для этого следует усовершенствовать законодательство.
Ключевые слова : государственные и муниципальные унитарные предприятия, законодательство, состав и структура имущества унитарного предприятия.
The article highlights the legal nature of state and municipal unitary enterprises. The relevance of becoming is that modern unitary enterprises should be improved for a new model of the economy, and for this, legislation should be improved.
Keywords : state and municipal unitary enterprises, legislation, composition and structure of property of a unitary enterprise.
В целях создания благоприятной экономической основы и жизнедеятельности граждан, государству следует правильно наладить взаимодействие с частными предприятиями, а также закрепить такое взаимодействие правовыми нормами и законодательными актами. В соответствии с этим, требуется создание и изучение правовой особенности управления и реорганизации унитарного предприятия, что позволяет государству и муниципалитету развивать свой потенциал.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить правовое положение унитарных предприятий.
«Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия признаётся неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия» [2]. Данное определение было закреплено в Гражданский Кодекс Российской Федерации пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644).
Пункт 7 статьи 113 ГК РФ гласит: «Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2]. Таким образом было установлено создание Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Закон регулирует правовое положение ГУП и МУП, порядок создания, права и обязанности собственников его имущества, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Так же не маловажную роль играют концепции управления муниципальными предприятиями. В связи с этим в 9.09.1999 г. было принято постановление Правительства РФ № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4626).
Концепция содержит два раздела. Первый раздел рассматривает механизмы, направленные на повышение эффективности управления имуществом.
Второй раздел рассматривает проблемы в вопросы приватизации для эффективности работы отечественных производителей.
Мы понимаем и осознаём, что государственные и муниципальные предприятия не должны мешать частному сектору и вредить здоровой конкуренции, но и не должны ущемлять себя так как в некоторых случаях, участие публично правовых образований в осуществлении предпринимательской деятельности из-за их особого правового статуса не всегда возможно, но иногда и ограничено. В этой связи следует рассмотреть, какие же именно предприятия включаются в государственные и муниципальные.
Законодателем, исчерпывающим образом было установлено, что муниципальные и государственные унитарные предприятия в отличии коммерческих организаций имеют особую правоспособность, с целью которой и было создано юридическое лицо.
Рис. 1. цель создания государственных и муниципальных унитарных предприятий
Для решения вопросов муниципалитетов, в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» могут создаваться муниципальные унитарные предприятия. Отсюда следует, что кроме установленных в ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» случаи создания для муниципальных унитарных предприятий ограничиваются дополнительно вопросами и местного значения, которые заключены в гл. 3 федерального закона» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рассмотрим некоторые государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики по состоянию на 01.03. 2020 год, учтённых в Реестре государственного и имущества Чувашской Республики в таблице 1.
Таблица 1
Государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики по состоянию на 01. 03. 2020год.
Государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики. |
||
Курирующее министерство |
Полное наименование юридического лица |
|
Министерство здравоохранения Чувашской Республики |
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Фармация» |
|
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики |
Казенное унитарное предприятие Чувашской Республики «Агро-Инновации» |
|
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз» |
|
ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» |
||
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» |
||
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики |
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс» |
|
Казенное предприятие Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» |
||
Некоторые унитарные предприятия Чувашской Республики созданы для решения социальных задач или для предоставления убыточных услуг такие как на пример: «Фармация», «Биологические очистные сооружения», «Чувашавтотранс».
Все муниципальные унитарные предприятия кроме федеральных законов должны соблюдать ещё и законодательство Чувашской Республики. Для обеспечения правового порядка Кабинетом Министров Чувашской республики выносятся постановления, указы, «Дорожные карты»- программы развития и другие нормативно правовые акты.
Так, например, в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110 «Об утверждении Положения об отраслевых балансовых комиссиях и Положения о порядке определения и уплаты государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики части прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики» говорится о создании отраслевых и балансовых комиссий для координации и регулировании деятельности муниципальных предприятий. Так же устанавливается размер обязательной уплаты части прибыли предприятий в размере более 50 % от чистой прибыли, после обязательных платежей, в бюджет чувашской Республики [7].
В Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2013 № 116 говориться, об обязательном отчёте руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики. Отчёты предоставляются по установленной форме и прописанной периодичностью, в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и министерств, курирующих унитарные предприятия, для осведомления.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.06.2011 № 266 «О порядке списания государственного имущества Чувашской Республики» разъясняет возможности списания «изношенного» и морально устаревшего, сломанного оборудования унитарными предприятиями.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2007 № 71 «О мерах по снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и государственных учреждений Чувашской Республики» разъясняет правила и порядок ликвидации задолженности у предприятия, если таковая имеется.
К сожалению, среди многих законодательных актов и постановлений мы не видим ни одного правового акта, который содержал бы порядок определения и состава имущества у государственных муниципальных предприятий. Очень важно определиться с целесообразностью приобретения того или иного оборудования. Имущество унитарных предприятий может закупаться и на вырученные средства, как необходимое, но тогда после покупки и уплаты всех налогов и выплат, бюджет может недосчитаться средств, а оборудование, имущество оказаться лишним- не профильным.
Конечно, это лишь одна из проблем, но она требует подхода и рассмотрения. Правовая структура государственных и муниципальных унитарных предприятий требует совершенствования под новые современные системы развития экономики и права.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок от 30.12.2008, № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ). М., 2012.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.06.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 N 52-ФЗ.- Текст: электронный // Гарант: информационно правовой портал.- URL: https://base.garant.ru/10107501/ (дата обращения: 20.05.2020).
- О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.- Текст: электронный // КонсультантПлюс: надёжная правовая поддержка: официальный сайт.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 20.05.2020).
- О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 9 сентября 1995 года № 1024 (ред. от 29 ноября 2000 года) // Российская газета.- 2000.- 25 мая.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.05.2020).- Текст: электронный // Гарант: информационно правовой портал.- URL: https://base.garant.ru/186367/ (дата обращения: 25.05.2020 года).
- Об утверждении Положения об отраслевых балансовых комиссиях и Положения о порядке определения и уплаты государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики части прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110. –Текст электронный // Сайт государственной службы по делам юстиции Чувашской Республики: http://www.minust.cap.ru/deyateljnost (дата обращения 25.05.2020года).
- Об отчетности руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, представителей интересов Чувашской Республики в органах управления хозяйственных обществ, доли (акции) которых находятся в государственной собственности Чувашской Республики, и представителей Чувашской Республики в советах директоров открытых акционерных обществ, в отношении которых используется специальное право («золотая акция»): Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2013 № 116.. –Текст электронный // Сайт государственной службы по делам юстиции Чувашской Республики: http://www.minust.cap.ru/ (дата обращения 25.05.2020года).
- Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г. Ю. Ветрова — Москва:Фонд «Институт экономики города», 2009. — 258с.
- Камышанова, А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / А. Камышанова.- Текст непосредственный // вестник Таганрогского института управления и экономики: Сборник статей.- Таганрог, 2018. –С 47- 49